Трактор ДТ-75М. Замена вкладышей и установка
кривошипно-шатунного механизма двигателя А-41
Зазор в коренных и шатунных подшипниках определяйте, измеряя диаметр
шейки и вкладышей. При этом диаметр и овальность шейки измеряйте
микрометром, а диаметр вкладышей, зажатых в постели,— индикаторным
нутромером.
Если у работавшего двигателя зазор в коренных
подшипниках превышает 0,35 мм, в шатунных подшипниках — 0,5 мм, то
необходимо перешлифовать шейки коленчатого вала (шатунные и коренные) и
заменить вкладыши новыми, соответствующего ремонтного размера (табл. 7).
Обозначение стандарта вкладыша наносится на стальную поверхность вблизи
стыка, а на вкладышах ремонтных размеров — в средней 'части одного из
торцов. Часть вкладышей, поставляемых в запасные части, имеет окрашенный
фиксирующий ус и знак «—» или « + ». Это означает, что вкладыш занижен
по высоте (красный цвет и знак «—») или завышен по высоте (зеленый цвет
и знак « + »). Вкладыши устанавливайте в паре разного цвета. Установка
вкладышей в паре одинакового цвета недопустима, так как это может
привести к провора-чиванию и выплавлению вкладышей, заклиниванию
коленчатого вала, обрыву шатунных болтов. Маркировка коленчатого вала
приведена в таблице 8 Номер (обозначение) вала и маркировка стандарта
наносится на щеку вала.
На двигатель должны устанавливаться: коленчатый вал, вкладыши коренных и
шатунных подшипников строго одной размерной группы. Установка вала и
вкладышей из разных групп не допускается. После перешлифовки коленчатого
вала выверните заглушки, тщательно очистите и промойте полости всех
шатунных шеек и маслоканалы в коленах вала.
Сборку кривошипно-шатунного механизма производите в следующей
последовательности:
а) подберите шатунные и коренные вкладыши согласно ремонтным размерам
шеек вала ();
б) тщательно очистите плоскости разъема, постели и вкладыши. Установите
коренные вкладыши в постели блок-картера и крышек коренных подшипников,
а шатунные вкладыши — в шатуны и крышки шатунов. Не допускайте качание
установленных вкладышей и зависание их на фиксирующих выступах. В случае
зависания вкладышей разрешается зачищать наружные поверхности вкладыша в
зоне фиксирующего выступа;
в) установите крышки коренных подшипников в соответствии с цифрами,
выбитыми на крышках коренных подшипников и нижней поверхности
блок-картера. Затяните динамометрическим ключом (рис. 83) болты
крепления коренных подшипников моментом 41—44 кгс-м равномерно в два—три
приема, начиная со среднего коренного подшипника и кончая крайним;
г) установите крышки шатунных подшипников в соответствии с цифрами
порядкового номера цилиндра, выбитого на крышке и шатуне. Затяните
динамометрическим ключом болты крепления шатунных подшипников (начиная с
длинного болта) моментом 18—20 кгс-м. Крышки подшипников в сборе с
вкладышами, а также крепежные детали устанавливайте в то же положение, в
каком они находились на двигателе до разборки;
д) измерьте величину внутренних диаметров всех коренных и шатунных
подшипников и, вычитая соответствующий диаметр шейки, определите
величину имеющегося зазора (в плоскости, перпендикулярной плоскости
разъема). Зазоры должны быть в пределах:
для 1,2,4,5-й коренных шеек — 0,116—0,180 мм, для 3-й коренной шейки —
0,131—0,195 мм, для шатунных шеек — 0,096—
0,160 мм. Если это условие выполнено, нанесите метки на болтах и снимите
крышки коренных и шатунных подшипников;
е) обильно смажьте коренные шейки моторным маслом и уложите коленчатый
вал в подшипники. Установите крышки и затяните болты в соответствии с
нанесенными метками;
ж) проверьте от руки легкость вращения коленчатого вала после затяжки
коренных подшипников. Продольный люфт коленчатого вала в упорных
полукольцах должен быть 0,095—
0,335 мм;
з) законтрите болты, отогнув замковые шайбы на грани болтов, плотно
обжав усики на крышке шатуна. Категорически запрещается установка шайб
незаводского изготовления, а также использование шайб, бывших в
эксплуатации.
и) смажьте моторным маслом зеркало цилиндров, а в каналы стержней
шатунов залейте подогретое моторное масло. Устано-вите поршни в сборе с
кольцами и шатунами в блок-картер с помощью конусной оправки (рис. 84),
внутренний диаметр которой равен диаметру цилиндра. Замки колец
расположите на равном расстоянии друг от друга по окружности. Замки
маслосъемного кольца и радиального расширителя должны быть смещены
относительно друг друга. Во избежание пригорания колец нельзя
располагать замки против отверстий под палец;
Переворачивание крышек и перестановка на другой шатун категорически
запрещается. Не допускается установка на двигатель шатунных болтов с
изношенной резьбой, а также болтов, имеющих трещины, волосовины, надрезы
и забоины на стержне. Нижняя головка шатуна после затяжки подшипников
должна свободно перемещаться от усилия руки вдоль шейки вала. Продольный
люфт нижней головки шатуна на шейке вала должен быть в пределах
0,15—0,61 мм.