В смазочную систему (рис. 24) входят масляный насос, центрифуга,
масляный фильтр, фильтр турбокомпрессора и системы терморегулирования,
маслозакачивающий насос, сапун, маслопроводы, маслозаборники и
контрольно-измерительные приборы.
Смазочная система с сухим картером, комбинированная. Под давлением
смазываются коренные и шатунные опоры коленчатого вала, поршневые
пальцы, опоры распределительного вала, опоры рычажных толкателей и
коромысел, опоры промежуточных шестерен привода вентилятора и генератора
и опоры вала турбокомпрессора. Все остальные трущиеся поверхности
смазываются разбрызгиванием.
Путь масла в дизеле следующий: нагнетательной секцией 3 (см. рис. 24)
масляного насоса масло из бака подается в полно-поточную центрифугу 8,
щелевой фильтр 9, затем в главную гидролинию 12. Из главной гидролинии
масло распределяется по каналам в картере к трущимся поверхностям
дизеля. Масло, поступающее к подшипникам турбокомпрессора и системе
терморегулирования, проходит очистку в дополнительном фильтре 13.
Отработанное масло стекает в поддон дизеля, собирается в переднем и
заднем маслосборниках поддона.
Масляный насос (рис. 25) шестеренный,
трехсекционный: одна секция нагнетательная 8, две откачивающие 2,
разделенные промежуточной плитой 3 с приводом от коленчатого вала через
промежуточную 4 и приводную 5 шестерни. Подача нагнетательной секции 190
л/мин при 1700 об/мин. На ведущем валике 6 маслявого насоса, выполненном
как одно целое с ведущей шестерней 7 нагнетательной секции, жестко
закреплена с помощью шлицев ведущая шестерня 1 откачивающих секций.
В корпусе масляного насоса установлен регулятор давления (рис. 26),
представляющий собой следящее устройство и поддерживающий давление в
главной гидролинии дизеля в пределах 0,3— 0,4 МПа (3—4 кгс/см2).
Центрифуга (рис. 27) состоит из корпуса 1, колпака 7 ротора, который, в
свою очередь, состоит из основания 2 ротора со вставкой 4 и крышки 3
ротора, стянутых гайкой 9. Ротор установлен на стальной оси 6, которая
имеет касательные щели 11. Поток масла по каналу 15 поступает в ось 6
ротора и направляется в касательные щели 11.
Кинетическая энергия масла, выходящего из щелей 11, используется на
активный привод. Ротор начинает вращаться и сообщает маслу попутное
вращательное движение.
При выходе из основания ротора поток масла разделяется вставкой 4 на два
потока: П1 и П2. Поток П1 проходя фильтрующую полость ротора и сетку на
вставке 4 через отверстия 10 и 5 поступает в отводящий канал 16. Поток
П2, также проходя через
фильтрующую полость, делится на два потока П2' и
П2". Поток П2', проходя сетку 12 и каналы 13, выполненные в основании
ротора, поступает к соплам 14 и сливается в картер дизеля. Энергия этого
потока используется на реактивный привод ротора. Поток П2" после
фильтрующей полости ротора и сетки на вставке 4
поступает в отверстия 5 и 10 и направляется в отводящий канал 16.
Отверстия 10 выполнены касательными к колонке ротора, и реакция
проходящего через них масла используется на дополнительный реактивный
привод ротора.
Потоки масла П1 и П2' через отводящий канал 16 идут в щелевой фильтр,
затем поступают в главную гидролинию.
Трубка 17 изготовлена с поршнем в верхней части, в
-нее установлена пружина- Раструбом (юбкой) поршня касательные щели
11 частично прикрываются. При минимальном расходе масла через ротор
гидравлическое сопротивление касательных щелей, осадительных полостей,
тангенциальных отверстий в колонке ротора уменьшается, снижается и
перепад давлений на роторе.
При увеличении расхода масла через центрифугу увеличивается перепад
давлений на центрифуге, в результате чего поршень трубки перемещается
вверх, дополнительно сжимая пружину и приоткрывая касательные щели на
большую величину. А при уменьшении расхода масла трубка, наоборот,
опускается вниз и частично закрывает верхний участок касательных щелей.
Уход за центрифугой заключается в своевременной очистке полостей от
отложений.
Масляный фильтр — трехсекционный, ленточно-щелевой, с щелями размером
0,04—0,09 мм — предназначен для очистки масла от продуктов изнашивания
перед поступлением его в главную магистраль. В корпусе фильтра, имеющем
залившую горловину, установлены перепускной клапан и клапан
маслозакачивающего насоса, отключающий центрифугу при прокачке системы
маслозакачивающим насосом, датчики температуры и давления масла.
Фильтр турбокомпрессора и системы
терморегулирования -ленточно-щелевого типа, с щелями размером 0,025—0,09
мм. Клапаны щелевого фильтра, фильтра турбокомпрессора и системы
терморегулирования перепускают масло при перепаде давлений от 0,25 до
0,35 МПа (от 2,5 до 3,5 кгс/см2).
Насос МЗН-2 односекционный шестеренный, с (приводом от электродвигателя,
служит для предпусковой прокачки смазочной системы путем создания
давления в главной гидролинии не менее 0,1 МПа (1 кгс/см2). Подача
насоса 10 л/мим при частоте вращения вала электродвигателя 2500 об/мин.
В насосе установлен предохранительный клапан, отрегулированный на
давленир 1,2 МПа (12 кгс/см2)- Для предотвращения перекачки масла из
бака продолжительность включения насоса не должна превышать 1 мин-
Контрольно-измерительные приборы масляной системы служат для контроля
температуры и давления масла на работающем дизеле и включают в себя
датчики сигнализаторов, указателей давления и температуры.
Рабочая температура масла 80—95°С. Допускается кратковременная работа
при температуре масла до 110°С. Давление масла в главной масляной
гидролинии 0,3—0,4 МПа (3—4 кгс/см2), минимально допустимое давление в
ней при частоте вращения вала дизеля 600 об/мин 0,17 МПа (1,7 кгс/см2).
Регулятор смазочной системы должен быть отрегулирован на давление:
0,85±0,05 МПа (8,5±0,5 кгс/см2) после масляного насоса, 0,4 ± 0,05 МПа
(4 ± 0,5 кгс/см2) в главной гидролинии, при расходе масла 50 ± 10 л/мин.
Уход за смазочной системой заключается в своевременной проверке уровня
масла и при необходимости доливке его в поддон дизеля, регулятор
топливного насоса и редуктор, а также в промывке масляного фильтра,
центрифуги, сапуна, фильтра турбокомпрессора и системы
терморегулирования. Уровень масла в поддоне дизеля следует проверять при
неработающем дизеле и не ранее чем через 10 мин после его остановки.
Уровень масла должен находится у верхней метки на масломерной линейке
(при положении трактора на горизонтальной площадке).
Внимание! Запрещается работа двигателя с включенными на сигнальном табло
лампами минимального давления.