РЕМОНТ ПЕРЕДАЧ. ВАЛОВ, ОСЕЙ И ПОДШИПНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ

  Главная       Учебники - Краны      ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ КРАНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ХОДУ. УСТРОЙСТВО, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ (В. И. МУЖИЧКОВ) -1978 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  ..

 

 

 

 

§ 61. РЕМОНТ ПЕРЕДАЧ. ВАЛОВ, ОСЕЙ И ПОДШИПНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРАНОВ

 

 

Зубчатые колеса железнодорожных кранов. Ремонт

Зубчатые колеса, применяемые на железнодорожных кранах, отливают из углеродистой или легированной стали, а также из чугуна. Колеса небольшого диаметра и малого модуля вытачивают из стальных поковок и нарезают.

Срок службы и нормальная работа зубчатых колес зависят от качества изготовления профиля зубьев, их толщины, правильного зацепления между собой, концентричности делительных окружностей. Поэтому при монтаже необходимо обеспечить надлежащую точность установки, не допускать перекосов и выдерживать межцентровые расстояния зубчатых колес.

Во время работы происходит изнашивание рабочих поверхностей зубьев. Износ может быть равномерным от истирания при перекатывании зуба по зубу, но могут быть и местные выкрашивания.

Особенно нарастает износ при неправильной сборке, недостаточном зазоре между зубьями, плохой смазке и загрязнении.

Износ зубьев допускают до 16—30% их первоначального размера по дуге начальной окружности. Допускаемый предельный износ устанавливают в зависимости от условий работы зубчатой передачи, воспринимаемой ею нагрузки, материала, из которого сделаны колеса, и их первоначальных размеров.

Если рабочие поверхности зубьев термически обработаны (цементированы, закалены), то износ не должен превышать толщины цементированного или закаленного слоя. Если этим пренебречь, то после истирания твердого слоя начнет быстро изнашиваться более мягкая сердцевина зуба. При одностороннем износе зубьев следует колесо повернуть так, чтобы работала другая сторона зуба, если конструкция колеса позволяет это сделать.

Изношенные стальные зубья, особенно большого модуля, могут быть восстановлены наплавкой металлическими электродами или твердыми сплавами с последующей обработкой по шаблону. При большем, чем предельный, износе зубчатые колеса заменяют новыми. Восстановление зубчатых колес и звездочек цепных передач наплавкой производят с обязательным их нагревом перед наплавкой, чтобы избежать коробления. Наплавку на зубья производят не подряд, а через 5—10 зубьев.

Перед наплавкой колеса промывают в растворе кальцинированной и каустической соды и очищают до ме-

таллического блеска. После наплавки колесо медленно охлаждают. Наплавленные зубья обрабатывают на зубофрезерных станках, а в отдельных случаях и вручную.

Изношенные звездочки цепных колес восстанавливают таким же способом, как и зубчатые колеса. Для получения при наплавке нормального профиля зубьев применяют шаблоны соответствующего профиля. Наплавку зубьев звездочек ведут через 3—4 зуба, что предотвращает коробление звездочки.

Зубчатые колеса со сломанными зубьями можно ремонтировать слесарным способом. При этом способе место сломанного зуба обрубают и залшшвают, после чего, в зависимости от ширины зуба, сверлят несколько отверстий диаметром, равным основанию зуба. В этих отверстиях нарезают резьбу и ввинчивают стальные шпильки (солдатики), из которых образуется зуб (рис. 164). Шпильки запиливают по шаблону соответствующего профиля. Для создания большей прочности солдатики целесообразно обварить электросваркой, после чего выпилить профиль зуба.

Если изломано подряд два зуба, то в ободе колеса выпиливают паз в виде ласточкиного хвоста, в который сбоку вставляют вставку с выпиленными на ней зубьями. Вставку крепят к ободу зубчатого колеса болтами или винтами (рис. 165). Исправленные указанным способом зубья не являются полноценными как в отношении прочности, так и стойкости против износа. Исправлять таким образом зубья можно только в случае, когда обод колеса остался неповрежденным и у малоответственных механизмов.
 

 

Трещины в ободе, спицах и ступице стальных зубчатых колес ремонтируют сваркой. Перед сваркой трещины должны быть разделаны, т. е. вырублены и зачищены до металлического блеска. Сварка должна вестить с подогревом детали. Трещины в спицах разрешено заваривать только в случаях, когда лопнувшие спицы чередуются с целыми. Для того чтобы во время заварки трещин в ободе и ступице колесо не расходилось, его стягивают хомутами.
Разработанные или смятые в ступицах шпоночные канавки исправляют или слесарным способом (срубают смятые поверхности клейцмейселем и опиливают напильником), или на долбежном или фрезерном станке. При этом ширину канавки можно увеличить на 15% по сравнению с альбомным размером. Если канавка имеет большой износ, ее наплавляют электросваркой, после чего обрабатывают. В случае невозможности исправить старую делают новую шпоночную канавку, смещенную на 90 или 180° по отношению к старой.

К отремонтированным зубчатым колесам предъявляют следующие основные требования: зубья должны иметь одинаковый шаг, профиль и размеры по всей окружности колеса и соответствовать чертежу; зубчатые колеса не должны иметь перекосов, а чистота обработки — удовлетворять техническим условиям.

 

 

 

Рис. 164. Ремонт сломанного зуба постановкой шпилек

 

 

 

 

Рис. 165. Ремонт сломанного зуба путем вставки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  ..