Коробка передач (КП)трактора
Т-16обеспечивает
получение семи передач для движения вперед и одной назад. Валы в КП
расположены поперек продольной оси шасси, что позволило уменьшить
продольные размеры трансмиссии и осуществить передачу вращения к
дифференциалу при помощи цилиндрических шестерен.
Крутящий момент передается от двигателя через коническую шестерню вала
главного сцепления на ведомую шестерню 3 (рис. 58, а), установленную на
шлицевом конце первичного валакоробки
передач Т-16.
На шлицах первичного вала находятся подвижные блоки шестерен 6 второй и
третьей передач, пятой и шестой передач 5, а также неподвижная шестерня
9 четвертой передачи. Шестерня 10 первой передачи установлена на
призматической шпонке. Она находится в постоянном зацеплении с большой
шестерней блока 11 заднего хода.
На вторичном валу установлены: неподвижно блоки шестерен 9 (рис. 58, б)
пятой и шестой передач, второй передачи и дифференциала 17, третьей
передачи 18; подвижно — шестерни четвертой передачи и заднего хода 16,
первой и замедленной передач 56.
Рис. 58. Коробка передач
трактора Т-16:
1 - корпус манжеты; 2, 14 - манжеты; 3 - коническое трубчатое колесо; 4,
13, 15 - подшипник; 5 - шестерня V и VI передач ведущая; 6 - шестерня II
и III передач ведущая; 7 - вал первичный; 8 - колпак; 9 - шестерня IV
передачи ведущая; 10 - шестерня I передачи ведущая; 11 - блок шестерен
заднего хода; 12 - ось блока шестерен; 16 шестерня IV передачи ведомая и
заднего xoдa; 17 - шестерня II передачи и дифференциала; 18 - III
передачи ведомая; 19 - зубчатое колесо V u VI передач ведомое; 20 -
вилка включения ВОМ; 21 - валик переключения IV передачи и заднего хода;
22 - валик переключения I и дополнительной передачи; 23 - ступица; 24 -
ось рычага ВОМ; 25 - рычаг включения ВОМ; 26 - колонка рычага
переключения передач; 27 - чехол; 28 - рычаг переключения передач; 29 -
пружина; 30 - штифт; 31 - рамка блокировки; 32 - включатель блокировки;
33 - крышка; 34 - пружина стяжки; 35 - валик переключения V и VI
передач; 36 - валик переключения II и III передач; 37 - вилка
переключения V и VI передач; З8 - вилка переключения II и III передач;
39 - вилка переключения IV передачи и заднего хода; 40 - вилка
переключения I и дополнительной передачи; 41 - крышка валиков правая; 42
- втулка распорная; 43 - шпонка; 44, 45, 54 - подшипник; 46 - крышка; 47
- гнездо уплотнения; 48, 66 - стопорные шайбы; 49 - колпак; 50 - вал
вторичный; 51, 52 - втулки; 53 - манжеты; 55 - стакан подшипников
первичного вала; 56 - шестерня I передачи ведомая; 57 - шарик; 58 -
пружина; 59 - винт установочный; 60 - шайба; 61 - валик блокировки; 62 -
кольцо; 63 - шайба упорная; 64 - ось промежуточная; 65 - гайка; 67 -
подшипник нестандартный; 68 - шестерня дополнительной передачи
промежуточная.
В нижней части корпуса трансмиссии на двух шариковых подшипниках
установлена ось блока 12 шестерни заднего ходи и дополнительной передачи
(рис. 58, а). На ней также закреплен блок шестерен 11 заднего хода.
Шестерня медленной передачи, изготовленная вместе с осью, находится в
постоянном зацеплении с промежуточной шестерней 68 (рис. 58, б).
Передачи трактора Т-16 переключаются рычагом 28, перемещающим валики 21,
22, 35 и 36 с жестко закрепленными на них вилками 37, 38, 39 и 40. Рычаг
смонтирован в колонке на сферической опоре и фиксируется от
проворачивания вокруг вертикальной оси штифтом 30. Движение рычага 28
ограничивается боковыми поверхностями пазов в крышке корпуса.
Расположение и размеры лазов предотвращают одновременное включение двух
передач.
Механизм блокировки позволяет переключать передачи только при полностью
выключенном сцеплении: при нажатии на педаль сцепления валик 61
перемещается так, что его фрезерованные участки устанавливаются против
валиков переключения передач, поэтому последние могут свободно двигаться
в осевом направлении; при включенном сцеплении валик 61 входит в выточки
валиков переключения и запирает их, не позволяя шестерням перемешаться.
Ход валика блокировки ограничивается винтом 59. Валики переключения
передач фиксируются в нейтральном положении шариками 57 и пружинами 58.
На верхний конец рычага 28 навернута пластмассовая рукоятка. Нижний
конец рычага имеет шаровую головку, входящую в пазы валиков переключения
передач. Чтобы нижняя часть рычага перемешалась в только требуемом
направлении, в крышке корпуса трансмиссии имеется направляющая кулиса.
Резиновый чехол 27, надетый на рычаг и удерживаемый на колонке стяжным
хомутом, предохраняет детали механизма переключения передач от влаги и
пыли. С целью исключения случаев запуска двигателя при включенной
передаче предусмотрен механизм блокировки стартера, смонтированный в
колонке переключения передач. Рычаг переключения передач трактора Т-16
28 (рис. 58, б) расположен в прорези рамки 31, жестко соединенной с
осью. Из оси имеется сферический паз, куда входит шарик включателя
блокировки стартера 32. При включении передачи рычагом рамка
поворачивается, отключая электрическую цепь, соединенную со стартером.