4.1.7. Система смазки дизеля СМД-62
трактора Т-150К
Масляный фильтр дизеля СМД-62 трактора Т-150К
Масляный фильтр — полнопоточная масляная центрифуга (рис. 35) установлен
на дизеле для очистки масла. Основной частью центрифуги является ротор,
вращающийся на оси 13, ввернутый в корпус центрифуги. Ротор состоит из
остова 5 и крышки 7. Сверху ротор закрыт колпаком 8, который плотно
прижимается к корпусу 1 центрифуги гайкой 10.
Масло, нагнетаемое масляным насосом, по маслопроводам и каналам в
корпусе центрифуги поступает внутрь ротора. Часть масла, расходуемого на
привод ротора, поступает во внутреннюю полость остова и через форсунки 4
вытекает с большой скоростью, создавая реактивный момент, вращающий
ротор. Выходящее из форсунок масло через окно в корпусе фильтра и блоке
цилиндров сливается в нижнюю крышку картера. Остальное масло под
действием центробежной силы очищается от загрязнений, которые оседают на
стенках крышки ротора, и по сверлениям в верхней части остова и
маслоотводяшей трубке 3 направляется в главную масляную магистраль
дизеля.
В корпусе центрифуги размещен предохранительный клапан 21, который
поддерживает требуемое давление в тормозной системе.
Масло, нагнетаемое масляным насосом, по каналу 18 поступает в
центрифугу, а из нее по каналу 23 в магистраль дизеля. При повышении
давления на выходе из центрифуги до 0,45—0,57 МПа (4,5—5,7 кгс/см2)
масло, находящееся в полости упора 22 и в зазоре между упором и штоком
25, передает давление на предохранительный клапан 21. Преодолевая
сопротивление пружины 24, предохранительный клапан перемещается, сообщая
канал 18 центрифуги со сливным окном блок-картера. При этом часть масла,
подаваемая насосом, по каналу в блок-картере сливается в поддон.
Для уменьшения влияния гидравлического удара на детали центрифуги при
запуске холодного дизеля внутри клапана 21 размешен шариковый клапан 19,
который открывается при разности давлений 0,65—0,75 МПа (6,5—7,5
кгс/см2), ускоряя открытие предохранительного клапана 21.
В случае снижения или повышения давления в системе от нормы выверните
пробку 26, выньте из корпуса клапан 21 в сборе с упором 22 и пружиной
24.
Промойте в дизельном топливе клапан в сборе и
гнездо клапана, после чего установите клапан на место.
Нажимая на шток 25, убедитесь в отсутствии заедания клапана и вверните
пробку.