ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭТИКИ

  Главная       Учебники - Педагогика      Преподавание этики в школе (Эстенко Л. К.) - 1982 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭТИКИ

На первых уроках этики речь идет о роли Великой Октябрьской социалистической революции в нравственном обновлении человека, который из подневольного превратился в хозяина своей судьбы, своего положения. Восьмиклассники сравнивают советский образ жизни с жизнью трудящихся в странах капитала. Используем цифры и факты, взятые из периодической печати.

На уроке используются данные, которые свидетельствуют о превосходстве социалистического строя над буржуазным. В странах социализма государственное законодательство категорически запрещает использовать детский труд, в то время как в несоциалистическом мире «минимум 52 млн. детей вынуждены зарабатывать себе на жизнь, 42 млн. этих детей не получают зарплаты за свой труд и работают в нечеловеческих условиях... Ребенок-рабочий выгоден хозяину, так как делает он почти то, что и взрослый рабочий, но платят ему во много раз меньше, права профсоюза на него не распространяются, выгнать ребенка, когда его руки уже не нужны, не составляет труда. Многие дети становятся жертвами производственного травматизма .

В развитых капиталистических странах и сегодня обращение с детьми напоминает средневековые нравы. Жестокость по отношению к детям узаконивается. В школах Англии и Ирландии официально разрешены телесные наказания. То же можно сказать и о США, где учителя бьют школьников ремнем или деревянной битой, похожей на весло. Нечеловеческие пытки терпят дети и от своих родителей. Так, в США каждый год 6,5 млн. детей страдают от побоев и иных форм насилия в семье. 700 тыс. детей родители оставляют без еды, одежды и крова. Каждый год 5 тыс. детей 2умирают от побоев или отсутствия родительской заботы» .

Идет разговор и о растущей безработице, о трудной

старости граждан стран капитала, где и в помине нет таких, как в СССР, домов инвалидов и престарелых, а также о политической «свободе» в странах буржуазного мира.

Не менее яркий контраст представляет жилищная проблема. Квартплата в нашей стране даже не возмещает стоимости строительства общественных жилых домов, в то время как в странах капитала расходы на оплату жилья очень большие. Так, односемейный дом стоит около 100 тыс. долларов, и многие рабочие не в состоянии арендовать жилье. Они ютятся на чердаках, в подвалах, сараях, бараках, старых железнодорожных вагонах, землянках и даже пещерах. И это в то время, когда десятки сотен превосходно устроенных домов пустуют.

Что же на первом месте в странах капитала? — задумываются ребята и сами делают вывод: погоня за

прибылью, наживой, но только не забота о людях.

Разумеется, на уроке надо не просто назвать сумму фактов, но и определить место каждого из них в решении проблем современности, придать им глубокое политическое звучание. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о замечательных взаимоотношениях советских людей, о душевной красоте советского человека, о том, что у нас все делается для блага человека. Так первый урок убедительно показывает ребятам огромное преимущество Конституции СССР перед хищными и жестокими законами стран капиталистического лагеря, углубляет понимание того; что существуют два мира, два образа жизни, две морали. А это как раз и является одним из важных средств идейно-политического и патриотического воспитания учащихся.

Разделы этики «Сущность и содержание коммунистической морали» дают учителю богатую возможность формировать у школьников убеждения в социальной целесообразности коммунистической морали, ее ценности, помогают правильно понять, в чем смысл жизни, умело строить свои жизненные планы, находить «свою» профессию, уметь бережно относиться к социальной и природной среде.

При изучении темы «Советский патриотизм и пролетарский интернационализм» учитель обязательно работает вместе с классом над такими основополагающими понятиями, как патриотизм (советский и социалистический), общенациональная гордость советского человека, классовое и общечеловеческое в патриотических чувствах. Главной задачей урока является следующее: раскрыть сущность и содержание социалистического интернационализма и советского патриотизма, показать их единство, познакомить учащихся с нравственными нормами, регулирующими отношение человека к Родине и народам других стран, способствовать воспитанию у школьников высоких нравственных и гражданских чувств и побуждений.

Реализовать эту задачу можно только при условии тщательной подготовки к уроку. Важно предусмотреть каждый его этап, каждую деталь. Ведь наши ученики получают информацию не только в школе. Они много читают, слушают радио, смотрят телепередачи. Поэтому иногда тот материал, который мы предлагаем им как новую тему, для них уже не нов, они о нем слышали, и школьникам кажется, что знают его достаточно глубоко. Отсюда у иных ребят равнодушие и даже безразличие к уроку.

Чтобы этого не случилось, мы используем определенные методические приемы: перед уроком приносим в

класс фотодокументы периода Великой Отечественной войны, фотографии фронтовиков, иллюстрации архитектурных памятников и сооружений. Если они маленьких размеров, их можно продемонстрировать через эпидиаскоп. Такими материалами могут быть Пискарев-ское кладбище в Ленинграде с величественным постаментом Матери-Родины, несущей лавровую ветвь на могилы верных сынов Отечества; мемориальные комплексы в Хатыни, Бресте, Волгограде, Севастополе. Активисты заранее помогают подготовить передвижную выставку книг «Никто не забыт, ничто не забыто». Так мы создаем определенный эмоционально-патриотический фон, который помогает учащимся проникнуться мыслью о великой значимости подвига советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Как использовать подготовленный материал? Кое-что ребята смогут посмотреть самостоятельно на перемене перед уроком. В самом начале его после объявления темы и четко поставленной цели можно сделать 3 — 4-минутную экскурсию «По дорогам боевой славы нашего народа». Очень важно добиться, чтобы ученики осознали переживаемые ими чувства. Только после этого можно приступать к серьёзному разговору с ними по данной теме. Нужно раскрыть понятие социалистической Родины, охарактеризовать развитое социалистическое общество и основные компоненты, из которых складывается целостное представление о Родине, показать, что социалистический патриотизм наследует лучшие черты патриотизма прошлого и в то же время качественно отличается от него как новое историческое явление, порожденное социалистическим строем. И как вывод — заострить внимание учащихся на мысли, что любовь к социалистической Родине всегда вдохновляла наш народ на героические подвиги, на защиту своего Отечества от иноземных захватчиков. В этой борьбе рождались тысячи героев, которые своей храбростью, стойкостью, мужеством изумляли весь мир. Патриотические традиции нашего народа передаются из поколения в поколение, умножаются и развиваются в ходе строительства коммунистического общества.

Устное, объяснение учителем материала может сопровождаться, на наш взгляд, и другими приемами: использованием фрагментов из кинофильмов «Этих дней не смолкнет слава», «Сильные духом», «Повесть о настоящем человеке», «Молодая гвардия» и др., а также чтением учениками отрывков из художественных произведений, дневниковых записей бойцов Советской Армии и мирных жителей (например, блокадные дневники ленинградской школьницы Тани Савичевой).

Учащиеся обязательно сделают вывод о великой значимости патриотического подвига, о тесной взаимосвязи судеб человеческих с судьбой Родины, о неразрывном единстве их интересов. И самое важное — каждый ученик должен почувствовать себя неотъемлемой частичкой Родины, проникнуться ответственностью за ее судьбу, за ее будущее.

В тесном единстве с принципом советского патриотизма выступает и такой важнейший принцип коммунистической нравственности, как социалистический и пролетарский интернационализм. Школьникам необходимо усвоить, что судьба нашей Родины связана с судьбами народов других стран. Для регулирования политических, экономических и культурных взаимоотношений коммунистическая мораль сформировала принцип интернационализма, в основе которого лежит глубокое уважение к другим народам и нациям, осознание единства интересов всех трудящихся, готовность прийти в случае надобности на помощь друг другу. Учитель обращает внимание ребят на три важнейшие сферы интернациональных отношений: а) отношения между людьми разных

наций — граждан одной социалистической страны; б) отношения между трудящимися братских социалистических стран; в) отношения между трудящимися всех стран мира. Следует подробно охарактеризовать каждую из этих сфер. Сообща делается вывод о том, что, содействуя росту мирового революционного движения, борясь за мир во всем мире, человек в то же время действует в соответствии с интересами своего государства. Важно донести до ребят мысль, что значение принципа интернационализма особенно возрастает в нашу сложную эпоху.

Школьники должны понять: если трудящиеся всех

стран и наций будут действовать слаженно, то это станет важнейшим условием для сохранения мира на планете. Одним из методических приемов урока является выступление интересных людей. Так, в Игрушской средней школе выступила узница фашистских концлагерей А. М. Левша, которая рассказала о моральной стойкости советских военнопленных. В заключение она сказала: «В концлагере вместе со мной были люди разных национальностей: белорусы, русские, украинцы, болгары, поляки, чехи и даже немцы. Все мы одинаково ненавидели фашистов. И от них нам одинаково доставалось. А с немцами палачи обращались еще хуже, чем с остальными узниками. Мы же смотрели на этих борцов против фашизма уважительно».

Сколько здесь фактов для размышлений подростков! Во-первых, пролетарское единство в борьбе против общего врага — фашистских поработителей. Во-вторых, честные люди Германии боролись против захватнической политики гитлеровского правительства. В-третьих, чувствуется глубокое уважение, симпатии всех трудящихся мира к СССР.

Коммунистическая сознательность и убежденность наших учеников не формируются стихийно, автоматически, в один прием. Эти качества рождаются и крепнут под воздействием системы воспитательных влияний, которые обеспечивают творческое усвоение учениками марксистско-ленинского наследия, опыта старших поколений в борьбе за социализм и коммунизм. И учителю надо стремиться к тому, чтобы формировать у школьников устойчивые положительные интересы к определенному процессу или явлению. Поэтому на каждом уроке следует разнообразить приемы, форму подачи материала, с тем чтобы получаемая учениками информация действовала не только на ум, но и вызывала определенные эмоции.

Практика показывает, что использование на уроке в качестве иллюстративного материала примеров из художественной литературы — могучее средство влияния на нравственность, на формирование мировоззрения молодежи. Так, объясняя тему «Социалистический гуманизм», учитель обращает внимание учащихся на то, что социально-экономические условия жизни и труда советских людей являются объективной основой не только их коллективизма, но и тесно связанного с ним настоящего гуманизма, на конкретных фактах показывает, что социализм есть гуманизм, так как избавляет трудящиеся массы от эксплуатации и социального гнета, от нужды и безработицы, от политической духовной пассивности. Подробно раскрывает тезис о том, что социалистический гуманизм включает в себя заботу о всестороннем развитии человеческой личности, чуткость, отзывчивость, чувство взаимопомощи и взаимовыручки и, наконец, указывает на то, что любовь к людям можно измерить и силой ненависти к антиподам человечества, губителям свободы и человеческого счастья. Ненависть к антигуманизму нравственна. Это очень справедливое требование нашей морали.

На этом уроке мы использовали магнитофонную запись с рассказом пенсионерки деревни Игрушки А. В. Харитоновой о зверствах фашистов в годы войны на оккупированной территории.

«...Однажды ранним осенним утром,— рассказывает, волнуясь, женщина,— по деревне забегали немецкие офицеры, солдаты и полицаи. Они выводили всех жителей из домов на улицу и гнали в конец деревни. Конвоиры были в хорошем настроении, людям объясняли, что решили показать что-то «забавное». Толпу остановили за деревней возле колодца без сруба. Вдруг немецкий офицер выхватил из рук одной женщины десятимесячного ребенка и понес его к колодцу. Обезумевшая от ужаса мать вместе с другими односельчанами бросилась вслед, но их встретили пулеметной очередью. Офицер сорвал

одежду с ребенка и подбросил мальчика высоко над колодцем. Другой немецкий офицер прицелился в упор и выстрелил, но промахнулся... Фашисты смеялись во всю глотку. Людей к колодцу они так и не допустили. Только через сутки удалось вытащить из воды набрякшее тельце. А через несколько дней фашисты и в соседней деревне бросали в колодцы детей разного возраста...

После этих варварских фашистских «забав» почти вся наша деревня стала партизанской. Люди шли в леса, чтобы мстить проклятым извергам. Страха не было. В душе была только святая месть».

В общей системе идейно-политического воспитания вопрос о том, что социалистический гуманизм — не всепрощение, очень важен. Молодежь всегда должна помнить о необходимости политической бдительности, о постоянной готовности к разоблачению врагов Советской власти. Подкрепить эту мысль помогает выразительное чтение отрывков из художественных произведений. В данном случае мы использовали отрывок из книги

С. С. Смирнова «Доктор Силин». Главный герой, находясь в Кременчугском лагере смерти, за несколько часов до смерти передает на волю через надежные руки письмо, адресованное своим сыновьям. В нем отец учит своих детей быть политически бдительными, помнить о том, что до тех пор, пока бесконтрольно работает хотя бы одна фашистская лаборатория или завод, человечеству грозит опасность. Мужественный борец призывает сыновей уничтожать врагов до последнего. Так герой советской литературы, сделавший шаг вперед от забот личных к заботам о будущем своего народа и всего человечества, помогает воспитывать у молодежи священное чувство любви к своей Родине и глубокой ненависти к ее врагам. Подобных примеров в нашей литературе много. Возьмем поэму Маргариты Алигер «Зоя», в которой поэтесса призывает юношей, одетых в форму справедливого бойца, не оставлять безнаказанными бесчинства фашистов. Можно продемонстрировать фрагменты из учебного кинофильма «Написано войной».

Понятно, что одного-двух уроков, отведенных программой на отдельные темы, явно недостаточно. Ребятам захочется многое перечитать, переосмыслить по-новому. Долг учителя этики — поддержать эти благородные порывы учеников, наполнить конкретным содержанием их мыслительную деятельность, т. е. продолжить работу по

таким темам уже во внеурочное время. С этой целью мы проводим, например, беседы, во время которых идет речь о любви к родной природе, ее неповторимой красоте, о чувстве гордости за свой народ и тот вклад, который он вносит в Сокровищницу мировой материальной и и духовной культуры. Организуем читательские конференции, диспуты на темы морали, заочные встречи с редакциями молодежных журналов, газет и т. д.

Чтобы хорошо подготовить и провести подобные мероприятия, надо, разумеется, потратить много энергии и личного времени. Но и при этом условии одному учителю этики такое не под силу. Речь идет о необходимости координировать действия всех педагогов, работающих в восьмых классах. Учитель же этики как первый помощник организатора внеклассной и внешкольной работы должен быть здесь консультантом, советчиком и даже инициатором.

Значительную роль в идейно-политическом и нравственном просвещении школьников играет постоянная лекторская группа из числа учащихся VIII — X классов. Хотя у старшеклассников уже нет предмета этики, однако серьезная работа с ними по этому курсу продолжается по-прежнему (не считая тех бесед по основам коммунистической морали, которые проводятся классными руководителями два раза в месяц по специальной программе). Многие старшеклассники входят в актив, с помощью которого учитель этики организует и проводит внеклассную работу по предмету. Выступления с беседами, докладами перед ребятами всех классов расширяют общий кругозор и самих выступающих. Ведь им приходится не только вновь внимательно перечитать известный материал, но и познакомиться с рядом газетных статей, которые находятся в школьном уголке этики. Папки с такими материалами ежедневно пополняются новейшими статьями из периодических изданий. Это делают активисты и учителя этики, истории.

Важно так планировать работу, чтобы она не сводилась только к словесным мероприятиям, а подкреплялась действиями самих ребят. Нужны и походы в лес по партизанским тропам, и экскурсии на новостройки страны, в музей Великой Отечественной войны, и встречи с ветеранами революции, гражданской и Великой Отечественной войн, ветеранами труда, с передовиками производства, со знатными людьми района и т. д. Эти встречи
 

помогают школьникам осознать, что советский патриотизм — это не только высокое нравственное чувство, но и, прежде всего, весь уклад жизни человека, его дела и поступки, направленные на укрепление Родины, готовность трудиться не покладая рук, а если понадобится, то отдать за нее жизнь.

Опыт показывает, что такие встречи желательно проводить после того, как ученики получат определенную информацию на уроке, почувствуют внутреннее побуждение — разузнать как можно больше сведений о тех, кому мы обязаны свободой нашей Родины.

Интересной была встреча восьмиклассников с бывшим командиром партизанского отряда, действовавшего в Крупском районе, жителем деревни Самоседовка М. А. Соколовым. Он сообщил, как по заданию подпольного райкома партии остался в тылу врага, чтобы проводить организаторскую работу среди местного населения по созданию партизанского отряда. В доступной для учеников форме рассказал о той благородной ненависти к фашистским захватчикам, которой был переполнен советский народ. Михаил Алексеевич говорил об антифашистской борьбе мирного населения, в том числе и наших односельчан. О деятельности М. А. Соколова в годы войны ребята и раньше кое-что слышали. Об этом рассказывается, например, в книге Героя Советского Союза

С. Г. Жунина «От Днепра до Буга». А вот о борьбе мирных жителей нашей деревни — это было ново! И восьмиклассники загорелись желанием узнать об этом как можно подробнее.

Через некоторое время в школе на утреннике «Славься, Отечество наше свободное» выступила жена Михаила Алексеевича — Анастасия Поликарповна. В годы войны на оккупированной фашистами территории она работала в больнице медсестрой. Она рассказала о том, как была связной партизанского отряда: сообщала партизанам

нужные сведения о замыслах и планах фашистов; снабжала отряд медикаментами и бинтами; рискуя жизнью, помещала тяжелораненых и больных партизан в стационарное отделение больницы и др.

Выходило так, что люди, с которыми ребята встречались ежедневно, считая их ничем не примечательными, на самом-то деле были настоящими патриотами. Отступление Советской Армии в первые годы войны не испугало их, не принудило согнуть головы перед фашистами,

а заставило действовать против захватчиков решительно и оперативно.

Запомнились ученикам и рассказы участников Великой Отечественной войны В. В. Харитонова, В. И. Волосача, П. К. Куляя, Н. Н. Шебеко, В. П. Левши, председателя исполкома сельского Совета народных депутатов И. В. Подполинского и др. Встречи не оставляли никого из ребят равнодушными. Представления школьников о патриотизме становились конкретными. Уроки мужества (а мы их проводим не только в школе, но и в помещении сельского Совета, на дому у некоторых сельчан) дают богатый материал восьмиклассникам для раздумий над своим «я».

В патриотическом движении под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто» молодежь страны участвует дав-нo. Однако нам, учителям этики, следует еще раз серьезно продумать, что и как можно использовать из местного материала, чтобы приобщить молодое поколение к героическим делам отцов, воспитать верность замечательным традициям старшего поколения. И в этом случае проводимая с учениками внеклассная работа будет огромным подспорьем учителю на уроках.

Учитывая, что по состоянию здоровья ветераны не всегда могут прийти в школу, а часто беспокоить их на дому тоже нежелательно, мы с активом старшеклассников решили создать школьную фонотеку. В настоящее время у нас уже записано на магнитофонных лентах более двадцати выступлений ветеранов войны и труда, а также людей, которые пострадали в войну, находились в концлагерях.

Ничто не должно предаваться забвению. Об этом еще раз говорила узница четырех фашистских концлагерей, жительница деревни Игрушка К. Н. Козлова. С ней мы встретились после изучения раздела курса этики «Принципы коммунистической морали». Восьмиклассники узнали, что в первые месяцы войны она, тогда еще совсем девчонка, попала в списки «неблагонадежных». Два раза ее приговаривали к расстрелу за предполагаемую связь с партизанами. К тому же три брата и отец Ксении Никифоровны были на фронте. Чтобы запугать ее и выудить необходимые сведения об оставшихся в тылу комсомольских активистах и организаторах партизанского движения, фашисты ставили К. Н. Козлову к стенке и стреляли над ее головой. Дважды ей пришлось пере-

жить чувство близости смерти еще до концлагерей. Но ни разу ни на миг не приходила ей в голову мысль об измене Родине, родным и друзьям.

С волнением женщина рассказывала о несломленном духе советских людей, попавших в руки фашистских палачей. Она находилась в лагерях для политических узников. Им приходилось работать во вредных цехах закрытых военных заводов в качестве подсобных рабочих. Оттуда практически нельзя было выйти на свободу живыми. Советские патриоты нашли способ, как вредить врагу: если сильно ударить головкой снаряда при упаковке или подсыпать песку, то снаряд уже не взорвется в нужный момент. Работали с мыслью: «Как можно больше холостых снарядов». Приход Советской Армии спас К. Н. Козлову и сотни других пленных от мук, от смерти.

Ксения Никифоровна рассказала, что перед отправкой в концлагерь она находилась в фашистских застенках г. Борисова в одной камере с Ольгой Андреевной, девушкой из городского поселка Крупки. Тяжелая участь сблизила, сроднила девушек. Ольгу отправили в Германию на несколько недель раньше, а Ксению еще долго пытали, на глазах у нее замучили насмерть мать, надеясь таким образом сломить моральную стойкость патриотки...

Совершенно случайно боевые подруги встретились в одном из концлагерей уже накануне освобождения. И оказалось, что у Ольги Андреевны на руке выжжен № 21000, а у Ксении Никифоровны № 19781. Привезена была в концлагерь на несколько недель позже, а порядковый номер намного меньший! Фашисты, стремясь замести следы своих преступлений, уничтожали советских людей целыми партиями, а на их место привозили новых и накалывали им номера погибших (для меньшего счета с историей). Вот он, фашизм в действии!

Каким нужно было обладать оптимизмом, чтобы не пасть духом в тех жутких условиях! Но что же все-таки придавало советским людям силы?

— Наступательное движение Советской Армии вперед по всей линии фронта, — гаворила Ксения Никифоровна, — приводило в бешенство фашистов, а нас, невольников, радовало. Гитлеровцы зверели от собственного бессилия и как только не издевались над советскими людьми! Но святая ненависть к поработителям двигала наши-

ми поступками, прогоняя страх. По выражению лиц наших надзирателей мы судили о положении на фронте. Чем яростнее бесились они, тем светлее было у нас на душе.

Встречи с участниками войны, ветеранами труда дают возможность восьмиклассникам видеть моральные проблемы и правильно оценивать поступки людей в различных ситуациях, рассуждать о морали, что ориентирует школьников на определенную норму поведения. Ученики становятся более внимательными, чуткими к людям старшего поколения. Добровольное шефство над ветеранами и престарелыми приносит им моральное удовлетворение, радость от сознания того, что они в какой-то мере отдают долг тем, кому обязаны своим счастливым настоящим.

Такие встречи у нас не единичны. После изучения темы «Коммунистическая мораль об отношении к труду и социалистической собственности» мы встретились с ветераном труда А. Я. Шкарубо. Ребята задали ей вопрос «О чем думали, мечтали комсомольцы 20 — 30-х годов?». Анна Яковлевна рассказала о тех трудностях, которые возникали перед страной в первые десятилетия Советской власти.

— Было холодно и голодно, — вспоминала она. — Но это ничуть не снижало работоспособности нашей молодежи на всех участках мирного строительства. А по вечерам при чадящих коптилках, а то и просто лучинках мы обучали в холодных хатах грамоте взрослое население. Мы мечтали о том времени, когда выйдут на поля тракторы и дадут отдых натруженным рукам сельских хлеборобов. Работали до седьмого пота и, не боясь угроз кулаков и подкулачников, первыми записывались в колхозы. А еще мы мечтали о библиотеке, клубе. Тогда это казалось роскошью. Мы были молоды. Хотелось и повеселиться, и потанцевать...

Окончила она свое выступление обращением к школьникам:

— Цените то, что завоевано для вас жизнями других людей. Берегите нашу замечательную Родину, укрепляйте ее могущество.

Передовой механизатор совхоза «Грушевский» Н. П. Селявко говорил много поучительного о важности профессий сельских тружеников, о том, что труд наполнил его жизнь радостью, дал личное счастье. Прозвучала мысль о том, что приобретение знаний не отделяет че-

ловека от труда, создающего материальные блага, а, наоборот, приближает к нему. Только в прочном союзе труда и науки можно добиться желаемого результата. Николай Павлович говорил о выпускниках нашей школы, которые хорошей работой в совхозе заслужили почет и уважение.

Встречи с передовиками труда помогают убедить учащихся в том, что человек велик и красив своими делами, что творческий и созидательный труд — важный преобразователь общества, укрепляющий мощь и авторитет нашей страны, т. е. устами тружеников конкретными примерами подтверждаются те мысли, что обсуждались и на уроке этики.

В нашем распоряжении есть еще ряд приемов и методов, направленных на воспитание у учащихся убежденности в большом общественном значении труда и необходимости каждого трудиться. Это, например, и оформление в школе уголков Трудовой Славы местного колхоза или совхоза, шефствующего предприятия. (Здесь же уместно, на наш взгляд, поместить фотовитрину «Отличники школы». Отрадно, если рядом, в уголке Трудовой Славы, окажутся родители-рабочие и дети-отличники. Поистине связь поколений!) Дают должный эффект совместные походы по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, а также приглашение на уроки и классные часы специалистов с предприятий с тем, чтобы они умело рассказывали не только о производительной, материальной цели труда, но и об исследовательской, теоретической его цели, т. е. раскрыли бы перед учениками безграничные возможности познания и преобразования мира, суть практической направленности труда.

Таким образом, во всей нашей работе идейно-политическое, моральное и трудовое воспитание связаны в единый неразрывный процесс. Об этом свидетельствует и устный журнал «Наш советский образ жизни». Учитель этики во вступительном слове говорит об образе жизни людей в нашей стране. Следующая «страница» журнала посвящена просмотру короткометражного учебного фильма «Советские люди строят новую жизнь», в котором показаны все этапы развития Советского государства. Далее участники говорят о тех правах, которые гарантирует нашим людям Советская Конституция. Выступают ветераны войны и труда, передовики производства. Учащие-

ся поют песни и декламируют стихи советских поэтов о Родине, партии, комсомоле, о советском народе, строящем коммунизм. Оканчивается журнал, как и начался, мелодией Гимна СССР.

Идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся невозможно без привития им высоких эстетических чувств. Ведь эстетическое воспитание наряду с его познавательными возможностями и эмоциональным влиянием — надежное средство идеологического вооружения молодых людей. У нас работает кинотеатр «Юность». Здесь действует ученическое самоуправление. Перед началом фильмов члены лекторской группы, учителя проводят беседы, доклады о деятелях литературы и искусства. Учащиеся прослушивают в записи мастеров художественного слова и артистов эстрады классическую музыку.

В целях эстетического воспитания наших ребят мы организуем многодневные поездки-экскурсии в города-герои Москву, Ленинград, Минск и крепость-герой Брест. Поездка ко многому обязывает, во многом дисциплинирует, подтягивает учеников. Кроме того, попутно ставится и разрешается задача: деньги на поездку заработать собственным трудом. Школьники устраивают воскресники по уборке картофеля, моркови, брюквы, по сбору металлолома и др. Как важно учителю этики не забыть в этой ситуации и о решении таких важных проблем, как формирование коллектива, забота об умножении и сохранении общественного достояния, помощь классному руководителю в осуществлении в едином комплексе идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания.

В идейно-политическом и патриотическом воспитании восьмиклассников трудно переоценить значение произведений Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина». Выход в свет этих трудов стал важным событием в общественно-политической и духовной жизни нашей страны. В них правдиво рассказывается о войне и послевоенном восстановлении в районах, подвергшихся временной оккупации врага. Много замечательных страниц посвящено несгибаемой стойкости, мужеству и патриотизму советских людей, беззаветному служению Родине, своему народу, делу великого Ленина, идеям коммунизма. Тема боевого и трудового подвига раскрыта в этих изданиях во взаимосвязи с задачами со-

временного коммунистического строительства, в свете задач будущего. И это мы стараемся использовать на многих уроках этики при разрешении проблем долга, ответственности, поиска нравственного идеала как ориентира жизни и др. Труды Л. И. Брежнева — неоценимые помощники для ребят в их поисках, и для учителей, подбирающих материал, взятый непосредственно из жизни.

Какие же лучше всего брать факты для анализа на уроках и самостоятельных раздумий ребят вне урока? Это, например, описание переправы на Малую землю, во время которой сейнер наскочил на мину. Часть людей погибла на месте. Других выбросило в воду. Когда же мотоботы подобрали остальных людей, то оказалось, что никто из них не бросил оружия, хотя каждому угрожала опасность утонуть. Мокрые, озябшие до костей, под непрерывными вражескими обстрелами бойцы находят в себе физические и моральные силы, чтобы петь. И это распрямляет их, поднимая дух, помогает в критический момент.

Вызывает огромный интерес у школьников и другой эпизод: во время заседания партактива немцы дважды подвергли обстрелу его участников. Но коммунисты не сдвинулись с места, хотя хорошо понимали, что третий обстрел наверняка будет последним, смертельным. Тогда Леонид Ильич, озабоченный судьбами людей, отдает команду срочно перейти в другое место. Так весомо и зримо вырисовывается коллективный подвиг защитников Малой земли.

Анализируя эти и подобные им эпизоды, мы стремимся акцентировать внимание учащихся на мысли о сущности советского патриотизма. Помогаем ученикам понять, что осознание долга перед Родиной в самую ответственную минуту затемняет чувства страха, боли, боязни смерти.

Курс этики завершается итоговым занятием, которое тоже проводится в виде ученической конференции на тему «Моральный кодекс строителя коммунизма — нравственный закон жизни советских людей». Мы, как правило, приглашаем на такую конференцию не только восьмиклассников, но и учеников IX—X классов. Участники готовят доклады, сообщения, выступления, в которых видное место отводится анализу примеров из жизни, борьбы и труда советских людей — носителей коммунистической морали.
 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..