Трактор Т-16. Замена коренных и шатунных вкладышей дизеля Д-16, Д-21А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор Т-16, Т-16 М и Т-16 МГ. Устройство, работа, характеристики и ремонт

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

Трактор Т-16. Техническое обслуживание дизелей (Д-16, Д-21А) - часть 2

 

 

 

Трактор Т-16. Замена коренных и шатунных вкладышей дизеля Д-16, Д-21А

 

Замена коренных и шатунных вкладышей Т-16. Зазоры в подшипниках проверяют путем измерения диаметров шейки вала и соответствующей ей вкладышей, зажатых крышками в постели картера (или шатуна). Измерения производят в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема подшипников.
При зазоре в шатунных подшипниках 0.4 мм и в коренных 0,35 мм и овальности шеек 0.15 мм перешлифуйте шейки вала и замените коренные и шатунные вкладыши. Для монтажа крышек коренных подшипников рекомендуется использовать рым-болт, который ввернут в картер маховика двигателя.
Шейки коленчатого вала изготовляются двух номиналов, которые приведены в табл. 7. Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру первого номинала, специального обозначения не имеют. Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, имеют на первой щеке обозначение "2 КШ".
На валах, коренные шейки которых изготовлены по первому номиналу, а шатунные - по второму, нанесено обозначение "2Ш". На валах, коренные шейки которых выполнены по второму номиналу, а шатунные по первому, нанесено обозначение "2К". Номер номинала вкладышей шатунных, и коренных подшипников нанесен на наружной цилиндрической поверхности каждого вкладыша. На вкладышах первого номинала нанесено обозначение "H1" на вкладышах второго номинала - "Н2"
Устанавливать на вал вкладыши номинала, не соответствующие условному обозначению на валу, запрещается. Нельзя также устанавливать верхний вкладыш вместо нижнего и наоборот.


Таблица 7
Производственные и ремонтные размеры коренных и шатунных шеек коленчатого вала (Д-21А)


При подборе и замене коренных вкладышей обратите внимание на их комплектность. О комплектности вкладышей судят по номерам (кроме номера номинала и марки дизеля), нанесенным на вкладышах. Верхний и нижний вкладыши, поставляемые в запасные части, подбирают на заводе-изготовителе. Нарушение комплектности двух вкладышей недопустимо.
Кроме двух производственных номиналов, существует четыре ремонтных размера шатунных и коренных вкладышей, которые обозначаются следующим образом: вкладыши первого ремонтного размера – Р1, вкладыши второго ремонтного размера – Р2 и т. д. Аналогичная маркировка наносится на боковой поверхности упорных полуколец только ремонтных размеров.
В процессе шлифования строго выдерживайте радиус кривошипа, равный 60±0,9 мм и радиус переходных галтелей 6-0,5, так как при увеличении радиуса кривошипа возможен удар поршня в клапан или головку цилиндра, а при уменьшении радиуса галтели возможны поломки коленчатого вала.
Острые кромки масляных каналов на шейках тщательно закругляйте, а поверхности шеек и переходных галтелей полируйте.
При сборке коренных и шатунных подшипников категорически запрещается: шабрить рабочие поверхности вкладышей; подпиливать крышки коренных подшипников, а также ставить прокладки в стыке вкладышей и между вкладышами и постелями; разукомплектовывать вкладыши подшипников, а также устанавливать их на другую шейку вала; переставлять крышки нижней головки шатуна или переворачивать их; ставить шатунные болты и шпильки с вытянутой или сорванной резьбой; регулировать зазор в подшипниках неполной затяжкой гаек шатунных болтов и гаек шпилек коренных подшипников; стопорить гайки шпилек коренных подшипников пластинами, бывшими в употреблении более двух раз.
Перед сборкой кривошипно-шатунного механизма все маслопроводящие каналы в картере и коленчатом вале, а также полости шатунных шеек следует очистить, промыть дизельным топливом и продуть сжатым воздухом. Постели и наружные поверхности вкладышей следует протереть насухо, а шейки вала смазать тонким слоем моторного масла. Правильно уложенный коленчатый вал должен свободно вращаться в затянутых подшипниках без признаков заедания, а нижние головки шатунов перемещаться вдоль шеек от усилия руки. 
Основные показатели и регулировочные параметры кривошипно-шатунного механизма рассматриваемых дизелей приведены в табл. 8.

 

 

 

 

Трактор Т-16. Техническое обслуживание ГРМ (механизма газораспределения) дизеля Д-16, Д-21А

 

Техническое обслуживание механизма газораспределения (ГРМ) заключается в периодическом осмотре наружных деталей, проверке и регулировке зазоров между клапанами и седлами, а также обеспечении плотности прилегания клапанов к седлам. При нарушении герметичности посадки клапанов производят притирку их конусных фасок к седлам.
Для проверки герметичности сопряжения «клапан-седло» можно воспользоваться таким способом: установить снятую головку цилиндра впускным (выпускным) окном вверх и залить в него дизельное топливо. Нормально притертый клапан не должен пропускать дизельное топливо в течение 30 сек. Качество притирки клапана проверяют также "на карандаш": поперек фаски снятого клапана мягким графитовым карандашом наносят на одинаковом расстоянии 2-3 черточек; осторожно устанавливают клапан в седло и, надавив его, проворачивают на 1/4 оборота; все черточки должны быть стертыми.
Клапаны к седлам притирают с помощью ручной дрели с присоском и пасты ГОИ (при ее отсутствии готовят смесь: 1,5 частей (объемных) микро-порошка карбида кремния зеленого; 1 часть моторного масла; 0,5 части дизельного топлива). Последовательность действий следующая: снимают головку цилиндра; очищают ее от грязи, масла и нагара; разбирают клапанное устройство; очищают клапаны и их седла от нагара и промывают в керосине; наносят ни фаску клапана тонкий слой пасты, смазывают стержень клапана членам моторным маслом, устанавливают клапанную пружину и клапан; надавливая клапан проворачивают его на 1/3 оборота; потом на 1/4 оборота в обратном направлении (вращательным движением притирать нельзя); периодически поднимают клапан и наносят на фаску новые порции пасты притирая до тех пор, пока на фасках клапана и седла не выработается сплошной матовый поясок; после притирки промывают детали в дизельном топливе и обдувают воздухом, после чего собирают клапанное устройство и проверяют герметичность пары "клапан-седло".
При техническом обслуживании ГРМ трактора Т-16, клапаны регулируют на непрогретом (холодном) двигателе в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров «1-2-0-0». Для этого при помощи указателя и метки ВМТ на шкиве привода вентилятора устанавливают поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия (при этом впускной и выпускной клапаны первого цилиндра должны быть закрыты), а затем для регулировки клапанов других цилиндров проворачивают коленчатый вал на 180° (для облегчения вращения пользуются декомпрессионным механизмом).
Для регулировки зазора ослабляют контргайку регулировочного винта на коромысле и, ввертывая или вывертывая винт, устанавливают требуемый зазор между бойком коромысла и стержнем клапана, после чего надежно затягивают контргайку и снова проверяют (щупом) запор, проворачивая штангу толкателя.
Чтобы механизм газораспределения действовал синхронно с топливоподачей приводные шестерни должны быть установлены по соответствующим меткам (рис. 54 и 55). 

Рис. 54. Приводы ГРМ и топливного насоса (Д-16):
1 - штанга толкателя; 2 - толкатель впускного клапана; 3 - шестерня привода топливного насоса; 4 - промежуточная шестерня; 5 - палец промежуточной шестерни; 6 - распределительный вал; 7 - кожух штанги; 8 - уплотнительное кольцо; 9 - шестерня распределительного вала; 10 - шарикоподшипник; 11 - стопорное кольцо; 12 - замковая шайба; 13 - шайба; 14 - стопорная шайба; 15 - шайба фланца; 16 - шлицевой фланец; 17 - стопорное кольцо; 18 - сегментная шпонка; 19 - гайка; 20 - шайба; 21 - шарикоподшипник; 22 - болт; 23 - упорная шайба; 24 - болт; 25 - гайка; 26 - толкатель впускного клапана.


Рис. 55. Привод вентилятора и генератора (Д-21А):
1 - кронштейн генератора; 2 - генератор; 3 - натяжная планка; 4 - приводной ремень; 5 - фиксирующий болт; 6 - болт крепления генератора.

Основные показатели и регулировочные параметры при техническом обслуживании ГРМ рассматриваемых дизелей Т-16 приведены в табл. 8.

 

 

 


Трактор Т-16. Проверка системы питания дизеля Д-16, Д-21А

Техническое состояние системы питания во многом определяет эффективность использования шасси. Для того, чтобы она исправно работала нужно соблюдать определенные требования, в частности:
- при техническом обслуживании тракторов Т-16 осуществлять проверку системы питания;
- заливать в бак чистое топливо рекомендованных марок, избегая попадания в него воды и пыли;
- проверять и, при необходимости, доливать масло в корпус топливного насоса;
- сливать отстой из топливного бака и фильтра тонкой очистки топлива;
- очищать дренажное отверстие в крышке заливной горловины топливного бака;
- при работе и особо пыльных условиях через каждые 20 часов проверять и, при необходимости, заменять масло в поддоне воздухоочистителя;
- не допускать работу дизеля с подсосом воздуха в топливной системе и попадание воды в воздухоочиститель во время мойки.
Запрещается подогревать воздух перед всасывающей трубкой при пуске дизеля открытым огнем (факелом, паяльной лампой).
Топливный бак рекомендуется заполнять в конце рабочего дня, этим предупреждается возможность конденсации паров поды. При сезонном техническом обслуживании промывать сетчатый фильтр заливной горловины.
Техническое обслуживание топливных фильтров, в ходе проверки системы питания, состоит в периодическом удалении отстоя, промывании и смене фильтрующих элементов тонкой очистки.
Для слива отстоя из фильтра тонкой очистки нужно подставить под него емкость и открутить сливную пробку.
Для слива отстоя из фильтра грубой очистки нужно закрыть кран топливного бака, снять колпак, удалить отстой, промыть колпак в чистом дизельном топливе, поставить колпак на место, заполнить систему топливом и удалить воздух.
Для замены фильтровального элемента тонкой очистки нужно:
- слить топливо, открыть сливную пробку;
- отъединить колпак фильтра вместе с фильтрованным элементом;
- извлечь фильтр;
- промыть все детали в чистом дизельном топливе;
- собрать фильтр, обеспечить плотность прилегания торцовой поверхности к плоскости корпуса;
- заполнить систему топливом и удалить из нее воздух (у насоса НД для удаления воздуха отворачивают болт крепления поворотного угольника топливопроводящей магистрали или специальную пробку и прокачивают систему ручным насосом). Признаками неисправной работы топливной системы являются дымление и перебои при работе двигателя, паление мощности. Падение мощности двигателя без дымления вызывается засорением топливного фильтра или недостаточной подачей топлива вследствие нарушения регулировки топливного насоса. Перебои в работе двигатели и появление белого дыма имеют место при попадании воздуха в топливную систему, а также вследствие неисправной работы форсунок, которые можно выявить при проверке системы питания Т-16.
 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..