Трактор Т-16. Обслуживание системы смазки дизеля Д-16, Д-21А (смена масла)

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор Т-16, Т-16 М и Т-16 МГ. Устройство, работа, характеристики и ремонт

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Трактор Т-16. Обслуживание системы смазки дизеля Д-16, Д-21А (смена масла)

При работе двигатели смазочные свойства картерного масла ухудшаются вследствие его старения и загрязнения посторонними примесями и продуктами износа трущихся поверхностей деталей. При работе двигателя часть масла сгорает в камерах сгорания. Особенно быстро возрастает расход по мере износа деталей поршневой группы двигателя. Для поддержания требуемого уровня масла в поддоне нужно заливать свежее масло до верхней метки на масломерной линейке через заливную горловину. При отсутствии специальной заправочной посуды можно пользоваться ведром с крышкой. Наливать масло необходимо через воронку с мелкой сеткой. Для ускорения заправки и прогрева двигателя зимой загустевшее масло подогревают в водяной ванне. Уровень масла в поддоне необходимо проверять до пуска двигателя. Если уровень проверяют после остановки двигателя, то перед замером нужно дать возможность маслу в течение 10-15 мин. стечь со стенок картера и других деталей. При проверке уровня масла шасси следует установить на горизонтальной площадке.
Работа двигателя Т-16 с уровнем масла ниже нижней метки категорически запрещается.
При смене масла необходимо также заменить фильтр тонкой очистки (Д-16), промыть фильтр тонкой очистки, удалить отложения и грязь, скопившиеся на стенках картера и в каналах.
Для промывки масляной системы двигателя следует после слива старого масла залить в поддон 4-5 л дизельного топлива, запустить двигатель и дать поработать в течение 1-1,5 мин. После остановки двигателя нужно слить полностью дизельное топливо из поддона и фильтров через сливные пробки и заправить двигатель свежим маслом до верхней метки на масломерной линейке.
После промывки масляной системы двигателя и замены масла рекомендуется запустить двигатель и прогреть его, чтобы заполнить всю масляную систему в магистрали. Затем надо проверить давление масла в магистрали. При пуске холодного двигателя давление масла, пока оно не прогрелось, может быть значительно выше. Повышенное давление масла у прогретого двигателя указывает на неисправность редукционного клапана. В случае понижения давления к трущимся деталям двигателя масло будет поступать в недостаточном количестве.
 

 

 

Трактор Т-16. ТО фильтра грубой очистки дизеля Д-16, Д-21А

ТО фильтра грубой очистки Т-16 (двигателя Д-16) сводится к сливу масла из отстойника при каждой смене масла в поддоне и периодической очистке фильтрующего элемента и полости отстойников от осадков и отложений. Для очистки полости отстойника его нужно снять, удалить и промыть дизельным топливом.
Фильтрующий элемент удобнее очищать после снятия фильтра с двигателя. Элемент следует очищать жесткой волосяной щеткой и дизельным топливом.
Не рекомендуется применять для очистки пластин металлические предметы во избежание повреждения пластин. Не рекомендуется также разбирать фильтрующий элемент. После очистки фильтрующий элемент необходимо прополоскать в бензине, одновременно поворачивая его подвижные фильтрующие пластины рукояткой. При установке фильтра и отстойника на двигатель надо применять для уплотнения исправные уплотнительные прокладки.
Срок службы фильтрующего элемента тонкой очистки масла (Д-16) зависит от степени загрязнения масла. Фильтрующий элемент желательно заменять при очередной смене масла в поддоне. Заменять фильтрующий элемент необходимо при температуре масла не ниже 60-70°. Для этого через 3-5 мин. после остановки двигателя нужно слить отстой и снять крышку корпуса фильтра, вынуть фильтрующий элемент и снять пружину с нейтральной трубки. Затем надо протереть корпус салфеткой. Если корпус фильтра сильно загрязнен, его необходимо промыть дизельным топливом, предварительно отъединив от фильтра подводящую и сливную трубки. Перед установкой нового фильтрующего элемента надо предварительно смочить его маслом и поставить в корпус проволочной ручкой кверху.
 

 

Трактор Т-16. ТО центрифуги дизеля Д-16, Д-21А

ТО центрифуги (Д-21) производится следующим образом:
- очистить и промыть наружную поверхность фильтра;
- отвернуть гайку и снять колпак центрифуги;
- отвернуть стопорную гайку и снять ротор,
- очистить и промыть в керосине колпак;
- снять крышку ротора, очистить и промыть в керосине:
- промыть предохранительные сетки, при необходимости прочистить медной проволокой отверстия сопел (форсунок);
- собрать ротор, установить на ось, убедиться в легкости вращения;
- установить колпак центрифуги и закрепить гайки;
- запустить дизель, прогреть и проверить действие центрифуги по продолжительности вращения ротора после остановки дизеля (должен вращаться не менее 55 сек., определяется на слух).
Регулировкой редукционного клапана можно повысить или понизить давление масла. Перед регулировкой отогните стопорную шайбу 5 (см. рис. 41), отверните гайку 6.
При вворачивании пробки 4 пружины 3 сжимается и клапан регулируется в сторону увеличении давления масла, а при выпора шпанки пробки 4 — в сторону снижения. Поете установки в системе смазки давления не ниже 0.15 МПа на минимальных оборотах и не выше 0.35 МПа на максимальных заверните гайку 6 и законтрите ее шайбой 5.
 

 

 

Трактор Т-16. ТО Системы охлаждения дизеля Д-16, Д-21А

 

Нормальное функционирование воздушной системы охлаждения зависит в первую очередь, от чистоты поверхностей охлаждения (ребер) на цилиндрах и головках, а также от работы вентиля тора.
В процессе эксплуатации следите за тем, чтобы кожух вентилятора не имел вмятин, а детали дефлектирования не были прогнуты. Не допускайте загрязнения канавок (ручьев) шкивов маслом, топливом.
Тепловой режим регулируйте диском 16 (рис. 46), устанавливаемым под кожухом вентилятора на переднем дефлекторе 20 (на выходе охлаждающего воздуха из вентилятора). В холодное время года (при установившейся температуре плюс 5°С и ниже) диск установите под кожух вентилятора Т-16. При установившейся температуре окружающего воздуха плюс 5"С и выше диск снимайте.
Температура масла в магистрали не ниже 40°С при температype окружающего воздуха до минус 25°С обеспечивается установкой под кожухом вентилятора диска и загрузкой двигателя не менее 40% номинальной мощности.
Допускается работа двигателя с установленным дроссельным диском при температуре воздуха до плюс 10°С и температуре масла в магистрали не выше 120°С.
Регулировка натяжения ремня привода вентилятора и генератора производится изменением положения генератора (его поворотом).
Перед регулировкой ослабьте болт 5 (рис. 55) и гайки двух болтов 6, а после регулировки затяните их. Ремень должен быть натянут так, чтобы при нажатии на него с усилием 40 Н стрела прогиба ремня составляла 15-22 мм (проверка производится при помощи двух мерных металлических линеек и пpyжинного динамометра).
Натяжение ремня проверяйте в средней части ветви между шкивами коленчатого вала и вентилятора. Особенно внимательно следите за правильным натяжением ремня в первые 60 ч работы двигателя.
Основные показатели и регулировочные данные механизмов и систем двигателя приведены в табл. 8.
Самоходное шасси следует полностью разбирать только при капитальном ремонте. Разборка шасси или отдельного узла не вызванная необходимостью, может повлечь за собой нарушение нормальной работы, повышенный износ деталей и преждевременный выход их из строя. Частая разборка вызывает нарушение нормальных сопряжений деталей. При этом изнашиваются трущиеся поверхности, резьба шпилек болтов и отверстий, портятся прокладки. Шасси перед разборкой очищают и промывают.
После мойки шасси обтирают чистой ветошью и устанавливают в специально подготовленном закрытом помещении, предназначенном для выполнения разборно-сборочных работ. Помещение должно быть оборудовано стеллажами для снятых с шасси узлов, ваннами для мойки деталей и керосине и щелочном растворе, механическим или реечным прессом, тисками, набором специального и универсального инструмента. Для предупреждения повреждения деталей при разборке, обличения и ускорения процесса разборки рекомендуется применять съемники. Во избежание повреждения граней головок гаек и болтов не рекомендуется применять разводные ключи. Для вьвертывания и ввертывания шпилек следует применять специальные ключи. Рекомендуется при разборке размешать на стеллажах промытые и обезжиренные детали и узлы, снятые с шасси, на соответствующих местах, обозначил их специальными бирками с указанием номеров или маркировки деталей.

Таблица 8
Основные показатели и регулировочные данные механизмов и систем двигателя Т-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..