ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ



Уменьшение отрицательного влияния дорог на миграцию, размножение и перемещения животных

 

 

 При выполнении строительных работ по лесу разносится шум от большого числа тракторов и других машин, что является крайне неблагоприятным фактором, особенно в период, когда у лесных зверей появляется потомство. В этот период следует по возможности выполнять дорожно-строительные работы на открытых участках, в полях или на таких лесных территориях, где животный мир немногочислен в силу особенностей данного района. Важно в «тихий» период не производить в лесу взрывных работ, запланировав их выполнение в другое время.

Построенные дороги преграждают традиционные привычные пути миграции животных, отдаляя места их обитания от мест питания, водопоя или охоты и нарушая тем самым экологическое равновесие в природе. Именно в лесных территориях на дорожное полотно попадает больше всего диких животных, вызывая аварийную ситуацию. Поэтому на магистралях автомобильных дорог следует создавать специальные ограждения в виде заборов с мелкой сеткой. Наблюдения показали, что высота таких заборов должна быть примерно 2,5 м. Но устройство их является весьма дорогим мероприятием, и на лесных дорогах они устраиваются только в крайне необходимых случаях. Животные переходят дорогу, как правило, от 18 ч вечера до 6 утра. Поэтому для уменьшения числа дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на диких животных на опасных в этом отношении участках дорог, устанавливают специальные металлические рефлекторы или зеркала. Отражающийся от них свет фар отпугивает животных. Чтобы не ослеплять водителей, рефлекторы из нержавеющей стали отражают свет фар автомобилей поперек дороги. Большое значение имеет изучение сезонных и суточных периодов интенсивной миграции животных через дорогу и особенно выявление тех мест, где она наиболее интенсивна. Эти места должны быть не только ограждены специальными дорожными знаками, но, кроме них, на дороге следует поставить специальные щиты, разъясняющие водителям ситуацию и указывающие особенно опасные периоды и

необходимость значительного снижения скорости движения при проезде в местах интенсивной миграции животных.

Уменьшение влияния загазованности и шума на лесовозных дорогах

 

 При проектировании дороги следует предусматривать обходы населенных пунктов, так как транзитный проезд автотранспорта через населенный пункт существенно ухудшает условия труда и отдыха его жителей как из-за шума от движения транспортных средств, так и из-за загрязнения воздушного бассейна отработавшими газами автомобилей, дымом и пылью. В тех случаях, когда трасса дороги по каким-либо причинам должна быть проложена через населенные пункты, вблизи жилых строений и зон отдыха, необходимо принимать меры к тому, чтобы шум, доносящийся на жилую территорию со стороны дороги, не превышал допустимых норм. Интенсивность транспортного шума зависит от скорости и интенсивности движения: его интенсивность возрастает при движении на подъем тяжелых транспортных средств.

Для того чтобы предохранить жилую территорию от шума, надо трассу дорог отнести от защищаемых объектов на достаточное расстояние. На ровной открытой поверхности ослабление звука составляет 2,8 дБа на 100 м, на вспаханной поверхности или траве 3,3 дБа, при высокой и густой траве 6,6 дБа и при кустарнике 10... 16,5 дБа. Узкая полоса леса и кустарника даже значительной плотности снижает уровень шума всего на 5...15дБа. Внешний шум грузовых машин (в зависимости от типа) не должен превышать 84 ... 92 дБа.

Загрязнение воздушной среды и окружающего пространства токсическими выделениями также требует учета этого фактора при проектировании трассы дороги. В лесных массивах значительно меньшую загазованность имеют дороги, проложенные по направлению господствующих ветров.

Пожарная безопасность на лесовозных дорогах

 

 При проектировании дорог в пожароопасных насаждениях следует учитывать, что в лесной пирологии всегда учитывались функции дороги, как опорной

 

линии, используемой для остановки пожара или его надежной локализации. Для выполнения такой функции дорожная просека должна быть очищена от захламления остатками древесины и на ней должны быть дополнительно проложены минерализованные полосы. Для наиболее распространенных, низовых, пожаров дорога является не только опорной линией, но и заградительной полосой. Она служит и для быстрой доставки рабочих по такой заградительной полосе. Верховые пожары просеки в 20 и даже в 40 м не останавливают. Для их локализации необходимо вдоль дорожных просек создавать широкие полосы из древостоев с преобладанием лиственных пород. Ширина таких противопожарных заслонов достигает 320 м. Заслон создается путем реконструкции примыкающих к дороге хвойных лесных насаждений.

 

 

Эстетика местности при проектировании плана и профиля дорог

 

 При проектировании плана и профиля дорог необходимо учитывать весь комплекс вопросов, связанных с антропогенным воздействием дорог на окружающую среду. Прямая лесная просека не эстетична и нарушает нормальную жизнь леса. Основы ландшафтного проектирования требуют, чтобы трасса дороги воспринималась как пространственная кривая, плавно вписанная в естественные изгибы местности, не подчиняясь, однако, их мелким изменениям. Плавные кривые большого радиуса хорошо показывают красоту русского леса, в тоже время обеспечивая безопасность движения. Хорошо вписывается в рельеф так называемая клотоидная трасса, при проектировании которой широко используются и круговые и переходные кривые. Плавность трассы пространственной кривой достигается, в частности, совмещением поворотов в плане с переломами продольного профиля, что возможно при больших радиусах кривых. Короткие прямые вставки между соседними длинными кривыми создают впечатление излома трассы так же, как и короткая кривая между длинными прямыми.

При прокладке дорог в горах целесообразно применять раздельное трассирование дорог для каждого из направлений (для лесовозных дорог грузовое и негрузовое). Раздельное трассирование позволяет существенно повысить безопасность движения. При этом также повышается чистота воздуха, уменьшается утомление от зрительного восприятия дороги, обеспечивается большая сохранность лесов и достигается устойчивость горных склонов благодаря неглубокому врезу в них путей, а также благодаря появлению возможности использования узких ярусов склона и надпойменных террас.

Вход дороги в лесной массив следует устраивать на кривых или под углом к границе насаждения так, чтобы перед едущим не открывалась сквозная просека непривлекательного вида. Просеки дорог должны иметь переменную ширину, впадины и выступы, создающие вместе с дополнительными насаждениями

красивую линию опушки. Хороши иногда и узкие просеки. Групповые посадки, разбросанные вдоль дороги, создают ощущение широты и красоты пейзажа, рассеивают утомление. При этом расположение растительности ни в коем случае не должно быть подчинено строгим геометрическим правилам. На внутренней стороне кривых, а также у съездов и пересечений дорог не следует оставлять сильно разросшихся деревьев. Посадки на внешней стороне кривых облегчают ориентировку, а на внутренней — уменьшают видимость и создают неблагоприятные условия для движения. Минимальные расстояния от деревьев до дороги дол-

жны обеспечивать предохранение покрытий от разрушения корнями. Группы деревьев, растущих у подножия насыпи, снимают ощущение глубины и ослабляют чувство неуверенности у водителя. Следует предусматривать посадку кустарника на откосах выемок. Мелкий кустарник у бровки должен переходить в крупный, постепенно сливающийся с окружающими деревьями (рис. 10.1).

Общий архитектурный стиль дороги, характер трассирования, оформления, вписывания в ландшафт должны быть сформулированы до начала полевых изысканий дороги и указаны в задании на проектирование дороги и в наряде на производство изысканий. В сухих карьерах и резервах после их рекультивации следует предусмотреть посадки деревьев. При высоком уровне стояния грунтовых вод в карьерах целесообразно устраивать красивые пруды. В целях сохранения природной среды должны быть запрещены съезды автомашин с дорог на лесную территорию.
 

 

 

Рис. 10.1. Размещение растительности у дороги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..