4.1.8. Система охлаждения дизеля СМД-62 трактора
Т-150К
Система охлаждения предназначена для принудительного отвода тепла от
наиболее нагретых деталей (гильзы, блока, головки блока) и поддержания
необходимого теплового режима дизеля.
Дизель имеет закрытую жидкостную принудительную систему охлаждения. В
качестве охлаждающей жидкости используется вода или антифриз.
Основными агрегатами системы охлаждения являются водяной насос с
вентилятором и радиатор. Кроме того, с 1976 г. для автоматического
регулирования температурного режима на дизеле устанавливается два
термостата типа ТС-107 (рис. 38). При пуске пускового двигателя, когда
коленчатый вал дизеля еще не вращается, в системе охлаждения возникает
местная термосифонная циркуляция воды, которая обеспечивает быстрый
прогрев пускового двигателя.
После запуска двигателя (особенно в холодное время года), пока
охлаждающая жидкость не прогреется до температуры 353К (80° С), основные
клапаны термостатов закрыты, и жидкость, минуя радиатор, направляется в
насос и снова попадает в блок-картер (рис. 38 а). При температуре выше
353К (80° С) основные клапаны термостатов приоткрываются, и охлаждающая
жидкость начинает частично циркулировать через радиатор (рис. 386).
Когда температура жидкости достигает 363К (90° С), клапаны открываются
полностью а весь поток проходит через радиатор.
Температурный режим дизеля в холодное время года
дополнительно регулируется шторкой, управляемой цепочкой из кабины
трактора
Для регулирования давления в радиаторе в пробке заливной горловины
установлены паровой и воздушный клапаны. Паровой — служит для отвода из
радиатора образующихся паров воды и открывается при повышении давления в
радиаторе до 0,05—0,07 МПа (0,5—0,7 кгс/см2), а воздушный — для
сообщения радиатора с окружающей атмосферой и открывается при разрежении
в радиаторе 0,001—0,012 МПа (0,01—0,12 кгс/см2).
Сливают воду из системы охлаждения через два сливных краника,
расположенных с обеих сторон блок-картера, и через сливной краник,
расположенный на патрубке нижнего бака радиатора.