ТОРМОЗА АВТОКРАНОВ

  Главная       Учебники - Автокраны       Автомобильные краны (Зайцев Л.В.) - 1987 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

§ 10.

ТОРМОЗА АВТОКРАНОВ


Тормоза служат для остановки меха­низмов и длительного удерживания гру­за, стрелы и поворотной части крана в заданном положении, а в трансмиссиях базовых шасси — для уменьшения скоро­сти передвижения крана вплоть до пол­ной его остановки.
В трансмиссиях автомобильных кра­нов с механическим приводом тормоза устанавливают в колесах шасси и на ве­дущих валах механизмов, на коробках от­бора мощности, на валах двигателей, приводящих в движение механизмы, или на ведущих (входных) валах редукторов механизмов, как правило, с противопо­ложной от двигателей стороны.
 

Размеще­ние на ведущих валах механизмов позво-ляет уменьшить габариты тормозов и усилия, необходимые для их включения.
От исправности тормоза зависят чет­кость, безопасность и безотказность ра­боты крана. Надежность работы тормоза зависит от своевременного и правильного их регулирования. Для обеспечения на­дежной работы тормоза регулярно ре­монтируют, очищают от пыли и грязи, не допускают замасливания обкладок, стро­го соблюдают правила регулирования тормоза, приведенные в инструкции по эксплуатации крана.
По способу действия разли­чают нормально закрытые (замкнутые) и нормально открытые (разомкнутые) тормоза.
Нормально закрытый тормоз крана постоянно включен (затянут) усилием пружины. Когда его выключают (размы­кают), механизм начинает работать.
Нормально открытый тормоз посто­янно выключен (разомкнут). Когда его включают (затягивают), механизм оста­навливается. Нормально открытый тор­моз более чувствителен в управлении и позволяет плавно регулировать скоро­сти.
По принципу действия тор­моза аналогичны фрикционным муфтам.
По способу управления тор­моза, как и муфты, делятся на управ­ляемые и автоматически действующие.
По конструкции в трансмиссиях автомобильных кранов различают лен­точные и колодочные тормоза.
Ленточный тормоз (рис. 35) состоит из стальной ленты 2, шкива 3 и системы рычагов. На ленте наклепана фрикцион-ная накладка в виде сплошной ленты или отдельных секций. Если смотреть на вра­щающийся шкив, то один конец ленты как бы набегает на него (набегающий), а другой сбегает (сбегающий). По спосо­бу закрепления набегающего конца лен­точные тормоза подразделяют на про­стые, дифференциальные и суммирующие.
У простого тормоза (рис. 35, а) набе­гающий конец / неподвижен, сбегающий 4 прикреплен к рычагу 5. Такой тормоз одностороннего действия, его применяют там, где тормозной шкив механизма дол­жен вращаться только в одну сторону.

 

 

 

Рис. 35. Типы ленточных тормозов:
а — простой, б — дифференциальный, в — суммирующий, г — обозначение на кинематических схемах; 1.4  набегающий и сбегающий концы, 2 — лента, 3 — шкив, 5  рычаг

 

 

У дифференциального тормоза (рис. 35,6) набегающий и сбегающий концы тормозной ленты закреплены на рычаге с разных сторон точки опоры (оси) А. На­бегающий конец увлекается силой трения, действующей между шкивом и лентой, и стремится повернуть рычаг вокруг оси в ту же сторону, в которую он поворачи­вается под действием включающего уси­лия Р. При этом создается дополнитель­ное натяжение сбегающего конца ленты. Поэтому в дифференциальных тормозах требуется значительно меньшее усилие включения, чем в простых. Длину плеч рычага специально рассчитывают. При неудачном выборе плеч тормоз может оказаться самотормозящимся. Дифферен­циальный тормоз применяют там, где нужно создать большой тормозной мо­мент при небольшом усилии на рычаге управления. Дифференциальный тормоз, так же как и простой, одностороннего действия.
У суммирующегося тормоза (рис. 35, в) набегающий и сбегающий концы
тормозной ленты крепят на рычаге также с двух сторон оси Л, но так, что набегаю­щий конец, увлекаемый силой трения, стремится повернуть рычаг вокруг оси в сторону, противоположную повороту рычага под действием включающего уси­лия Р. Если в таком тормозе концы / и 4 закрепляют на одинаковом расстоянии от опоры А, то тормозной момент, воз­никающий от натяжения ленты, не изме­няется при любом направлении вращения тормозного шкива: суммирующий тор­моз двустороннего действия. Его исполь­зуют тогда, когда необходимо останавли­вать механизм независимо от направле­ния его вращения. При изменении напра­вления вращения тормозного шкива (на рис. 35, в показано стрелками) набегаю­щий конец сбегает со шкива, а сбегаю­щий 4 — набегает на шкив.
Колодочный тормоз (рис. 36) состоит из тормозного шкива /, колодок 2, си­стемы стоек 3, 9, штоков 6 и рычага 11. Рабочая поверхность колодок выгнута по окружности. К колодкам, так же как и у ленточных тормозов, прикреплены фрикционные накладки. Колодочный тор­моз может быть наружным или внутрен­ним в зависимости от того, где располо­жены колодки — снаружи или внутри тор­мозного шкива.
Колодочные тормоза бывают с ко­ротко- и длинноходовыми силовыми ор­ганами. В тормозе с короткоходовым си­ловым органом (рис. 36, а) растормажива-ние производится с помощью однофазно­го электромагнита типа МО. При вклю­чении электромагнита 8 якорь 7 толкает шток 6 влево, пружина 5 сжимается, а стойки 3 и 9 разводятся в стороны пру-жиной 4 и тормоз растормаживается. Ре­гулируют тормоз болтом 10. Тормоз та­кого типа применен в механизме поворо­та крана КС-4561А.
В тормозах с длинноходовым си­ловым органом (рис. 36,6) растормажи-вание производится с помощью электро-гидротолкателя. При включении электро-гидротолкателя 12 рычаг И поворачи­вается относительно шарнира стойки 9 против часовой стрелки, пружина 5 растя­гивается, шток 6 отходит влево и стойки 3 и 9 расходятся — тормоз растормажи­вается.
На автомобильных кранах применяют тормоза ТКГ-200 (ТК — тормоз коло­дочный) и ТКТГ-300 (третья буква Т обо­значает род тока — трехфазный). Число, указанное в наименовании тормоза, обо­значает диаметр тормозного диска, бук­ва Г — силовой орган — электродвига­тель.
Электрогидротолкатели устанавлива­ют в тормозах на кранах с электрическим управлением (тормоза лебедок и механиз­мов поворота кранов СМК-10 и лебедок крана КС-4561А). На кранах с пневмати­ческим управлением вместо них устанав­ливают пневмокамеры, на кранах с гид­равлическим управлением — гидроразмы­катели.
В тормозах с длинноходовым си­ловым органом (рис. 36, в) система рыча­гов сложнее. При включении электро-гидротолкателя рычаг поворачивается от­носительно шарнира стойки 3 против ча­совой стрелки, пружина 5 сжимается, шток отходит вправо, а стойки 3 и 9 рас­ходятся — тормоз растормаживается.


 

 

 

 

Рис. 36. Принципиальные схемы колодочных тормозов с коротко- {а) и длинно-ходовыми (б, в) силовыми органами и их обозначение на кинематических
схемах (г):
/ – шкив, 2 — колодки, 3, 9 — стойки, 4, 5 — пружины, 6 — шток, 7 — якорь, 8 — электро­магнит,10 — болт, П — рычаг, 12 — электрогидротолкатель (гидроразмыкатель или пневмо-
камера)

 

 

 

 

 

Нормально закрытые автоматически действующие ленточные (простые и сум­мирующие) и колодочные наружные тор­моза устанавливают на барабанах лебе­док и механизмах поворота; нормально открытые автоматически действующие ленточные простые и колодочные на­ружные тормоза — на коробках передач и отбора мощности.
Нормально закрытый ленточный про­стой тормоз (рис. 37, а) лебедок кранов ти­па КС-3562Б и КС-3571. Лента 7 охваты­вает наружную поверхность тормозного шкива 8. Неподвижный конец ленты при­соединен к кронштейну 10 на поворотной платформе, а подвижный через шток 5 и двуплечий рычаг 2 соединены со што­ком гидроразмыкателя 11. При подаче рабочей жидкости в гидроразмыкатель его шток перемещается влево и повора­чивает рычаг относительно оси 12. Пово­рачиваясь, рычаг сжимает пружину 4, шток перемещается вправо и тормоз рас­тормаживается. Затормаживается тормоз пружиной 4, которая отводит шток влево. Равномерный отход ленты регулируют винтом 9. По мере износа тормозных на­кладок ленты тормоз регулируют: устана­вливают рабочую нужную длину А пру­жины и необходимый ход штока гидро­размыкателя (не более 8 мм).
Тормозная лента (рис. 37,6) стальная, к ней заклепками 14 крепят накладки 13 из фрикционных материалов. Для увели­чения срока службы применяют ревер­сивные тормозные ленты, у которых крепления сбегающего и набегающего концов имеют одинаковую конструкцию. После износа фрикционных накладок на одном из концов примерно на половину допустимой величины ленту переворачи­вают, что почти вдвое увеличивает срок ее службы.
 


 

 

 

Рис. 37. Ленточные тормоза: а-лебедок кранов КС-3562Б, КС-3577. КС-3571, б - конструкция тормозной ленты; /, 6, 12 — оси, 2 – рычаг, 3 — гайка, 4 — пружина, 5 – штоки, 7 — лента, 8 шкив, 9 — винт, 10 — кронштейн, 11 — гидроразмыкатель, 13 — фрикционная накладка, 14 — заклепка, 15 — стальная лента

 

 

Рис. 38. Ленточный тормоз механизма поворота крана КС-2561Д:
1 — лента, 2, 9 — оси, 3 — кронштейн, 4 — корпус, 5 — наконечник, б — упор, 7 — пнев-мокамера, 8 — пружина, 10 — рычаг, 11 — шкив

 

 

 

Нормально закрытый ленточный сум­мирующий тормоз (рис. 38) механизма по­ворота крана КС-2561Д состоит из ленты, тормозной пружины, двуплечего рычага, корпуса и пневмокамеры. Тор­мозной шкив 11 установлен на горизон­тальном валу механизма поворота. Сжатый воздух, поступая в пневмокаме-ру 7, выдвигает шток с закрепленным на нем упором 6. Перемещаясь влево, упор нажимает на наконечник 5 штока, сжи­мает пружину 8 и поворачивает двупле­чий рычаг 10. Оси 9 поворачиваются относительно оси 2, закрепленной на кронштейне 3, по часовой стрелке, и тор­моз растормаживается. При сообщении рабочей полости пневмокамеры с атмос­ферой пружина разжимается, перемещая шток вправо. Рычаг поворачивается про­тив часовой стрелки и замыкает тормоз. Радиальный зазор между тормозной лен­той и шкивом в расторможенном состоя­нии должен быть 0,6—1,2 мм. Регу­лируют его гайками, устанавливая нако­нечник и упор таким образом, чтобы зазоры end были соответственно 2 — 3 и 6 — 7 мм. При уменьшении зазора с тор­моз не будет замыкаться, а зазора d — нормально размыкаться.


Нормально закрытый колодочный на­ружный тормоз с короткоходовым си­ловым органом (рис. 39) механизма пово­рота крана КС-4561А. На подставке 19 установлены два рычага 1 и 16, к ко­торым шарнирно крепятся тормозные ко­лодки 18 с фрикционными накладками.

 

 

 

Рис. 39. Тормоз механизма поворота
крана КС-4561А: 1, 16 — рычаги, 2, 13, 20 — регулировочные гайки, 3 — контргайки, 4 — шток, 5 — рычаг минимальной частоты вращения, 6, 7, 11 — пружины, 8, 15 — оси, 9 — кронштейн, 10,17 — регулировочные болты, Г2 — панель, 14 — электромагнит, 18 — колодка, 19 — подставка


Под действием пружины 7, сидящей на штоке 4, рычаги с колодками, вращаясь вокруг шарниров, прижимаются к тор­мозному шкиву, осуществляя торможе­ние.
Растормаживание производится элек­тромагнитом 14, сблокированным с элек­тродвигателем: при включении электро­двигателя включается и электромагнит. Якорь электромагнита притягивается к его сердечнику и выталкивает шток вле­во. Пружина 7 сжимается, рычаги 1 и 16 разводятся в стороны пружиной 6, и шкив
растормаживается. Отход колодок 18 должен быть равномерным, регулируют его болтом 17, который находится на ры­чаге 16. Регулируют пружину 7 гайкой 20, а пружину 6 — гайкой 2.
Для получения минимальной частоты вращения поворотной части крана плавно нажимают на педаль, которая установле­на на полу в кабине машиниста. Усилие от педали передается тросом на рычаг 5, который, поворачиваясь на оси 8 крон­штейна 9, нажимает на болт 10, жестко связанный с панелью 12. Панель повора­чивается вместе с электромагнитом 14 вокруг оси 15 вправо. При этом усилие, действующее на шток 4, уменьшается, пружина 7 сжимает рычаги 1 и 76, а ко­лодки 18 прижимаются к тормозному шкиву — происходит затормаживание ме­ханизма поворота.

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..