ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  .. 

 

10.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ



Дороги относятся к линейным сооружениям, которые оказывают существенное влияние на окружающую природу. Для прокладки дороги требуется значительная территория (4... 6 га на 1 км дороги). Дороги нарушают вид живописных природных ландшафтов, изменяют или прерывают пути миграции животных, нарушают водный и тепловой режим местности, существовавший до ее постройки, повышают опасность загорания лесов, нарушают устойчивость горных склонов и ускоряют их разрушение, загрязняют окружающую местность отработанными газами, а также противопыльными и противогололедными препаратами. В районе прохождения дороги ухудшается фотосинтез у деревьев и растений из-за покрытия листьев и хвои налетом пыли и сажи. Движение транспортных машин по дороге сопровождается шумом, вредное воздействие которого особенно ощущается на дорогах, проходящих по участкам леса, используемым для отдыха или лечения.

В законе об охране природы в качестве объектов, подлежащих охране, указываются земли, воды, недра, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, курортные местности, животный мир и атмосферный воздух. Леса являются важнейшим источником кислорода в атмосфере.

Учет требований охраны окружающей среды при создании транспортной сети предприятий лесной промышленности осуществляется на всех этапах при составлении проекта, при строительстве дорог и при их эксплуатации. Рассмотрим последовательно основные факторы, влияющие на состояние окружающей среды, и мероприятия, позволяющие уменьшить вредное воздействие на нее дорожного строительства.



Уменьшение и возмещение ущерба от изъятия земель для прокладки дорог. Прежде всего при трассировании дороги при прочих равных условиях предпочтение должно отдаваться тому варианту трассы, при котором она проходит по малоценным землям. В связи с созданием в лесных массивах просек для дорог ежегодно теряется 16... 20 м3 древесины на 1 км дороги из-за несостоявшегося прироста. Кроме того, при прокладке дороги вне лесного массива происходит изъятие из пользования ценных сельскохозяйственных земель. В целях наименьшего изъятия продуктивной лесной площади необходимо предварительно выявлять имеющиеся в лесном массиве просеки, совпадающие с направлением дороги. Такими просеками могут быть квартальные, проложенные для высоковольтных линий или для газо- и нефтепровода, а также просеки вдоль железных дорог, противопожарные разрывы и пр.

Все организации, выполняющие строительные или иные работы, связанные с нарушением почвенного покрова на предоставляемых им в пользование сельскохозяйственных землях или лесных угодьях, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 2 июня 1976 г. обязаны за свой счет приводить земли в состояние, пригодное для использования в сельском или лесном хозяйстве (рекультивировать). При строительстве автомобильных дорог — это притрассовые земли и сосредоточенные резервы, карьеры, из которых взят грунт или каменные строительные материалы для строительства дороги, откосы карьеров, бросовые участки дорог, подъездные пути, кавальеры и др.

Предприятия, осуществляющие строительство, обязаны снимать, хранить и наносить природный слой почвы на рекультивированные земли, а при экономической целесообразности — на малопродуктивные угодья.

Рекультивацию обычно делят на две фазы: техническую и биологическую. Техническая (или геотехническая) состоит в подготовке территории, планировке отвалов, придания им пригодной для использования формы, надвижке или транспортировании плодородных грунтов, создания подъездных путей.

В целях предотвращения эрозионных процессов уклоны поверхностей в зависимости от вида и свойств грунтов и целевого назначения рекультивируемых площадей не должны превышать 1 ... 2° при подготовке площадей для пашни и 2... 4° при подготовке площадей под сенокосы и пастбища. На землях, подготавливаемых для лесохозяйственного использования, уклон поверхности в направлении рядов лесных культур допускается до 3° и перпендикулярно рядам до 10° с одновременным проведением противоэрозионных мероприятий. Биологическая фаза рекультивации заключается в восстановлении нарушенных земель и их плодородия как путем выращивания сельскохозяйственных культур, так и путем посадки древесных пород. В первом случае нужно соблюдать определенную последовательность: первоначально культивировать малотребовательные культуры с большой растительной массой, а по восстановлении плодородия почвы — остальные. На успех рекультивации влияет ряд факторов: кислотность грунта, его механический состав, содержание питательных веществ, форма отвалов и др.

Технология строительных работ по рекультивации земель предусматривается в технорабочем проекте дороги, куда включают основные чертежи объектов рекультивации и сметы на проведение работ. В проекте указывается общая площадь отводимых земель с разделением на постоянно и временно занимаемые, а также площадь земель, подлежащих восстановлению. Требуется указывать площадь земель, временно отводимых под притрассовые резервы и карьеры, глубину выработок, крутизну

откосов, расстояние перемещения плодородного слоя и форму складирования. Аналогичные сведения приводятся по сосредоточенным резервам и временным карьерам. В проекте указываются виды рекультивации и для каких целей она производится. Указываются проектируемые уклоны откосов, размещение плодородного слоя, толщина, места получения, дальность и способы транспортировки, описание мероприятий по восстановлению новых видов земель взамен занимаемых в постоянное пользование; виды, объем работ и их обоснование. Объемы работ приводятся на чертежах и в сводной ведомости объемов работ, а затраты на рекультивацию в специальной смете.

Работы по рекультивации начинаются при подготовке дорожной полосы, когда производится снятие растительного слоя. Снятие плодородного растительного слоя выполняется бульдозером или скрепером. Применение скрепера целесообразнее в связи с тем, что в этом случае грунт скреперами же транспортируется в отвалы. При необходимости транспортирования почвы (или грунта) на более значительное расстояние, например из карьера, она погружается экскаватором в самосвалы и доставляется к отвалам, где ее слоями разравнивают по площади отвала. В отдельных случаях снимаемый грунт может временно складироваться на борту карьера или вне контура карьера на прилегающей к нему территории. Отвалы почвенного слоя разрабатываемых карьеров лучше всего размещать в выработанном пространстве карьера. На пашнях растительный грунт, получаемый при расчистке полосы отвода, размещается в виде валов или отвалов за границей полосы отвода. При снятии слоя растительного грунта он не должен перемешиваться с нижележащими слоями грунта, чтобы не ухудшить агротехнические свойства снимаемого слоя.

После выполнения основных дорожно-строительных работ растительный грунт, находящийся в валах и отвалах, перемещается на требуемую площадь и планируется. Для планировки используются универсальные бульдозеры и автогрейдеры. В целях предупреждения эрозии на спланированной территории следует производить посев тимофеевки (5 кг/га), овсяницы (25 кг/га), костра (25 кг/га), житняка (20 кг/га), для чего используются обычные сельскохозяйственные сеялки. После посева семян трав восстанавливаемые земли боронуются и прикатываются легкими катками. При сухой погоде необходимо произвести также полив посеянных трав с расходом воды 1,5... 2 м3 на 100 м2 площади.

При прокладке дороги по лесной территории работы по рекультивации усложняются. В данном случае работы по снятию растительного слоя совмещаются с корчевкой пней в связи с чем обвалованный грунт имеет в своем составе значительное количество мелких пней, корней и других включений.

 

При строительстве дорог может быть осуществлен ряд мероприятий по сокращению требующихся для строящейся дороги постоянно занимаемых площадей. Такими мероприятиями являются:

1. Применение откосов насыпей с заложением 1 : 1,5 вместо заложения 1:3, в этом случае даже при высоте насыпи в 1 м переход от заложения 1:3 к 1:1,5 позволяет уменьшить ширину полосы земли для основания земляного полотна на 3 м, т. е. для дорог IV категории на 26 %, при этом ширина резервов также сократится примерно на 2 м. Применение откоса с крутизной в 1 : 1,5 возможно при более широком использовании для возведения насыпей скреперов и экскаваторов.

2. Применение вместо двусторонних резервов — односторонних. Это наиболее легко осуществимо при относительно узком земляном полотне лесохозяйственных дорог, лесовозных IV категории и на УЖД.

3. Более широкое использование сосредоточенных резервов, устраиваемых в стороне — на поляне, вырубке и неудобных землях. За счет этого сокращается потребность в притрассовых резервах и тем самым необходимая ширина дорожной просеки.

4. Для дорог, проходящих в широтном направлении, способом сокращающим ширину просеки, является несимметричное расположение земляного полотна дороги по отношению коси просеки.

 

 

Уменьшение отрицательного влияния дорог на водный режим местности. При прокладке дорог наблюдаются случаи когда из-за неправильного проектирования и отсутствия достаточного количества водопропускных сооружений и канав дорога становится препятствием для стока воды и значительные территории начинают заболачиваться. Во избежание этого явления при проектировании дорог в районе, где намечаются осушительные работы, необходимо проектировать дорогу и каналы одновременно, полностью увязывая систему водоотводных мероприятий с мелиоративной сетью. Если же осушительная сеть проектируется после устройства дороги, то необходимо предусматривать использование дорожных канав в качестве осушителей или собирателей с соответствующим их углублением или уширением и включать их в общую систему каналов. В тех случаях, когда дорога проектируется по участку с уже построенной осушительной сетью, отметки дна дорожных водоотводных канав должны быть увязаны с отметками каналов осушительной сети, при этом следует предусматривать соединение дорожных канав с ближайшими осушителями или собирателями.

При пересечении оврагов дорогу следует прокладывать в средней зоне, называемой зоной транзита, где нет ни размыва берегов, ни отложения взвешенных в воде частиц грунта. В пе-

ресекающей овраг насыпи устраивается водопропускное сооружение. При этом должны быть приняты меры, не допускающие дальнейшего развития оврага, для чего при проектировании дороги должны быть предусмотрены мероприятия по закреплению оврага от размыва как с верховой по отношению к дороге стороны, так и с низовой. В ряде случаев целесообразно насыпь земляного полотна в овраге устраивать в виде плотины с водосливом или косогорной трубой для создания пруда выше плотины. В лесных условиях такие пруды являются противопожарными водоемами, обеспечивают водой животных, а также удовлетворяют нужды орошения.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  ..