Замена коренных и шатунных вкладышейТ-16.
Зазоры в подшипниках проверяют путем измерения диаметров шейки вала и
соответствующей ей вкладышей, зажатых крышками в постели картера (или
шатуна). Измерения производят в плоскости, перпендикулярной к плоскости
разъема подшипников.
При зазоре в шатунных подшипниках 0.4 мм и в коренных 0,35 мм и
овальности шеек 0.15 мм перешлифуйте шейки вала и замените коренные и
шатунные вкладыши. Для монтажа крышек коренных подшипников рекомендуется
использовать рым-болт, который ввернут в картер маховика двигателя.
Шейки коленчатого вала изготовляются двух номиналов, которые приведены в
табл. 7. Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру
первого номинала, специального обозначения не имеют. Валы, коренные и
шатунные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, имеют на
первой щеке обозначение "2 КШ".
На валах, коренные шейки которых изготовлены по первому номиналу, а
шатунные - по второму, нанесено обозначение "2Ш". На валах, коренные
шейки которых выполнены по второму номиналу, а шатунные по первому,
нанесено обозначение "2К". Номер номинала вкладышей шатунных, и коренных
подшипников нанесен на наружной цилиндрической поверхности каждого
вкладыша. На вкладышах первого номинала нанесено обозначение "H1" на
вкладышах второго номинала - "Н2"
Устанавливать на вал вкладыши номинала, не соответствующие условному
обозначению на валу, запрещается. Нельзя также устанавливать верхний
вкладыш вместо нижнего и наоборот.
Таблица 7 Производственные и ремонтные
размеры коренных и шатунных шеек коленчатого вала (Д-21А)
При подборе и замене коренных вкладышей обратите внимание на их
комплектность. О комплектности вкладышей судят по номерам (кроме номера
номинала и марки дизеля), нанесенным на вкладышах. Верхний и нижний
вкладыши, поставляемые в запасные части, подбирают на
заводе-изготовителе. Нарушение комплектности двух вкладышей недопустимо.
Кроме двух производственных номиналов, существует четыре ремонтных
размера шатунных и коренных вкладышей, которые обозначаются следующим
образом: вкладыши первого ремонтного размера – Р1, вкладыши второго
ремонтного размера – Р2 и т. д. Аналогичная маркировка наносится на
боковой поверхности упорных полуколец только ремонтных размеров.
В процессе шлифования строго выдерживайте радиус кривошипа, равный
60±0,9 мм и радиус переходных галтелей 6-0,5,
так как при увеличении радиуса кривошипа возможен удар поршня в клапан
или головку цилиндра, а при уменьшении радиуса галтели возможны поломки
коленчатого вала.
Острые кромки масляных каналов на шейках тщательно закругляйте, а
поверхности шеек и переходных галтелей полируйте.
При сборке коренных и шатунных подшипников категорически запрещается:
шабрить рабочие поверхности вкладышей; подпиливать крышки коренных
подшипников, а также ставить прокладки в стыке вкладышей и между
вкладышами и постелями; разукомплектовывать вкладыши подшипников, а
также устанавливать их на другую шейку вала; переставлять крышки нижней
головки шатуна или переворачивать их; ставить шатунные болты и шпильки с
вытянутой или сорванной резьбой; регулировать зазор в подшипниках
неполной затяжкой гаек шатунных болтов и гаек шпилек коренных
подшипников; стопорить гайки шпилек коренных подшипников пластинами,
бывшими в употреблении более двух раз.
Перед сборкой кривошипно-шатунного механизма все маслопроводящие каналы
в картере и коленчатом вале, а также полости шатунных шеек следует
очистить, промыть дизельным топливом и продуть сжатым воздухом. Постели
и наружные поверхности вкладышей следует протереть насухо, а шейки вала
смазать тонким слоем моторного масла. Правильно уложенный коленчатый вал
должен свободно вращаться в затянутых подшипниках без признаков
заедания, а нижние головки шатунов перемещаться вдоль шеек от усилия
руки.
Основные показатели и регулировочные параметры кривошипно-шатунного
механизма рассматриваемых дизелей приведены в табл. 8.
Техническое обслуживание
механизма газораспределения (ГРМ)заключается
в периодическом осмотре наружных деталей, проверке и регулировке зазоров
между клапанами и седлами, а также обеспечении плотности прилегания
клапанов к седлам. При нарушении герметичности посадки клапанов
производят притирку их конусных фасок к седлам.
Для проверки герметичности сопряжения «клапан-седло» можно
воспользоваться таким способом: установить снятую головку цилиндра
впускным (выпускным) окном вверх и залить в него дизельное топливо.
Нормально притертый клапан не должен пропускать дизельное топливо в
течение 30 сек. Качество притирки клапана проверяют также "на карандаш":
поперек фаски снятого клапана мягким графитовым карандашом наносят на
одинаковом расстоянии 2-3 черточек; осторожно устанавливают клапан в
седло и, надавив его, проворачивают на 1/4 оборота; все черточки должны
быть стертыми.
Клапаны к седлам притирают с помощью ручной дрели с присоском и пасты
ГОИ (при ее отсутствии готовят смесь: 1,5 частей (объемных)
микро-порошка карбида кремния зеленого; 1 часть моторного масла; 0,5
части дизельного топлива). Последовательность действий следующая:
снимают головку цилиндра; очищают ее от грязи, масла и нагара; разбирают
клапанное устройство; очищают клапаны и их седла от нагара и промывают в
керосине; наносят ни фаску клапана тонкий слой пасты, смазывают стержень
клапана членам моторным маслом, устанавливают клапанную пружину и
клапан; надавливая клапан проворачивают его на 1/3 оборота; потом на 1/4
оборота в обратном направлении (вращательным движением притирать
нельзя); периодически поднимают клапан и наносят на фаску новые порции
пасты притирая до тех пор, пока на фасках клапана и седла не
выработается сплошной матовый поясок; после притирки промывают детали в
дизельном топливе и обдувают воздухом, после чего собирают клапанное
устройство и проверяют герметичность пары "клапан-седло".
Притехническом
обслуживании ГРМтрактора
Т-16, клапаны регулируют на непрогретом (холодном) двигателе в
последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров «1-2-0-0».
Для этого при помощи указателя и метки ВМТ на шкиве привода вентилятора
устанавливают поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия
(при этом впускной и выпускной клапаны первого цилиндра должны быть
закрыты), а затем для регулировки клапанов других цилиндров
проворачивают коленчатый вал на 180° (для облегчения вращения пользуются
декомпрессионным механизмом).
Для регулировки зазора ослабляют контргайку регулировочного винта на
коромысле и, ввертывая или вывертывая винт, устанавливают требуемый
зазор между бойком коромысла и стержнем клапана, после чего надежно
затягивают контргайку и снова проверяют (щупом) запор, проворачивая
штангу толкателя.
Чтобы механизм газораспределения действовал синхронно с топливоподачей
приводные шестерни должны быть установлены по соответствующим меткам
(рис. 54 и 55).
Техническое состояние системы питания во многом определяет эффективность
использования шасси. Для того, чтобы она исправно работала нужно
соблюдать определенные требования, в частности:
- при техническом обслуживании тракторов Т-16 осуществлять проверку
системы питания;
- заливать в бак чистое топливо рекомендованных марок, избегая попадания
в него воды и пыли;
- проверять и, при необходимости, доливать масло в корпус топливного
насоса;
- сливать отстой из топливного бака и фильтра тонкой очистки топлива;
- очищать дренажное отверстие в крышке заливной горловины топливного
бака;
- при работе и особо пыльных условиях через каждые 20 часов проверять и,
при необходимости, заменять масло в поддоне воздухоочистителя;
- не допускать работу дизеля с подсосом воздуха в топливной системе и
попадание воды в воздухоочиститель во время мойки.
Запрещается подогревать воздух перед всасывающей трубкой при пуске
дизеля открытым огнем (факелом, паяльной лампой).
Топливный бак рекомендуется заполнять в конце рабочего дня, этим
предупреждается возможность конденсации паров поды. При сезонном
техническом обслуживании промывать сетчатый фильтр заливной горловины.
Техническое обслуживание топливных фильтров, в ходе проверки системы
питания, состоит в периодическом удалении отстоя, промывании и смене
фильтрующих элементов тонкой очистки.
Для слива отстоя из фильтра тонкой очистки нужно подставить под него
емкость и открутить сливную пробку.
Для слива отстоя из фильтра грубой очистки нужно закрыть кран топливного
бака, снять колпак, удалить отстой, промыть колпак в чистом дизельном
топливе, поставить колпак на место, заполнить систему топливом и удалить
воздух.
Для замены фильтровального элемента тонкой очистки нужно:
- слить топливо, открыть сливную пробку;
- отъединить колпак фильтра вместе с фильтрованным элементом;
- извлечь фильтр;
- промыть все детали в чистом дизельном топливе;
- собрать фильтр, обеспечить плотность прилегания торцовой поверхности к
плоскости корпуса;
- заполнить систему топливом и удалить из нее воздух (у насоса НД для
удаления воздуха отворачивают болт крепления поворотного угольника
топливопроводящей магистрали или специальную пробку и прокачивают
систему ручным насосом). Признаками неисправной работы топливной системы
являются дымление и перебои при работе двигателя, паление мощности.
Падение мощности двигателя без дымления вызывается засорением топливного
фильтра или недостаточной подачей топлива вследствие нарушения
регулировки топливного насоса. Перебои в работе двигатели и появление
белого дыма имеют место при попадании воздуха в топливную систему, а
также вследствие неисправной работы форсунок, которые можно выявить при
проверке системы питания Т-16.