РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ ТУРБОКОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130

  Главная      Учебники - Трактора     Ремонт трактора Т-130 (Е.Г. Гологорский, М.И. Гуревич) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..



РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ ТУРБОКОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130



Колесо турбины и вал ротора в сборе. Колесо турбины изготовлено из жаропрочного сплава ЖСЛ-750, вал ротора — из стали 40Г. После приварки колеса к валу сваркой трением деталь подвергают отпуску для снятия напряжений. После обработки перед шлифованием опорные поверхности вала закаливают ТВЧ на глубину 1 ... 2,5 мм. Твердость HRC= 51,5.

Колесо турбины, имеющее поврежденные сломанные или с трещинами лопатки, выбраковывается. Если лопатки имеют небольшой изгиб, а трещины на них отсутствуют, колесо может быть использовано повторно. Погнутые лопатки выпрямлять не допускается. Незначительные повреждения или зазубрины на лопатках могут быть допущены после удаления всех заусенцев вокруг зазубрин мелким напильником или шлифовальной шкуркой средней зернистости. Трещины на лопатках и диске колеса турбины не допускаются.

Проверку производят визуальным осмотром и с помощью лупы шестикратного увеличения. Если на всех лопатках видны одинаковые следы касания (по всей окружности колеса) о вставку корпуса турбины, колесо используют повторно. Ротор с колесом, у которого следы касания расположены только на части лопаток, после зачистки нависающих заусенцев на лопатках, подвергают динамической балансировке. Если обе канавки под уплотнительные кольца на валу в сборе с колесом имеют ступенчатый износ, их протачивают на ремонтный размер 2 мм под ремонтное кольцо. При износе только одной канавки, если другая канавка (ближайшая к колесу турбины) имеет допустимый износ, вал может быть использован повторно; уплотнительные кольца в этом случае устанавливают в обе канавки.

 

Вал турбины, на опорных поверхностях которого имеются мелкие риски или блестящие места, а также одна (не более) глубокая кольцевая риска, может быть использован после шлифования шкуркой мелкой зернистости (400 ... 600). Вал ротора со следами отложений нагара или обесцвечивания используют после их удаления шлифовальной шкуркой мелкой зернистости. Вал, у которого конец с резьбой погнут (биение вала, установленного на призмы по индикатору, замеренное непосредственно вблизи резьбы, более 0,05 мм), подлежит правке. Для этого вал с колесом турбины устанавливают опорными шейками на призмы, а ножку индикатора — на конец вала, вблизи резьбы. Поворачивают осторожно ротор и проверяют биение конца вала, которое не должно быть более 0,05 мм. При большем биении наносят на вал метку, соответствующую наибольшему показанию индикатора, и кладут вал на деревянную подставку. Затем, повернув вал так, чтобы метка оказалась сверху, легкими ударами свинцового или пластмассового молотка по месту вала около резьбы выпрямляют его, проверяя каждый раз биение конца вала, как указано выше, и добиваясь допустимого биенгия.

Если повреждена поверхность вала в месте посадки колеса компрессора, ее шлифуют шкуркой, и когда диаметр этого конца вала не превышает допустимого значения, повторно используют вал. Поврежденную резьбу на конце вала ротора исправляют калибровкой. При задирах, цветах побежалости на опорных поверхностях вала ротора при удовлетворительном состоянии колеса турбины дефектный вал отрезают вблизи ступицы колеса и приваривают к колесу сваркой трением новый вал из стали 40Г или 45. После сварки ротор подвергают отпуску для снятия напряжений. Затем производят обработку вала и закалку ТВЧ его опорных поверхностей.

Балансировку ротора выполняют на балансировочной машине ДБ-10 в два этапа: сначала балансируют вал ротора в сборе с колесом турбины в двух плоскостях колеса турбины, затем ротор в сборе с колесом компрессора в двух плоскостях колеса компрессора. Балансировку вала ротора в сборе с колесом турбины производят относительно опорной поверхности вала. Допустимый дисбаланс — не более 0,15 г-см в обеих плоскостях исправления. При исправлении дисбаланса металл снимают с тыльных сторон диска колеса турбины до его толщины не менее 1,4 мм и с лопаток на длине от торца не более 10 мм и до толщины не менее 0,8 мм. Допускается подрезать выходные торцы лопаток на 3 мм, не более.

Ротор в сборе с колесом компрессора динамически балансируют относительно опорных поверхностей с точностью 0,15 г-см. При окончательной балансировке металл снимают с тыльных сторон диска не более 0,3 мм на глубину и 32 мм по радиусу диска, а также с лопаток на длине от торца лопатки не более 10 мм до толщины ее не менее 0,7 мм. Допускается подрезать входные торцы лопаток на 3 мм, не более.

Для предупреждения изгиба вала ротора при окончательной сборке и затяжке гайки крепления колеса компрессора следует проверить параллельность торцовых поверхностей кольца 9 (см. рис. 43).

 

 

Отклонение от параллельности не должно превышать 0,005 мм. При отклонении до 0,01 мм допускается устранять его притиркой поверхности кольца круговыми движениями с использованием пасты ГОИ. После притирки кольца тщательно протирают. Перед окончательной сборкой ротора устанавливают на вал ротора кольцо 9 и по метке на валу — колесо компрессора; наносят на торец колеса компрессора тонкий слой чернильной пасты и навертывают от руки на вал ротора гайку до упора в колесо. По отпечатку на гайке определяют степень ее прилегания к торцу колеса компрессора. Если гайка прилегает только одной стороной, то следует биение торца гайки устранить шлифованием. С гайки также удаляют старую метку спаренности, нанесенную при сборке ротора. Для окончательной балансировки ротора необходимо обеспечить совпадение меток на торцах вала ротора и колеса компрессора. Гайку затягивают моментом 40 ... 45 Н-м; на наружной поверхности гайки против риски на торце вала наносят метку и проверяют в центрах биение опорных поверхностей вала ротора, которое не должно быть более 0,01 мм. После окончательной динамической балансировки ротора раскомплектовывать его детали не допускается.

Колесо компрессора изготовлено из сплава АЛ4. Колеса со сломанными или сильно погнутыми лопатками либо с трещинами выбраковывают. Колеса с незначительно погнутыми лопатками могут быть повторно использованы, но при этом необходимо проверить люминесцентным дефектоскопом отсутствие на них трещин. Колеса с зазубринами на лопатках могут быть допущены к использованию после удаления заусенцев вокруг зазубрины мелким напильником или мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Колеса компрессора с истертой задней торцовой поверхностью и поврежденным передним торцом (от чрезмерно тугой затяжки гайки) нельзя использовать повторно. Если лопатки незначительно истерты от касания вставки корпуса компрессора по всей окружности, колесо компрессора можно использовать для сборки. Грубые кольцевые риски и задиры на переднем торце и на поверхности отверстия колеса компрессора не допускаются.

Вставка корпуса компрессора изготовлена из алюминиевого

сплава АЛ9, вставка корпуса турбины из чугуна ЖЧН-4.

Вставки корпусов турбины и компрессора, имеющие небольшие риски или отложения металла от колес при трении их о вставку, подлежат зачистке шлифовальной шкуркой зернистостью 80. Снимать нужно только отложения, не меняя профиль вставки.

Основные дефекты деталей турбокомпрессора и значения допустимых без ремонта размеров приведены в табл. 36.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..