4.1.3. Механизм газораспределения дизеля СМД-62
трактора Т-150К
Механизм газораспределения состоит из распределительного вала, впускных
и выпускных клапанов, а также деталей их установки и привода:
толкателей, штанг, коромысел, регулировочных винтов с гайками, тарелок с
сухариками, пружин, направляющих втулок, стоек и осей.
Распределительный вал 1 (рис. 17)—стальной штампованный, установлен на
четырех опорах. Задняя опора (со стороны маховика) имеет бронзовую
втулку, остальные — расточены в приливах
блок-картера. Диаметры опор различны: задней — наибольший, передней —
наименьший. Первая и четвертая шейки распределительного вала имеют
радиальные сверления для подвода масла к клапанному механизму.
На заднем конце распределительного вала установлен блок из двух
косо-зубых шестерен 12, одна из которых входит в зацепление с шестерней
коленчатого вала и приводит во вращение распределительный вал, а другая
— передает вращение шестерне привода топливного насоса.
Для правильной установки фаз газораспределения на шестернях нанесены
буквенные метки (рис. 18). Риска с меткой К на шестерне 3
распределительного вала должна быть совмещена с риской на шестерне 4
коленчатого вала, а риска с меткой Т на промежуточной шестерне 2 должна
быть совмещена с риской Р на шестерне 1 привода топливного насоса.
Осевое перемещение распределительного вала ограничивается упорной
шайбой, крепящейся к блок-картеру. Зазор между упорной шайбой и торцом
шейки распределительного вала находится в пределах 0,08—0,34 мм и
обеспечивается при сборке дизеля.
Толкатели 6 (рис. 17) — стальные, имеют плоские донышки.
Коромысла 10 клапанов — стальные, для впускных и выпускных клапанов они
отличаются по конфигурации. Перемещение их вдоль оси ограничивается
распорными пружинами 9. Для подвода масла к втулкам ось коромысел
выполнена полой.
Впускные 3 и выпускные 4 клапаны изготовлены из жароупорной стали.