При эксплуатации судов возникает необходимость определять значения
эффективного упора движителей, мощности и частоты вращения двигателей,
сопротивления движению, а для буксирных судов, кроме того, и силу тяги
на буксирном канате при различной скорости движения и различных режимах
работы главных двигателей. Графики, выражающие изменение этих
показателей в зависимости от скорости движения судна, называются
ходовыми, а для буксирных судов тяговыми характеристиками. Они позволяют
анализировать работу силовой установки и движителей в различных режимах
движения, устанавливать причины неполадок и намечать пути их устранения.
Построение таких характеристик может выполняться либо расчетным путем,
либо по данным натурных испытаний.
Для расчета ходовых характеристик необходимо иметь кривые сопротивления
воды движению судна в зависимости от скорости при плавании с полным
грузом и порожнем, внешнюю характеристику главных двигателей,
динамическую характеристику движителя при работе его за корпусом судна.