Неисправностями турбокомпрессора являются: 1) течь масла в корпус
компрессора через уплотнение ротора со стороны компрессора вследствие
износа уплотнительных колец, канавок под них и поверхности щитка диска
уплотнения; 2) заедание вала ротора в подшипнике; 3) повреждение и обрыв
лопаток колес турбины и компрессора в результате случайного попадания
постороннего предмета; 4) износ канавок под кольца уплотнения ротора со
стороны турбины; 5) трещины в деталях турбокомпрессора: колесах турбины
и компрессора, сопловом венце, корпусе турбины и его вставках; 6) износ
лопаток и диска колес турбины и компрессора вследствие трения о вставки
и средний корпус; 7) тугое вращение ротора, обусловленное большим
нагаром и смолистыми отложениями на колесах турбины и компрессора,
вставках корпуса компрессора и турбины.
СНЯТИЕ И РАЗБОРКА
При снятии турбокомпрессора сначала снимают заднюю крышу капота, боковые
створки, ослабляют хомуты на рукаве и отсоединяют турбокомпрессор от
воздухоочистителя. Отсоединяют нагнетательный патрубок. Ослабляют гайки
крепления выпускного патрубка и сдвигают его назад до выхода
уплотнительных колец вставки турбокомпрессора из патрубка.
Отсоединяют трубку подвода масла, трубку к манометру на щитке приборов и
сливную трубку. Отвертывают гайки крепления турбокомпрессора к
выпускному коллектору двигателя.
Перед разборкой турбокомпрессора наносят метки кернером на фланцах
корпусов турбины и компрессора и среднего корпуса для обеспечения
правильной последующей сборки.
Отгибают концы замковых пластин и отвертывают гайки крепления корпуса 26
(рис. 43) турбины к среднему корпусу 2. Снимают легкими ударами
алюминиевого молотка корпус турбины. Если между корпусом турбины и
диском уплотнения стояли регулировочные прокладки 20, сохраняют их для
последующей правильной сборки турбокомпрессора.
Отгибают концы замковых пластин и свертывают гайки со шпилек крепления
корпуса 12 компрессора и снимают его. Снимают
прокладки 15, связывают их в пакет и хранят для
последующей сборки.
Разборка корпуса компрессора. Вывертывают болты и вынимают
вставку 11 компрессора. Вывертывают — при необходимости замены — шпильки
из корпуса компрессора.
Разборка корпуса турбины. Наносят метки на корпусе 26 турбины и вставке
21, чтобы поставить их в должное положение при сборке. Снимают два
уплотнительных кольца 24 со вставки турбины. Отвертывают гайки крепления
вставки к корпусу турбины и снимают вставку. Вынимают из корпуса турбины
сопловой венец 18. Вы-прессовывать штифт 19 и вывертывать из корпуса
турбины шпильки следует только в случае необходимости замены или ремонта
этих деталей.
Разборка среднего корпуса и ротора. Вынимают уплотнительное резиновое
кольцо 13. Устанавливают средней корпус 2 на специальную подставку с
гнездом под выступ ступицы турбинного колеса 23 для удержания вала 28 от
вращения при отвертывании гайки 8 крепления колеса компрессора (ширина
выступа под ключ колеса турбины 12 мм). Отвертывают специальную гайку,
снимают колесо 7 компрессора с вала ротора, нажимая на торец вала, и
выталкивают вал из колеса. Вынимают из подшипника 1 вал с колесом
турбины. Снимают с втулки 25 уплотнительные кольца. Снимают кольцо 9 с
маслосгонной резьбой, а с него — уплотнительные кольца 10. Зачищают
раскерненные места, вывертывают винты крепления
диска 4 и снимают его в сборе со щитком с помощью
отжимных винтов Мб, вынимают прокладку 3. Отвертывают гайки крепления
фиксатора 16 и вынимают фиксатор с прокладкой 14 из среднего корпуса.
Извлекают подшипник 1, а из среднего корпуса — уплотнительный диск 27
турбины вместе с экраном 22. Для выема диска нажимают на него стержнем
со стороны компрессора. Вынимают прокладку 17. Вывертывают при
необходимости шпильки крепления фиксатора 16 и сливной трубки.
Проверяют состояние деталей. Для удаления с них нагара применяют
специальные растворы. Нельзя удалять нагар каустическими растворами,
проволочными щетками. Колеса турбины, компрессора и другие детали можно
очищать дробеструйным способом (стеклянными шариками), если раствор не
удаляет нагар. Диаметр стеклянных шариков — от 50 до 100 мкм, давление
воздуха 0,5 ... 0,6 МПа. При дробеструйной очистке колес турбины
необходимо предварительно обмотать вал клейкой лентой; при очистке
колеса компрессора также следует закрыть отверстия и его передний и
задний торцы клейкой лентой. Детали, которые подвергались очистке
стеклянными шариками, перед сборкой промыть в растворе для очистки
нагара. Нагар в канавках под уплотнительные кольца снимают отрезком
чугунного уплотнительного кольца.