Сборка и регулировка коробок передач тракторов
МТЗ-100, МТЗ-102
При сборке первичного вала 2 (см. рис. 38,
форзац) и фрикционных муфт 18 совмещают маслоподводящие каналы
соответствующих передач. Для этого цифры 2 на двойных фрикционах 18
должны совпасть с цифрой 2 на шлицах первичного вала 2 так, чтобы были
расположены со стороны торцов вала. Первичный и промежуточный валы (в
сборе) и распределитель устанавливают в общем стакане 4 (см. рис. 40) и
испытывают под давлением 0,88 МПа (9,0 кгс/см2) при подаче 40 л/мин
(рабочая жидкость — масло М10Г2, температура 70...80°С).
При испытании проверяют наличие давления только в каналах передач,
определяемых положением золотника распределителя 3 (см. рис. 39).
Наличие давления в каналах, соединенных со сливом, не допускается.
При сборке коробки передач сборочные единицы и детали устанавливают в
следующем порядке:
— вал 23 (см. рис. 38) блока шестерен и ведомую шестерню 29 привода
синхронного ВОМ в сборе;
— вилку 23 (см. рис. 40) переключения зубчатой муфты четвертого и
шестого диапазонов и поводок 27;
— валы 2 и 3 с деталями;
— вторичный вал 5 (см. рис. 38) с шестернями 37, 39 и 41. Натяг в
конических подшипниках 35 и 36 вторичного вала создают подбором толщины
регулировочной шайбы 43. Момент сопротивления проворачиванию вторичного
вала с учетом зацепляющихся шестерен должен быть в пределах 10,7...12,7
Н-м (1,1...1,3 кгс-м);
— вилки 22, 24 и 28 (см. рис. 40) переключения диапазонов и поводки 23,
26 и 29;
— трубопроводы подвода масла к валам 2 и 3 коробки передач;
— корпус коробки передач устанавливают в вертикальном положении на
заднюю плоскость и в него монтируют узел 1 передач (см. рис. 38);
— трубопровод подвода масла подсоединяют к первичному валу 2;
— устанавливают привод насоса (см. рис. 44), соединяют его с корпусами
коробки сцепления и заднего моста, крепят крышки боковых люков КП и
сливные пробки, заправляют трансмиссию маслом.
После стыковки трансмиссии рычаг переключения насоса НМШ-25 переводят в
верхнее положение.
При работе трактора конические подшипники 35 и 36 (см. рис. 38)
вторичного вала 5 изнашиваются, зазор в них постепенно увеличивается и
нарушается нормальная работа.
Для проверки осевого зазора в подшипниках снимают верхнюю крышку коробки
передач, подводят индикатор к торцу венца шестерни 37 привода
синхронного ВОМ вторичного вала и, перемещая
ее монтировкой в осевом направлении, определяют
осевой ход, соответствующий осевому зазору в подшипниках. В процессе
эксплуатации его значение в подшипниках вторичного вала допускается до
0,3 мм. При больших значениях проводят регулировку, соблюдая следующий
порядок:
— сливают масло из корпуса трансмиссии. Снимают кабину, разъединяют тяги
и тросы управления подачей топлива и переключения передач, а также
масло- и электропроводы, идущие к расположенным в задней части трактора
сборочным единицам. После этого разъединяют коробку передач с задним
мостом, помня, что три болта крепления корпусов расположены внутри
коробки и для доступа к ним требуется снять правую крышку корпуса (один
болт), крышку механизма управления коробкой передач (два болта сверху).
Перед расстыковкой коробки передач и корпуса сцепления необходимо снять
рычаг I (см. рис. 51), отвернуть болт и перевести рычаг 7 (см. рис. 44)
переключения насоса НМШ-25 в нижнее положение;
— отворачивают гайку 44 (см. рис. 38) и выдвигают наружу вторичный вал
5, снимают внутреннее кольцо переднего конического подшипника 36 и
регулировочную шайбу 43;
— регулировочную шайбу уменьшают по толщине (шлифуют) до размера,
равного осевому перемещению в конических подшипниках. В результате
обеспечивается натяг, соответствующий моменту сопротивления
проворачиванию вторичного вала с учетом зацепляющихся шестерен
(10,7—12,7 Н-м);
— устанавливают на место снятые детали и собирают
трактор;
— пускают дизель и проверяют работу КП на всех передачах. При отклонении
рабочего давления в гидросистеме коробки передач от номинального
значения 0,88+ао98 МПа (9,0+10 кгс/см2) необходимо отрегулировать
переливной клапан 7 (см. рис. 48), изменив число регулировочных
прокладок 8 под пружиной 9. Работа коробки передач при давлении ниже
0,69 МПа (7 кгс/см2) при любой частоте вращения коленчатого вала не
допускается.
Рис. 52. Кинематическая схема коробки передач с
переключением под нагрузкой
1. Положение шестерен диапазонов, фрикционов,
зубчатых муфт