При движении с некоторой скоростью судно испытывает сопротивление воды
движению. Для преодоления сопротивления к судну необходимо приложить
движущую силу, называемую полезной тягой. Для создания и поддержания
полезной тяги, которая, преодолевая сопротивление воды, обеспечивает
заданную скорость судна или буксируемой баржи или плота, применяют
специальные механизмы, называемые судовыми движителями.
Применяемые на лесосплавных судах движители относятся к гидрореактивному
типу. Любой из таких движителей представляет собой гидравлический
механизм, рабочие детали которого— лопасти — захватывают массы воды и
сообщают .им дополнительную скорость в направлении противоположном
перемещению судна. Такая скорость воды называется осевой вызванной
скоростью. Лопасти, отбрасывающие воду, воспринимают реакции отброшенных
масс воды. Составляющая общей реакции в направлении движения судна носит
название упора движителя и обозначается через Р. Сила Р передается
корпусу судна через гребной вал и упорный подшипник.
Пропульсивный коэффициент учитывает все
гидромеханические потери, возникающие при работе движителя, включая и
потери, вызываемые влиянием судового корпуса на работу движителя.
Значения т] для основного (расчетного) режима работы различных
движителей колеблются в пределах 0,35—0,75.
По конструкции гидрореактивные движители разделяются на гребные колеса,
гребные винты, крыльчатые и водометные движители. В настоящее время
лесосплавные суда строят с движителями двух, видов — с гребными винтами
и водометными движителями. -