Трансмиссия трактораТ-16перелает
крутящий момент от двигателя к ведущим колесам шасси, а также к активным
рабочим органам агрегатируемых машин. У рассматриваемых СШ трансмиссия
механическая ступенчатая.
Кинематическая схема (рис. 56) трансмиссии СШ Т-16, T-16M итрактора
Т-16 МГодинаковая
(отличаются лишь количеством зубьев некоторых шестеренных пар у Т-16).
Сцепление СШ Т-16двухпоточное,
включающее главное сцепление и сцепление вала отбора мощности (ВОМ),
каждое из которых однодисковое, постоянно замкнутое, управляемые одной
педалью.
Передней опорой вала 27 (рис. 57) главного сцепления является
самоустанавливающийся шариковый подшипник, установленный на коленчатом
валу дизеля, задний конец вала опирается на шариковый подшипник 28,
установленный в стакане 26.
Передний ведомый диск 13 является диском главного сцепления, который
передает вращение через вал 27 конической шестерне 3 (рис. 58, а)
Ведомый диск 15 ВОМ установлен на шлицах трубчатого вала 31. На другом
конце трубчатого вала нарезана шестерня, входящая в зацепление с
шестерней привода ВОМ.
Нажимной диск сцепления ВОМ имеет приливы, в которых установлены оси
отжимных рычагов 19 (см. рис. 57). В торец диска упираются пружины 5
главного и ВОМ 6 сцеплений. Нажимные пружины главного сцепления
установлены в стаканах. Пружины ВОМ установлены на пальцах и закреплены
в них при помощи специальной шайбы и шплинта.
Кожухсцепления
Т-16крепится
болтами к торцу маховика, на нем установлены упоры нажимных болтов и
резьбовые бойки, в которые ввернуты регулировочные болты сцепления ВОМ.
Регулировочные и нажимные болты застопорены гайками. Ведомые и нажимные
диски прижаты к маховику пружинами. Силы трения, возникающие между
поверхностями маховика, ведомых и ведущих дисков, обеспечивают передачу
крутящего момента от двигателя к валам главного сцепления и ВОМ.
Для выключения главного сцепленияТ-16нажимают
ногой на педаль и через систему рычагов и тяг поворачивают валик 24 с
вилкой 1, которая, перемещая корпус 33 отводки влево, через подшипник 2
нажимает на отжимные рычаги. Рычаги перемещают диск вправо, сжимая
пружины главного сцепления. При этом ведомый диск 13 освобождается.
Выключение главного сцепления происходит на половине хода педали.
При последующем надавливании на педаль нажимные диски 14 и 17 еще
отходят вправо. Перемещение вправо нажимного диска 14 главного сцепления
ограничивается регулировочными болтами. От этого положения перемешается
вправо только нажимной диск 17 ВОМ, освобождая ведомый диск 15 ВОМ
(сцепление ВОМ выключается).
Если отпустить педаль сцепления нажимные диски под действием пружины
переместятся влево и сначала зажмут ведомый диск 15 (включив тем самым
ВОМ), а затем, двигаясь влево по направляющим шпонкам, прижмут ведомый
диск 13 к маховику (включив главное сцепление).
Сцепление во включенном положении передает крутящий момент от двигателя
к трансмиссии. При перегрузках пробуксовывание сцепления предохраняет
детали от повреждения.