Одно из важнейших требований, предъявляемых к механическому приводу,—
обеспечение наименьших потерь на трение при передаче мощности от
двигателя базового автомобиля к рабочим органам. Поэтому в
механических устройствах приводов широко применяют подшипники качения,
а лучшей кинематической схемой считается та, у которой при наименьшем
числе элементов (шестерен, валов, звездочек, цепей, муфт, тормозов)
обеспечиваются необходимое совмещение
отдельных операций и требуемые скорости их выполнения.
На всех выпускаемых в настоящее время автомобильных кранах с
механическим приводом применены приводы с реверсив-но-распределительным
механизмом, обеспечивающие независимый привод рабочих органов,
возможность демонтажа и замены даже в полевых условиях практически
любой из сборочных единиц трансмиссии крана без разборки остальных.
Реверсивно-распределительный механизм (рис. 58) состоит из
распределительного VI и реверсивного V механизмов. Механизм приводится
от двигателя базового автомобиля через коробку отбора мощности /,
шестерня 23 которой находится в постоянном зацеплении с шестерней 22
блока заднего хода коробки передач базового автомобиля. При включении
полумуфты 21 (правое крайнее положение) движение от шестерни 22 через
шестерни 23 и 20 передается карданному валу 19, от него через нижний
конический редуктор 11 вертикальному валу 25 реверсивного механизма V,
на котором свободно установлены шестерни 11 и 9 и на шлицах кулачковая
муфта 10. При введении муфты в зацепление с шестерней 11 или 9 движение
(в ту или другую сторону) передается шестерне 8, насаженной на входной
вал 30 распределительной коробки. На валу 30 установлена шестерня 31,
которая передает движение лебедкам VII и VIII и механизму поворота IV.
Движение грузовой лебедке VII передается при включении полумуфты 7
через шестерню 6, вал 5 и червячный редуктор 4 — 3. Движение стреловой
лебедке VIII передается при включении полумуфты 28 через шестерню 27,
валы 29 и 32 и червячный редуктор 33 — 34.
Механизм поворота получает вращение при включении полумуфты 26 через
шестерню 27, червячный редуктор 12—15 и шестерню 16, которая находится в
постоянном зацеплении с зубчатым венцом 17 опорно-поворотного
устройства.
На верхней части вертикального вала редуктора механизма поворота IV
установлена фрикционная муфта 13 предельного момента, а на входных
валах червячных редукторов грузовой и стреловой лебедок и механизма
поворота — простые ленточные тормоза 2, 1 и 14.
Рис. 58. Кинематическая схема кранов КС-2561Д:
I — коробка отбора мощности, II — нижний конический редуктор, III —
опорно-поворотное устройство, IV — механизм поворота, V — реверсивный
механизм, VI — распределительная коробка, VII, VIII — грузовая и
стреловая лебедки; 1, 2, 14 — ленточные фрикционные тормоза, 3, 15, 34 —
червячные шестерни, 4, 12, 33 — червяки червячных передач, 5, 29, 30, 32
— валы, 6, 16, 20, 22, 23, 27, 31 — цилиндрические шестерни, 7, 21, 26,
28 — полумуфты, 8, 9, 11, 18, 24 — конические шестерни, 10 — кулачковая
муфта, 13 — коническая фрикционная муфта, 17 — зубчатый венец, 19 —
карданные валы, 25 — вертикальный вал