ТЕХНОЛОГИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЕРХНЕГО
СТРОЕНИЯ ПУТИ ЛЕСОВОЗНЫХ УЖД
При звеньевой укладке рельсошпальной решетки путеукладочными кранами
прежде всего должна быть организована звеносборочная база. Такую базу
целесообразно создавать вблизи места примыкания строящейся линии к
эксплуатируемой или у примыкания УЖД к дороге МПС. Сборка звеньев
выполняется по поточно-расчлененному методу в следующем порядке:
разметка костыльных отверстий на шпалах; сверление костыльных отверстий
электродрелями и их антисептирование; раскладка шпал, затем подкладок и
костылей; закрепление подкладок (одним костылем) по одной рельсовой
нити; раскладка рельсов (краном) по разложенным подкладкам; пришивка
вручную стыковых и двух-трех промежуточных шпал; разметка на рельсах
положения осей шпал и установка шпал по меткам на рельсах; пришивка
рельсов к шпалам пневмо- или электромолотками.
Готовые звенья грузят на строительный поезд. Поезд с нагруженными на
специализированные платформы звеньями и укладочный кран подают к месту
укладки и затормаживают. На больших уклонах дополнительно подкладывают
башмаки. При этом ось передней по ходу колесной пары крана должна
отстоять от конца ранее уложенного звена на 1 м. После этого оператор с
помощью звенозахвата поднимает верхнее звено и подает его на сливную
призму земляного полотна или на другое подготовленное основание (при
капитальном ремонте) впритык к ранее уложенному звену. Второй рабочий
придерживает звено багром, помогая его правильной укладке. После
опускания звена проверяется правильность его расположения в плане и по
высоте, плотность посадки всех шпал на место. При необходимости
производится подбивка шпал грунтом. Затем производится стыковка звеньев.
Чтобы достигнуть при этом совпадения отверстий, оператор может несколько
приподнимать, опускать и раскачивать звено до совпадения отверстий
рельсов и накладок. По уложенному звену поезд продвигается дальше, и
процесс укладки повторяется.
Закончив укладку восьми звеньев одного пакета, на укладочный кран
передвигают очередной пакет. Для этого его освобождают от увязки и
раскрепляют рельсовые зажимы. С помощью лебедки, канатно-блочной системы
и триангеля, закрепленного на конце рельсов нижнего звена, очередной
пакет пере-таскивается на укладочный кран, при этом все рабочие бригады
контролируют ход его перемещения. В состав бригады поезда ТУ6СП входят
машинист (оператор) поезда 5-го разряда и
2...3 путевых рабочих. Производительность путеукладочного поезда 300 ...
400 м пути в смену.
Сварка рельсов в стыках. На лесозаготовительных предприятиях
сварку рельсов в стыках производят большей частью на уложенном новом или
действующем пути. Ручная электродуго-вая сварка производится обычно
электродами УОНИ 13/55А с использованием сварочных агрегатов типа
АСБ-300, АСБ-400, укрепленных на деревянных платформах, устраиваемых на
шасси трелевочного трактора. Трактор с агрегатом передвигается вдоль
пути.
Наиболее высокое качество сварки достигается при электро-контактном
способе сварки агрегатом «Искра». Работа выполняется бригадой, состоящей
из оператора-сварщика и трех путевых рабочих. Один из рабочих
разбалчивает стыки и расшивает пристыковые шпалы, второй разгоняет
стыковые зазоры, третий зачищает торцы и шейку рельса в местах будущей
сварки. Оператор переезжает с машиной от стыка к стыку, устанавливает
сварочную головку на стыки, следит за процессом сварки.
Процесс сварки регулируется автоматически с применением следящей
гидросистемы. Сварка производится по методу непрерывного оплавления с
программным регулированием напряжения и скорости оплавления, для чего
машина имеет гидравлический привод сжатия посадки. Затраты на ремонт и
содержание пути с длинными сварными рельсами меньше на 25... 40 %, чем
затраты на эти же цели для обычных стыковых путей с накладками.
Балластировка пути. Последней операцией на
строительстве лесовозных УЖД является балластировка пути. Комплекс работ
по балластировке пути включает: 1) подготовку карьера;
2) погрузку балласта на железнодорожные платформы или
са-моразгружающиеся полувагоны; 3) перевозку балласта; 4) выгрузку
балласта путем саморазгрузки или с помощью приспособлений (плуг,
бульдозер и пр.) при использовании платформ; 5) укладку балласта в путь.
Подвезенный из карьера балласт выгружается либо без передвижения состава
на месте выгрузки, либо с одной или несколькими передвижками. Во время
первой подъемки пути на высоту 0,1 м требуется на 1 пог. м всего 0,24 м3
балласта. Разгрузка состава, сформированного из саморазгружающихся
вагонов, занимает 7... 10 мин, а при использовании обычных платформ и
угольника-сбрасывателя, протягиваемого по всем платформам стальным
канатом (d=15 мм), прикрепленным к тепловозу (состав заторможен),
требуется 15... 20 мин.
Балластировка пути может производиться начиная от
карьера с постепенным удалением от него или начиная с отдаленного от
карьера конца участка, с постепенным приближением к карьеру. Первый
метод имеет значительные преимущества, так как проходящие балластные
поезда движутся по забалластированному участку, обкатывая его, но в этом
случае у бригады, производящей подъемку пути, имеются перерывы для
пропуска балластных поездов. При втором способе качество пути
оказывается хуже, так как пропуск поездов по пути, не имеющем балласта,
не проходит бесследно. Шпалы вдавливаются в земляное полотно, вследствие
чего образуются шпальные корыта. При применении средств точечной
подъемки (домкратов, тележек) рельсовый путь вывешивается отдельными
звеньями. Поднятые стыковые и средние шпалы сразу подштопывают, т. е.
под шпалы набрасывают балласт, который затем уплотняют деревянными
штопками и подбойками.
Применение машин и механизмов резко повышает темп балластировки,
качество и производительность труда на этой работе. Дозировку ранее
выгруженного балласта производят при движении со скоростью и=1,5...3
км/ч. После подъемки и подбивки пути заправляют откосы балластной
призмы, для чего крылья дозатора раскрывают на угол 60°, а их кромки
настраивают на профиль балластной призмы. По окончании балластировки
пути по дороге открывается движение грузовых поездов, а через 2...3 нед,
когда свежеотсыпанный балластный слой уплотнится, производят
послеосадочный ремонт пути.