Гребной винт является наиболее простым,
дешевым и универсальным движителем. Большая приспособляемость гребного
винта к различным режимам работы, сравнительно высокий КПД (до 0,75) и
передача в большом диапазоне мощностей обеспечили гребному винту самое
широкое распространение на самоходных судах всех типов.
Гребной винт состоит из ступицы и укрепленных на ней лопастей. Ступицей
винт насаживают на конусный конец гребного вала и закрепляют гайкой.
Обращенная в сторону кормы судна поверхность лопасти винта, которая при
переднем ходе судна отбрасывает воду, называется нагнетающей.
Противоположная ей поверхность лопасти называется засасывающей.
Нагнетающая поверхность представляет собой винтовую поверхность
постоянного шага с прямолинейной образующей, перпендикулярной оси
вращения гребного винта. Лопасти винта имеют переменную толщину по
радиусу, увеличивающуюся по условию прочности к корню, т. е. к месту
примыкания К ступице. Профили сечений лопасти являются профилями крыла;
они бывают сегментные и авиационные. У сегментных профилей максимальная
толщина приходится на середину ширины профиля, у авиационных — на 1/3
ширины профиля от входящей кромки. Винты судов, работающих с частыми
реверсами, выгоднее делать с сегментным профилем. Отношение толщины
профиля сечения е к ширине профиля b называется относительной толщиной
б; она колеблется в пределах от 0,15—0,25 у корня лопасти до 0,025—0,10
на радиусе центра тяжести поверхности лопасти.