Трактор Т-16. Техническое обслуживание дизелей (Д-16, Д-21А)

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор Т-16, Т-16 М и Т-16 МГ. Устройство, работа, характеристики и ремонт

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

Трактор Т-16. Техническое обслуживание дизелей (Д-16, Д-21А) - часть 1

 


Для обеспечения надежной и длительной работы дизеля трактора Т-16 необходимо соблюдать следующие правила:
- начинать работу только после прогрева двигателя;
- не перегружать двигатель, предельные нагрузки должны быть как можно краткосрочные;
- не допускать работу двигателя с давлением масла ниже 0,15 МПа;
- следить за температурным режимом (40-120°С);
- не допускать длительной работы двигателя на холостом ходу;
- использовать топливо и масло только рекомендованных сортов;
- ежедневно проверять уровень масла, своевременно производить его замену.
При падении мощности, интенсивном дымлении и выходе газов через сапун, трудном пуске, падении давлении масла ниже 0.15 МПа, появлении стуков, предположительно связанных с кривошипно-шатунным механизмом, а также при большом выгорании моторного масла дизель следует разобрать и осмотреть (в закрытом помещении), а после этого - провести техническое обслуживание его дизеля.
При разборке дизеля для ремонта нужно очистить полости шатунных шеек коленчатого вала. Для этого следует вынуть шплинты и вывернуть резьбовые пробки.
Осматривают разобранный дизель с учетом того, какие признаки наблюдались при проведении его технического обслуживания, перед разборкой. Так, если дизель сильно дымил, расходовал много масла, не развивал требуемой мощности, трудно запускался, нужно проверить, в первую очередь, состояние и степень изношенности поршневых колец, поршней, цилиндров, после этого - направить данные механизмы на тех. обслуживание.
 

 

 

 

Трактор Т-16. Замена поршневых колец дизелей Д-16, Д-21А

 

Поршневые компрессионные кольца подлежат замене, если зазор в замке превышает 2.5 мм или если зазор по высоте между кольцом и канавкой превышает 0.3 мм (Д-16), у Д-21 соответственно 3 и 0.5 мм.
Перед заменой поршневых колец тщательно очищают от нагара канавки под кольца и маслоотводящие отверстия в поршне и промывают дизельным топливом.
Перед установкой нового поршневого кольца его нужно проверить по цилиндру и поршню. Чтобы проверить кольцо по цилиндру, его устанавливают внутрь и замеряют зазор в замке. Затем кольцо прогоняют поршнем до самого низа цилиндра. Чтобы установить характер возможной выработки цилиндра. При проверке кольца по поршню его прокатывают по его канавке; при толщине кольца большей, чем глубина канавки поршня, оно считается непригодным, в этом случае необходима замена поршневых колец трактора Т-16.
Для подгонки по зазору в замке кольцо нужно осторожно зажать в тисках (с применением съемных медных, свинцовых паи алюминиевых губок, чтобы не нарушить его правильной формы), и личным напильником осторожно спилить лишний металл с одной стороны. Для подгонки по высоте кольцо нужно положить на разостланный на ровном месте кусок наждачного полотна и аккуратно, с равномерным нажином руки, круговыми движениями сточить его с одной торцевой стороны. Признаком правильной подгонки колец но высоте является их медленное перемещение в канавках без заедания под влиянием собственного веса, если поршень на весу вращать руками в осевом направлении.
Снимать старые и надевать на поршень новые кольца лучше специальным съемником, если его нет, можно использовать несколько узких и тонких металлических пластинок, которые осторожно, по одной заводят под каждое снимаемое (надеваемое) кольцо.
Маслосъемное ("двойное") кольцо с расширителем ставят так, чтобы в верхней части канавки находилось кольцо с дренажными пазами (пазами вниз), а в нижней части кольцо без дренажных пазов, прямоугольной выточкой вниз (рис. 52).

Рис. 52. Расположение колец на поршне (Д-21А):
1 - верхнее компрессорное кольцо; 2 - второе компрессорное кольцо; 3 - третье компрессорное кольцо; 4 - маслосъемное кольцо; 5 - расширитель.

 

При установке поршня в цилиндр замки колец располагают под углом 90° одно к другому, но так, чтобы замки колец не были бы напротив отверстия под палец. Поршни ставят в те же цилиндры, в которых они работали, зеркало цилиндра перед установкой поршня смазывают моторным маслом.
Новый поршень и цилиндр перед установкой подбирают по размером (табл.4)

 

Таблица 4. Размерные группы поршней и цилиндров (Д-21 А)



Размерная группа цилиндра нанесена на бобышке верхнего высокого ребра, а поршня - на днище. Поршень и цилиндр должны быть одной размерной группы.
При выполнении замены поршневых колец трактора Т-16, для обеспечения правильного сопряжения поршни по диаметру отверстий в бобышках и поршневые пальцы сортируют на две размерные группы (табл. 5) и подбирают (размерная группа поршня нанесена на днище).

 

Таблица 5
Размерные группы поршней и пальцев (Д-21А)

 

 

Палец шатуна

 

Шатун и палец комплектуют в группу по выбитым номерам (табл. 6) и при сборке подбирают. Размерная группа пальца нанесена на его цилиндрической поверхности, а шатуна на верхней головке (иди часть стержня шатуна окрашена в красный цвет при группе М).


Таблица 6
Размерные группы шатунов и пальцев (Д-21А)



Для предотвращения повреждения поршня при сборке его с пальцем, который ставят в отверстие легким постукиванием деревянного молотка, поршень предварительно нагревают в масле до 120-150°C. Палец в шатуне, будучи несмазанным, должен от руки поворачиваться и выпадать из него под действием собственного веса.
Массу поршня маркируют на днище одной цифрой, обозначающей десятки граммов (число единиц граммов до пяти откидывают, а свыше пяти округляют до целого десятка граммов). При замене устанавливают на дизель поршни одной весовой группы.
Каждый шатун и палец устанавливают на дизель Т-16 только со своей крышкой, при этом, крышку ставят в том же положении, в котором она была до разборки. Гайки шатунных болтов при креплении крышек затягивают равномерно с усилием 200-240 Н на плече 0,5 м. Перестановка болтов и гаек не допускается. При креплении цилиндра с головкой к картеру гайки анкерных силовых шпилек затягивают равномерно в 2-3 приема накрест (рис. 53 окончательно с усилием 220-260 Н на плече 0.5 м).

Рис. 53. Последовательность затяжки гаек крепления головок цилиндров.


Поршни в сборе с шатунами устанавливают на дизель так, чтобы полусферическая выемка в днище поршня располагалась ни стороне распределительного вала.

 

 


Трактор Т-16. Износ шатунных подшипников дизеля Д-16, Д-21А

О большом износе подшипников кривошипно-шатунного механизма свидетельствуют характерные звуки двигателя, а также снижение рабочего давления в системе смазки. Износ шатунных подшипников обнаруживается по глухим стукам на уровне нижней мертвой точки хода поршня, износ коренных характеризуется четкими стукам низкою тона, в зоне расположения коленчатого вала.
Определяя необходимость замены вкладышей подшипников по падению давления масла, следует убедиться в отсутствии других причин снижения давления (неисправность манометра, засорение фильтра масляного насоса, неисправность сливного клапана, перегрев двигателя и пр.). Величину зазора нужно проверить сначала у шатунных подшипников, так как они изнашиваются значительно раньше коренных.
Величина радиального зазора между шейкой вала и вкладышем может быть определена с помощью свинцовой проволоки или калиброванной латунной пластинки щупа. Для этого у одного из шатунов расшплинтовывают и отворачивают гайки шатунных болтов и снимают крышку вместе с нижним вкладышем. Вкладыши и шейка насухо протираются. На внутреннюю поверхность вкладыша кладутся наискосок два отрезка смазанной маслом проволоки из чистого свинца длиной 70-80 мм и толщиной 1-1,5 мм. Затем крышка шатуна осторожно ставится на место, шатунные болты затягиваются с усилием 70-80 Н и коленчатый вал проворачивается на 360°. После этого нужно проверить, не ослабли ли гайки шатунных болтов, снять крышку подшипника и вынуть куски обжатой проволоки. Если после проворачивания вала гайки шатунных болтов окажутся ослабленными, их необходимо подтянуть, вновь провернуть вал на 360° и опять проверить затяжку болтов. Толщина обжатой проволоки замеряется, и, если она будет превышать определенную величину радиального зазора, вкладыши заменяются у всего комплекта шатунов (обаятельно одновременно верхние и нижние). Также с помощью свинцовой проволоки могут быть замерены зазоры и в коренных подшипниках коленчатого вала.
 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..