УРОК ЭТИКИ НА ТЕМУ «ТОВАРИЩЕСТВО, ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ»

  Главная       Учебники - Педагогика      Преподавание этики в школе (Эстенко Л. К.) - 1982 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

 

УРОК ЭТИКИ НА ТЕМУ «ТОВАРИЩЕСТВО, ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ»



Урок по этой теме начинаю с чтения стихотворения В. Шефнера «Весть».

Когда мне приходится туго —

Читаю в ночной тишине Письмо незабытого друга1 Который погиб на войне...

На вопрос о том, какие мысли и чувства вызывает стихотворение, одни ученики отвечают: «Я тоже получаю от своего друга письма. Когда читаю их, на душе становится радостно». Другие дают более глубокие ответы, в которых выражают сочувствие поэту, потерявшему друга: «Когда слушаешь стихотворение, то грустишь вместе с

 

поэтом, который не забыл своего друга, а последнее его письмо хранит до сих пор. Поэт часто читает это письмо, и ему кажется, что друг его жив. Я тоже хочу иметь верного друга». Отклики на стихотворение у восьмиклассников различны, однако в них есть общее: каждый из ребят хочет иметь настоящего друга.

Затем рассказываю ученикам о том, что настоящая дружба возникает на основе общей деятельности, единства взглядов и убеждений. Привожу пример прекрасной дружбы Маркса и Энгельса, которая продолжалась в течение почти сорока лет, до самой смерти Маркса. Маркса и Энгельса связывала общность взглядов, общая идея служения пролетариату. Они на протяжении всех этих лет поддерживали друг друга.

Значительную часть своей жизни Маркс посвятил написанию большого теоретического труда «Капитал». На подготовку этой книги уходили все его силы. Семья часто испытывала материальную нужду и тут бескорыстную помощь оказывал верный друг Энгельс.

Рассказ помог учащимся понять, что без помощи Энгельса Маркс не смог бы проделать огромную работу по созданию «Капитала».

В. И. Ленин говорил, что отношения между Марксом и Энгельсом «превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе» Обращаю внимание школьников на то, что история революционных боев, гражданской и Великой Отечественной войн полна примеров нерушимого товарищества и дружбы, взаимной выручки людей. В школе есть альбом, в котором записаны воспоминания односельчан, ветеранов войны. Вот одно из этих воспоминаний: «Любите, дети, Родину так, как любили ее ваши деды и отцы,— начал свой рассказ участник Великой Отечественной войны А. Н. Ралько.— Мы шли с боями по Белоруссии, освобождали Минск, Слуцк. Мне навсегда запомнился день, когда мы переправлялись через реку Неман. Это было летом 1944 г. Командир подал команду «Вперед!». Все бросились за ним. Добежав до реки, начали переправляться. Вдруг меня что-то сильно ударило в голову, и, потеряв сознание, я упал в воду. Не знаю, что было бы со мной, если бы это не увидел мой друг И. П. Плевако. Под градом пуль он вытащил меня

на берег, наскоро перевязал рану и передал меня санитарам...»

Обращаю внимание учащихся на то, что в нашей стране есть все условия для настоящей дружбы между людьми, что дружить умеют и взрослые, и ребята.

...Хотя Сачымбаю двенадцать лет, а Рахимберды всего восемь, они друзья. Живут рядом, играют вместе, у обоих родители — чабаны. В один из сентябрьских дней 1977 г. друзья пошли навстречу отаре. По дороге искупались в озере, присели на берегу отдохнуть, разрезали арбуз. Вдруг из зарослей саксаула выскочила голодная волчица и бросилась на Рахимберды. Все произошло так неожиданно, что Сачымбай теперь и объяснить не может, как он отважился вцепиться в волчицу, чтобы оттащить её от друга. Волчица отпустила Рахимберды и повернулась к старшему мальчику. «Беги в аул»,— кричал Са-чымбай. Никогда еще так не бежал Рахимберды. Скорее, скорее встретить кого-нибудь из взрослых. Первым к озеру прибежал механизатор Василий Гарбоносов и пристрелил волчицу

Задаю ученикам вопрос «Почему безоружным мальчикам удалось победить волчицу?».

Рассуждая о моральной силе дружбы, учащиеся подчеркивают, что чувство дружбы и товарищества помогло мальчикам победить зверя. Они отмечают, что друг — это близкий человек, который* поможет в трудную минуту, друг — это человек, которого мы любим, уважаем.

Итак, дружба — это свободный союз людей, это глубокая личная привязанность, которой не страшны никакие преграды.

За несколько недель до изучения этой темы учащиеся получили задание прочитать повесть Ф. Абрамова «Аль-ка». Спрашиваю ребят: «Почему оказалась несчастливой Алька Амосова?» Выслушав учеников, стараюсь внушить им мысль: как ни различны люди в своих стремлениях, но одиночество еще никому не принесло счастья, верная дружба, благородная и принципиальная, нужна всем людям. Чтобы ребята поняли смысл нравственных отношений в дружбе, прошу их объяснить суть пословицы «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью». Учащиеся отмечают, что дружба — это прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Настоящий друг

не будет в лицо хвалить товарища, а без него — чернить, не скажет «да», если нужно сказать «нет». Делаю вывод: большое значение в дружбе имеют моральные качества: честность, правдивость, верность, искренность, требовательность. Напоминаю, что некоторые ребята превратно понимают верность в дружбе. Они могут покрывать поступки товарищей, противоречащие нормам коммунистической морали.

Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать правила взаимоотношений. Называю наиболее важные из них:

- — Что бы ты ни делал, где бы ни жил, всегда должен

помнить о своих товарищах, друзьях. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой или вдали от тебя.

— Если ты получишь письмо от друга, всегда отвечай вовремя. Не откладывай это дело со дня на день: можно забыть ответить на письмо. А не ответить на письмо — значит незаслуженно обидеть друга. Пиши аккуратно, потому что грязное письмо говорит о твоем недостаточном внимании к другу.

Не забывай сказать «пожалуйста», когда о чем-то просишь друга, и поблагодарить за любую, самую незначительную услугу.

— Учись внимательно слушать своего друга. Не перебивай его, пока он не окончил свой рассказ. Чем внимательней ты будешь слушать, тем приятнее будет другу с тобой разговаривать. Поменьше говори: «А вот я.., а у меня». Расскажи лучше о книге, которую ты прочитал, о фильме, который недавно видел, о спортивных соревнованиях, которые недавно посетил.

— Цени время друга. Вовремя приходи туда, куда вы договорились прийти. Опаздывая к назначенному сроку, ты заставляешь себя ждать. Значит, вынуждаешь своего друга тратить впустую драгоценные минуты. Он мог бы в это время готовить уроки, читать книжку, а ему приходится нервничать и ждать тебя.

— Если твой друг девушка, проявляй к ней большое внимание: пропусти первой в автобус или троллейбус, уступи место, если она стоит, подними уроненный ею платок, проводи из гостей или театра домой.

Напоминаю, что культурное поведение людей в общественных местах, на улице, дома, всюду — также проявление товарищества и дружбы, уважения к другим.

 

 

Предлагаю учащимся привести примеры дружбы из своей жизни или из жизни родителей: «Моя мама дружит с Тамарой Егоровной, с которой работает на молочнотоварной ферме. Если маме нужно идти на собрание, то ее коров доит Тамара Егоровна. Они всегда вместе. Когда у Тамары Егоровны выходной, мама всегда идет вечером к ней, чтобы рассказать о делах на ферме. Мне нравятся отношения мамы и ее подруги и хочется тоже иметь такую подругу, как у мамы» (Наташа К.).

Некоторые ребята приводят примеры и рассказывают

о своей дружбе: «Сергей Р.— мой друг. У меня с ним все поровну. Нас водой не разольешь. Сергей трудолюбивый, он и мне часто помогает в работе. Но у Сергея не все ладится с учебой. Я стараюсь ему помочь: пишем диктанты, вместе учим правила. Если он чего-нибудь не понимает, я объясняю» (Валерий Д.).

Я привожу пример дружбы, когда человек ценой своей жизни спасает товарищей.

...Осень 1977 г. В колхозе «Прогресс» Витебской области вместе со своими товарищами в уборке картофеля участвовал студент Оршанского педучилища Михаил Мороз. В тот день работали на картофелеуборочном комбайне. Неожиданно на транспортере появился проржавленный снаряд, выхваченный из много раз перепаханного поля. Его заметили поздно. Остановить комбайн было невозможно. Секунда, вторая, и снаряд окажется в барабане. И тогда все погибнут. А на комбайне было четверо учащихся, тракторист и комбайнер.

Миша схватил снаряд и пошел ко рву на конце поля. Оставалось пройти несколько метров. И вдруг — взрыв. Миша погиб, спасая товарищей. Газета «Комсомольская правда» в те дни писала, что при жизни Миша наград не имел. Разве что наградой за умение дружить была привязанность друзей.

Ставлю вопрос «Могут ли называться дружбой отношения, когда один повелевает, а другой подчиняется?». Из суждений ребят видно, что они правильно понимают взаимоотношения в дружбе. Ученики делают вывод, что дружба нужна не для того, чтобы заставлять кого-то подчиняться, а чтобы утверждать в самом себе благородство. В дружбе мы отдаем силы своей души другому человеку и от этого сами становимся красивее.

Каждого человека волнуют вопросы, как найти любовь, как ее удержать, почему один человек пронесет

через всю жизнь любовь высокую, благородную, а другой мечется, калечит жизнь себе и другим, никому не принесет радости и проживет, так и не познав настоящей любви. Урок начинаю с прослушивания романса М. И. Глинки на слова А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Встреча с этой музыкой волнует ребят. Ученики видят прекрасное в человеческих отношениях, переживают радость поэта от встречи с женщиной, «гением чистой красоты» и настраиваются на восприятие темы урока. Никаких вопросов после прослушивания романса не задаю: пусть ребята одну-две минуты побудут под впечатлением этого восторженного гимна любви.

Затем рассказываю ученикам, что любовь как общественный фактор зародилась в феодальном обществе и называлась рыцарской. В ней преобладало поклонение физической красоте женщины. «Дама сердца» была для рыцаря идеалом, но не другом. Оказывая ей знаки внешнего уважения, он не снисходил до признания в ней равного себе человека.

Останавливаю внимание учащихся на отношении к любви в мире имущих. Ребята вспоминают повесть А. С. Пушкина «Дубровский». Кирила Петрович Троекуров насильно выдал замуж свою единственную дочь за старого князя Верейского, потому что тот был богат. Затем использую роман Т. Драйзера «Дженни Герхард», в котором рассказывается о том, как сын фабриканта Лестер Кейн полюбил простую девушку Дженни. Они были счастливы, но семья Кейнов сделала все, чтобы охватившее молодого буржуа чистое чувство убить. Старый Кейн, умирая, лишил сына наследства, братья открыто бойкотировали его. И Лестер сдался — покинул Дженни и женился на богатой женщине. В этом примере отразилась трагедия людей, принадлежащих к классу собственников, которые почти всегда приносили любовь в жертву богатству.

Совершенно иной характер носит любовь в социалистическом обществе. Так, любовь советского человека лишена эгоистического начала, в ней на первом месте — счастье любимого или любимой.

Большая любовь — это всегда подлинная дружба. Задаю учащимся вопрос «Нужна ли для любви дружба?».

«Без дружбы любви не бывает»,— отвечают школьники. Стараюсь направить их мысль на то, что в основе любви лежит общность взглядов. Предлагаю привести

пример. Ребята рассказывают о Павке Корчагине и Тоне Тумановой. В жизни Павла был период, когда ему очень нравилась Тоня. Без нее Павлу было трудно. Но время показало, что они люди разных взглядов. Тоня оказалась мещанкой. Ее не интересовала общественная жизнь. А Павел хотел быть всегда там, где жизнь била ключом. Как ни трудно было Павлу, но он сделал все, чтобы чувство, которое он питал к Тоне, не развилось в любовь, ибо понимал: духовной близости между ними быть не может.

Многих интересует вопрос «Как заслужить любовь?». Рассматриваем иллюстрацию из журнала «Огонек», на которой изображена девушка. Ученики говорят, что она красива, привлекательна, что понравится кому-то, что кто-то проводит ее с вечера, полюбит. Никто из ребят не сказал о внутренней красоте девушки, поэтому я добавляю: «Но мы еще не знаем об этой девушке. А если у нее нет ничего за душой, тот, кому она сегодня понравится, не полюбит ее по-настоящему? Но может быть, за внешней красотой скрыта внутренняя, та, которую человек создает в себе сам. Возможно, жизнь этой девушки полна интересов, благородства, добра. И счастлив тот, кому откроется этот мир душевной красоты».

Подвожу ребят к выводу, что любовь — это чувство, которое направлено на конкретного представителя другого пола. Подчеркиваю, что чувство любви называют избирательным. Такое ее понимание отражена в легенде, согласно которой каждый человек от рождения имеет половину души, а другую половину ему еще предстоит отыскать в этом одном, избранном из множества, с кем ему будет хорошо. Читаю отрывок из сочинения Наташи К.: «Я стала все понимать по-другому и жить совсем иначе! Я стала серьезно готовиться к урокам. Это потому, что я увижусь с ним... »

На вопрос, о чем говорит этот отрывок из сочинения, ребята отвечают, что любовь облагораживает человека, оказывает самое положительное влияние на его труд, поднимает человека на новую нравственную высоту.

Сообщаю, что любовь предъявляет к любящим ряд нравственных требований. Называю наиболее важные из них:

— Любовь тиха, она не выставляется напоказ, она не любит откровенных объятий на улице. Надо беречь тайны любви.
 

— Девочка, подрастая, должна понять, что природа подарила ей особое девичье обаяние и что власть этого обаяния — ее власть — в гордости, чистоте и недоступности, именно в недоступности.

— Мальчик, подрастая, должен ощутить не только физическую силу, но и ответственность. Без этой связи нет настоящего мужчины. Любящий — это тот, кто не обидит, не унизит, тот, кто возвысит, кто даст ей, обыкновенной, почувствовать себя богиней.

— Никогда не надо думать только о себе, о своих желаниях. Лучше спросить себя, а станет ли выполнение этого желания добром или злом для другого? Не поставит ли под угрозу ее доброе имя, ее здоровье? Нужно оберегать честь девушки.

— Настоящая любовь не повторяется многократно. Не надо искать для своей любви все новых и новых лиц, потому что у каждого человека в сердце есть определенная мера любви, и расходовать ее нужно осторожно.

Восьмиклассники должны понять, что любовь — не только великое счастье, но и большой труд, требующий огромного напряжения сил. Бывает, что на нежном теле любви появляются царапины, а иногда и раны.

Готовясь к уроку, учащиеся прочитали сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Задаю вопрос:

«Почему принц рассердился на розу и улетел со своей планеты?»

Обсуждая поведение принца и розы, ребята делают вывод: за все, что происходит в любви, несут ответственность двое. Крушение любви начинается тогда, когда один из двух начинает жалеть только себя. Главное — думать не о себе, а о другом.

Чтобы вызвать ребят на откровенные рассуждения, даю задание проблемного характера: Света уже три года дружит с Сашей. Хорошая дружба помогает им в учебе. Со временем они поняли, что любят друг друга. С Сашей случилась беда. Он покалечил себе ногу. Родители Светланы убедили ее, что ей нужно оставить Сашу. И Светлана это сделала. Правильно ли она поступила?

Выполнение учащимися подобных заданий (иногда ребята отвечают в письменной форме) способствует накоплению знаний о культуре взаимных отношений и выработке умений пользоваться ими в любой жизненной ситуации.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..