ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УБЕЖДЕНИЙ НА УРОКАХ ЭТИКИ

 

  Главная       Учебники - Педагогика      Преподавание этики в школе (Эстенко Л. К.) - 1982 год

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УБЕЖДЕНИЙ НА УРОКАХ ЭТИКИ

 



Сформировать у ребят коммунистические взгляды и убеждения гораздо сложнее, чем просто передать им какую-то сумму знаний. Убеждение — это не только знания, но и принципы поведения, опирающиеся на личный опыт, связанные с чувствами и переживаниями, это единство знаний и чувств человека. Если знания, сообщаемые

учителем на уроке, задели чувства ученика, то можно говорить об эффективности такого урока. С этой целью мы используем магнитофонные записи, картины, отрывки из художественных произведений, эпиграфы.

Возьмем, к примеру, тему «Воспитание чувств». В начале урока ученики слушают музыку из произведения П. И. Чайковского «Времена года». Акцентирую внимание ребят на том, что одни чувства украшают жизнь человека и его самого, лежат в основе благородных поступков (верность долгу, патриотизм, гуманизм, чувство дружбы, любовь), другие же опустошают душу, ведут к дурным действиям и поступкам (корысть, злоба, зависть). Культура чувств — это не только наличие в человеке самых разнообразных нравственных чувств и переживаний (способность к дружбе, любви, сочувствию, состраданию, гуманизм, патриотизм, благодарность), но и умение управлять ими. Культура чувств — это богатство человека.

Использую очерк М. Горького «В. И. Ленин». Демонстрирую картину художника Жукова «Аппассионата». Подвожу учащихся к выводу, что людям с богатым миром чувств понятны страдания и горе народа.

После просмотра картины Б. С. Иогансона «Допрос коммунистов» обращаюсь к классу с вопросами: «Кто

допрашивает коммунистов?», «Как они себя держат?», «Чем объясняется их мужество и стойкость?» Подводя итог беседы по этой картине, ссылаюсь на слова автора, так объяснявшего ее композицию: «Коммунисты, несмотря на то что они в плену, наступают, а белые загнаны в угол». Эти слова зачитываю после выводов, сделанных самими учащимися, ребята сопоставляют свои мысли и чувства с мыслью автора.

Демонстрирую изображение «Матери-Родины» на Ма-лаховом кургане. Анализируем это произведение. Оно воплощает силу, величие нашей Родины, внушает чувство гордости за нее.

Объясняя тему «Дружба и товарищество», желательно использовать диафильм «К. Маркс и Ф. Энгельс», который рассказывает о трогательной дружбе этих великих людей, о торжестве их учения. Перед уроком ребята получили задание вспомнить все, что они знают о Марксе и Энгельсе, с тем чтобы самим комментировать некоторые кадры. Сначала выслушиваю ответы ребят, а потом подытоживаю рассказ о дружбе этих двух вождей про-

летариата. Ученики делают вывод, что в основе их дружбы — идейная близость.

Эмоциональное слово учителя в начале урока создает у ребят определенный настрой. Например, урок по теме «Преданность делу коммунизма» начинаю со слов В. В. Маяковского «Пятиконечные звезды выжигали на наших спинах панские воеводы. Живьем, по голову в землю, закапывали нас банды Мамонтова. В. паровозных топках сжигали нас японцы, рот заливали свинцом и оловом. Отрекитесь! — ревели, но из горящих глоток лишь три слова: «Да здравствует коммунизм!» Воздействуют на чувства ребят и эпиграфы. Я использую их почти на каждом уроке. И нередко бывает, что в конце урока, после рассуждений, опять возвращаемся к эпиграфу как к выводу. Например, при изучении темы «Культура чувств» мы в конце урока делаем вывод, что культура чувств предполагает также и умение сдерживать, контролировать их, управлять ими в самых различных ситуациях. И здесь снова обращаемся к эпиграфу, приведенному ранее: «Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляет кораблем или конем, т. е. направляет их туда, куда нужно и полезно» (Аристипп).

Для формирования нравственных убеждений школьников используют и такой прием, как работа по карточкам. Очень интересной и эффективной является работа по карточкам «Оцените разные точки зрения». Приведу примеры.

Карточка. Следует ли раскрывать недостатки своего коллектива для всеобщего обозрения, «выносить сор из избы»? Оцените разные точки зрения:

A. Надо! Чище в избе будет!

Б. Не надо! Зачем позорить родной коллектив?

B. С недостатками мириться просто нельзя. Если в коллективе есть силы самим их исправить, — исправляйте. Если таких сил нет, привлекайте на помощь других.

Карточка. Один из членов коллектива видит, что абсолютное большинство в нем придерживается неверного мнения. Какой вид поведения вы считаете наиболее правильным в этом случае для настоящего коллектива? Оцените разные точки зрения:

А. Надо добиваться, чтобы коллектив изменил свое мнение, отказался от заблуждений.
Б. Поступать так, как думает большинство коллектива, подчиниться его мнению.

В. Поступать так, как правильно, а ложным мнением коллектива можно пренебречь.

Карточка. Какое из следующих положений вы считаете более правильным и почему?

А. Коллектив всегда прав, он не может ошибиться!

Б. Всем людям свойственно ошибаться, иногда допускает ошибки и коллектив.

Карточка. Религиозная мораль призывает: «Не судите да не судимы будете». Согласны ли вы с этим, и гуманна ли такая мораль? Определите свое отношение к следующим точкам зрения.

А. Да, гуманна. Она призывает людей не ожесточать своего противника, утихомиривает его своим смирением. В конечном итоге она призывает к миру.

Б. Нет, эта рекомендация не гуманна. В ней больше заботы не о мире или других, а о себе и своем покое. Не судить зла — значит создавать условия для его укрепления, для усиления его влияния в жизни.

Карточка. Попытайтесь обосновать, какое из мнений о взаимоотношении между требованием гуманизма и суровостью закона является более правильным.

А. Чем суровее законы, предусматривающие наказание за проступки против людей, тем они гуманнее: ведь наказывают преступника — человека, который мешает людям жить и трудиться. К тому же наказание всякого зла всегда есть добро. А зло надо выжигать с корнем!

Б. Нет, наоборот. Чем менее суровы законы и более мягки меры наказания, предусмотренные законами, тем они гуманнее: ведь преступник — тоже человек и во многих его грехах виноват не только он сам, но и обстоятельства, в которых он сформировался.

Материалы для карточек беру в книге «Основы коммунистической морали» (В. Н. Чернокозова, И. И. Черно-козов.— М., 1974), иногда использую материалы из журналов.

Велики и ответственны задачи, поставленные перед общеобразовательной школой нашей партией и правительством. Мы должны готовить учащихся к жизни, труду, формировать личность, способную активно и целеустремленно бороться за коммунистические идеалы. Работа по формированию нравственных убеждений помогает воспитанию такой личности.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..