СБОРКА И УСТАНОВКА УРАВНОВЕШИВАЮЩЕГО МЕХАНИЗМА
ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130
При сборке уравновешивающего механизма не допускается: а)
раскомплектовка втулок с корпусом и их перестановка местами; б)
раскомплектовка корпуса и поддона, так как растачива-ние отверстий под
втулки противовесов производится в этих деталях совместно. Осевой зазор
противовесов должен быть 0,10 ... 0,70 мм.
Запрессовывают в корпус 11 (см. рис. 41) два штифта 12 и два штифта в
отверстия на плоскости прилегания поддона, так чтобы они выступали над
плоскостями корпуса на (11 ± 1) мм. Запрессовывают в корпус втулки 6
(см. рис. 42), совместив их отверстия с отверстиями в корпусе 11. Через
отверстия в корпусе запрессовывают во втулки стопорные штифты 1 и
раскернивают торцовую поверхность отверстия в четырех точках по
окружности. Штифты должны утопать относительно внутренней поверхности
втулки не более 1,5 мм.
Устанавливают корпус 11 привалочной плоскостью вниз. Надевают на
противовесы втулки и устанавливают их в корпус, так чтобы метки С на
зубе и на впадине зубчатых венцов противовесов совпадали. Лыски на
буртах втулок должны сопрягаться с фрезерованными плоскостями корпуса
уравновешивающего механизма.
Втулки устанавливают на прежние места, руководствуясь цифровыми метками.
Устанавливают поддон 14 на шпильки и штифты 9 корпуса 11, навертывают
гайки на шпильки, подложив стопорные шайбы. Проверяют после затяжки гаек
свободу вращения противовесов и боковой зазор между зубьями, который
должен быть для новой пары противовесов 0,08 ... 0,35 мм. Проверяют
осевой люфт противовесов (0,1 ... 0,7 мм), отгибают усики стопорных шайб
на грани гаек и корпуса. Запрессовывают в шпоночный паз ведущего
противовеса 9 (см. рис. 41) шпонку и насаживают шестерню 2, закрепляют
ее болтами с упорной шайбой, которые стопорят проволокой. Проверяют
совпадение рисок Г на шестерне 2 и поддоне 14 (рис. 42) при совмещенных
метках С на зубчатых венцах противовесов.
Запрессовывают в шпоночный паз валика 8 шпонку 12 и напрессовывают
шестерню. Просверливают отверстие диаметром 5+0,16 мм в ступице шестерни
па расстоянии (8 ± 0,5) мм от торца ступицы, забивают штифт 4 и
расклепывают его с двух сторон.
Устанавливают валик 8 (см. рис. 41) во втулки 6, вводят шестерню 5 в
зацепление с шестерней 2 и продвигают валик до упора в корпус.
Навертывают на валик кольцо 7 шлифованной стороной к втулке, и вращением
кольца регулируют осевой люфт валика в пределах 0,05 ... 0,2 мм.
Просверливают сквозное отверстие диаметром 5+0’16 мм, через кольцо и
валик забивают штифт 3 (см. рис. 42) и расклепывают его с обеих сторон.
Ввертывают в резьбовые отверстия механизма шесть пробок 5 и 10, если их
вывертывали при разборке. Если используется валик, бывший в
эксплуатации, осевой люфт регулируют навертыванием кольца 7 на валике 8
и сверлят новое отверстие под стопорный штифт.
В процессе сборки механизма обеспечивают зазоры и натяги в сопряженных
деталях, указанные в табл. 35.
После сборки уравновешивающий механизм должен быть обкатан в течение 5
мин по режиму: при 400 об/мин промежуточного валика — в течение 2 мин,
при 1200 об/мин — 3 мин. Удары, стук и повышенный шум при этом не
допускаются. При обкатке в качестве смазочного материала применяют
моторное или дизельное масло.
Устанавливают поршни 1—4-го цилиндров или 2—3-го цилиндров в ВМТ; метки
1—4 или 2—3 цил. на маховике должны совпадать с острием указателя.
Протирают привалочные плоскости блока и уравновешивающего механизма.
Совмещают риски на зубчатом венце шестерни ведущего противовеса с риской
на поддоне уравновешивающего механизма и в этом положении устанавливают
уравновешивающий механизм на блок двигателя, введя в зацепление
шестерни. Закрепляют механизм болтами со стопорными шайбами, концы
которых отгибают на грани болтов. Момент затяжки болтов 157 ... 196 Н м.
Проверяют боковой зазор между зубьями шестерни привода уравновешивающего
механизма и промежуточной шестерни; зазор должен быть 0,08 ... 0,40 мм.
Проверку производят в трех местах по окружности зубчатого венца с
помощью приспособления с индикатором, покачивая шестерню привода
механизма в пределах зазора 2
в зубьях или с помощью свинцовой проволоки толщиной
0,6 ...
0,8 мм. Под лапы уравновешивающего механизма допускается под-кладывать
стальные регулировочные прокладки общей толщиной не более 0,3 мм.
Подсоединяют трубку подвода смазывающего масла, подложив под штуцер
медные кольца. Устанавливают нижннй картер или его переднюю часть.
35. Зазоры и натяги в сопряжениях деталей
уравновешивающего механизма