На дизеле установлены два унифицированных турбокомпрессора ТКР-11 (ГОСТ
9658—81*) по одному на каждый ряд цилиндров. Турбокомпрессор (рис- 32)
является агрегатом наддува и устанавливается на специальном кронштейне с
креплением за средний корпус.
Турбокомпрессор представляет собой одноступенчатый компрессор с приводом
от радиальной центростремительной турбины, работающей в импульсном
потоке отработавших газов. Компрессор
имеет безлопаточный диффузор, образуемый
противолежащими торцами вставки 2 компрессора и вставки 7 среднего
корпуса. В корпусе 14 турбины из высокопрочного чугуна установлен
сопловый венец 15 из жаростойкой стали и вставка 16 турбины. В верхнюю
разделительную лопатку соплового венца запрессован штифт 13, который
предохраняет сопловый венец от смещения относительно вставки. В средний
корпус 27 из алюминиевого сплава установлена с зазором качающаяся
бронзовая втулка 25, являющаяся подшипником вала ротора. От осевого
перемещения и проворачивания подшипник удерживается фиксатором 11.
Смазочные материалы к подшипнику поступают под давлением после очистки в
дополнительном масляном фильтре. К корпусу 1 компрессора прикреплена
вставка 2 компрессора. Обе эти детали изготовлены из алюминиевого
сплава.
Ротор состоит из вала 24, колеса 17 турбины, колеса 4 компрессора, колец
6 и 18 уплотнительных колец 26 и гайки 5. Собранный ротор подвергается
динамической балансировке в четырех плоскостях. Во избежание
разбалансировки ротора при сборке колесо 4 турбокомпрессора и гайку 5
следует устанавливать на валу только в одном положении, совместив метки
на колесе компрессора, валу -и гайке. В кольце 6 запрессован штифт 3,
который фиксирует кольцо относительно колеса компрессора в одном
положении.
Чугунные уплотнительные кольца 26, установленные в кольца 6 и 18
образуют с маслоотбойным экраном 20 контактные газомасляные уплотнения,
которые предотвращают выброс масла из масляной полости среднего корпуса
в проточную часть компрессора и турбины.
При хранении турбокомпрессоров во избежание повреждения рабочих колес
турбины и компрессора, а также для исключения попадания в них
посторонних предметов открытые патрубки, вставки компрессора и турбины
необходимо закрывать защитными колпачками и крышками.
В случае дымления и уменьшения мощности дизеля необходимо при уходе за
турбокомпрессорами отсоединить трубу от вставки турбины и проверить
вращение ротора, смещая его рукой к среднему корпусу со стороны колеса
турбины. Ротор должен вращаться без задевания. При внешнем осмотре
колесо турбины не должно иметь повреждений.
Перед остановкой дизеля на проведение технического обслуживания через
500 и 1000 моточасов рекомендуется выжечь смолистые отложения и нагар в
турбине турбокомпрессора на режиме 60—75% номинальной мощности в течение
1,5—2 ч.
Давление масла, подводимого к турбокомпрессорам, контролируют по
сигнальным лампам, расположенным на щитке приборов.
Примечание. При включении ламп следует остановить дизель и устранить
причину падения давления.