Трактор Т-16. Техническое обслуживание дизелей
(Д-16, Д-21А) - часть 1
Для обеспечения надежной и длительной работы дизеля трактора Т-16
необходимо соблюдать следующие правила:
- начинать работу только после прогрева двигателя;
- не перегружать двигатель, предельные нагрузки должны быть как можно
краткосрочные;
- не допускать работу двигателя с давлением масла ниже 0,15 МПа;
- следить за температурным режимом (40-120°С);
- не допускать длительной работы двигателя на холостом ходу;
- использовать топливо и масло только рекомендованных сортов;
- ежедневно проверять уровень масла, своевременно производить его
замену.
При падении мощности, интенсивном дымлении и выходе газов через сапун,
трудном пуске, падении давлении масла ниже 0.15 МПа, появлении стуков,
предположительно связанных с кривошипно-шатунным механизмом, а также при
большом выгорании моторного масла дизель следует разобрать и осмотреть
(в закрытом помещении), а после этого - провести техническое
обслуживание его дизеля.
При разборке дизеля для ремонта нужно очистить полости шатунных шеек
коленчатого вала. Для этого следует вынуть шплинты и вывернуть резьбовые
пробки.
Осматривают разобранный дизель с учетом того, какие признаки наблюдались
при проведении его технического обслуживания, перед разборкой. Так, если
дизель сильно дымил, расходовал много масла, не развивал требуемой
мощности, трудно запускался, нужно проверить, в первую очередь,
состояние и степень изношенности поршневых колец, поршней, цилиндров,
после этого - направить данные механизмы на тех. обслуживание.
Поршневые компрессионные кольца подлежат замене, если зазор в замке
превышает 2.5 мм или если зазор по высоте между кольцом и канавкой
превышает 0.3 мм (Д-16), у Д-21 соответственно 3 и 0.5 мм.
Передзаменой
поршневых колецтщательно
очищают от нагара канавки под кольца и маслоотводящие отверстия в поршне
и промывают дизельным топливом.
Перед установкой нового поршневого кольца его нужно проверить по
цилиндру и поршню. Чтобы проверить кольцо по цилиндру, его устанавливают
внутрь и замеряют зазор в замке. Затем кольцо прогоняют поршнем до
самого низа цилиндра. Чтобы установить характер возможной выработки
цилиндра. При проверке кольца по поршню его прокатывают по его канавке;
при толщине кольца большей, чем глубина канавки поршня, оно считается
непригодным, в этом случае необходима замена поршневых колецтрактора
Т-16.
Для подгонки по зазору в замке кольцо нужно осторожно зажать в тисках (с
применением съемных медных, свинцовых паи алюминиевых губок, чтобы не
нарушить его правильной формы), и личным напильником осторожно спилить
лишний металл с одной стороны. Для подгонки по высоте кольцо нужно
положить на разостланный на ровном месте кусок наждачного полотна и
аккуратно, с равномерным нажином руки, круговыми движениями сточить его
с одной торцевой стороны. Признаком правильной подгонки колец но высоте
является их медленное перемещение в канавках без заедания под влиянием
собственного веса, если поршень на весу вращать руками в осевом
направлении.
Снимать старые и надевать на поршень новые кольца лучше специальным
съемником, если его нет, можно использовать несколько узких и тонких
металлических пластинок, которые осторожно, по одной заводят под каждое
снимаемое (надеваемое) кольцо.
Маслосъемное ("двойное") кольцо с расширителем ставят так, чтобы в
верхней части канавки находилось кольцо с дренажными пазами (пазами
вниз), а в нижней части кольцо без дренажных пазов, прямоугольной
выточкой вниз (рис. 52).
Рис. 52. Расположение колец
на поршне (Д-21А):
1 - верхнее компрессорное кольцо; 2 - второе компрессорное кольцо; 3 -
третье компрессорное кольцо; 4 - маслосъемное кольцо; 5 - расширитель.
При установке поршня в цилиндр замки колец располагают под углом 90°
одно к другому, но так, чтобы замки колец не были бы напротив отверстия
под палец. Поршни ставят в те же цилиндры, в которых они работали,
зеркало цилиндра перед установкой поршня смазывают моторным маслом.
Новый поршень и цилиндр перед установкой подбирают по размером (табл.4)
Таблица 4. Размерные группы
поршней и цилиндров (Д-21 А)
Размерная группа цилиндра нанесена на бобышке верхнего высокого ребра, а
поршня - на днище. Поршень и цилиндр должны быть одной размерной группы.
При выполнениизамены
поршневых колец трактораТ-16,
для обеспечения правильного сопряжения поршни по диаметру отверстий в
бобышках и поршневые пальцы сортируют на две размерные группы (табл. 5)
и подбирают (размерная группа поршня нанесена на днище).
Таблица 5 Размерные группы поршней и
пальцев (Д-21А)
Шатун и палец комплектуют в группу по выбитым номерам (табл. 6) и при
сборке подбирают. Размерная группа пальца нанесена на его цилиндрической
поверхности, а шатуна на верхней головке (иди часть стержня шатуна
окрашена в красный цвет при группе М).
Таблица 6 Размерные группы шатунов и
пальцев (Д-21А)
Для предотвращения повреждения поршня при сборке его с пальцем, который
ставят в отверстие легким постукиванием деревянного молотка, поршень
предварительно нагревают в масле до 120-150°C. Палец в шатуне, будучи
несмазанным, должен от руки поворачиваться и выпадать из него под
действием собственного веса.
Массу поршня маркируют на днище одной цифрой, обозначающей десятки
граммов (число единиц граммов до пяти откидывают, а свыше пяти округляют
до целого десятка граммов). При замене устанавливают на дизель поршни
одной весовой группы.
Каждый шатун и палец устанавливают на дизель Т-16 только со своей
крышкой, при этом, крышку ставят в том же положении, в котором она была
до разборки. Гайки шатунных болтов при креплении крышек затягивают
равномерно с усилием 200-240 Н на плече 0,5 м. Перестановка болтов и
гаек не допускается. При креплении цилиндра с головкой к картеру гайки
анкерных силовых шпилек затягивают равномерно в 2-3 приема накрест (рис.
53 окончательно с усилием 220-260 Н на плече 0.5 м).
Поршни в сборе с шатунами устанавливают на дизель так, чтобы
полусферическая выемка в днище поршня располагалась ни стороне
распределительного вала.
Трактор Т-16. Износ шатунных подшипников дизеля Д-16, Д-21А
О большом износе подшипников кривошипно-шатунного механизма
свидетельствуют характерные звуки двигателя, а также снижение рабочего
давления в системе смазки. Износ шатунных подшипников обнаруживается по
глухим стукам на уровне нижней мертвой точки хода поршня, износ коренных
характеризуется четкими стукам низкою тона, в зоне расположения
коленчатого вала.
Определяя необходимость замены вкладышей подшипников по падению давления
масла, следует убедиться в отсутствии других причин снижения давления
(неисправность манометра, засорение фильтра масляного насоса,
неисправность сливного клапана, перегрев двигателя и пр.). Величину
зазора нужно проверить сначала у шатунных подшипников, так как они
изнашиваются значительно раньше коренных.
Величина радиального зазора между шейкой вала и вкладышем может быть
определена с помощью свинцовой проволоки или калиброванной латунной
пластинки щупа. Для этого у одного из шатунов расшплинтовывают и
отворачивают гайки шатунных болтов и снимают крышку вместе с нижним
вкладышем. Вкладыши и шейка насухо протираются. На внутреннюю
поверхность вкладыша кладутся наискосок два отрезка смазанной маслом
проволоки из чистого свинца длиной 70-80 мм и толщиной 1-1,5 мм. Затем
крышка шатуна осторожно ставится на место, шатунные болты затягиваются с
усилием 70-80 Н и коленчатый вал проворачивается на 360°. После этого
нужно проверить, не ослабли ли гайки шатунных болтов, снять крышку
подшипника и вынуть куски обжатой проволоки. Если после проворачивания
вала гайки шатунных болтов окажутся ослабленными, их необходимо
подтянуть, вновь провернуть вал на 360° и опять проверить затяжку
болтов. Толщина обжатой проволоки замеряется, и, если она будет
превышать определенную величину радиального зазора, вкладыши заменяются
у всего комплекта шатунов (обаятельно одновременно верхние и нижние).
Также с помощью свинцовой проволоки могут быть замерены зазоры и в
коренных подшипниках коленчатого вала.