ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УБЕЖДЕНИЙ НА УРОКАХ
ЭТИКИ
Сформировать у ребят коммунистические взгляды и убеждения гораздо
сложнее, чем просто передать им какую-то сумму знаний. Убеждение — это
не только знания, но и принципы поведения, опирающиеся на личный опыт,
связанные с чувствами и переживаниями, это единство знаний и чувств
человека. Если знания, сообщаемые
учителем на уроке, задели чувства ученика, то можно
говорить об эффективности такого урока. С этой целью мы используем
магнитофонные записи, картины, отрывки из художественных произведений,
эпиграфы.
Возьмем, к примеру, тему «Воспитание чувств». В начале урока ученики
слушают музыку из произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Акцентирую внимание ребят на том, что одни чувства украшают жизнь
человека и его самого, лежат в основе благородных поступков (верность
долгу, патриотизм, гуманизм, чувство дружбы, любовь), другие же
опустошают душу, ведут к дурным действиям и поступкам (корысть, злоба,
зависть). Культура чувств — это не только наличие в человеке самых
разнообразных нравственных чувств и переживаний (способность к дружбе,
любви, сочувствию, состраданию, гуманизм, патриотизм, благодарность), но
и умение управлять ими. Культура чувств — это богатство человека.
Использую очерк М. Горького «В. И. Ленин». Демонстрирую картину
художника Жукова «Аппассионата». Подвожу учащихся к выводу, что людям с
богатым миром чувств понятны страдания и горе народа.
После просмотра картины Б. С. Иогансона «Допрос коммунистов» обращаюсь к
классу с вопросами: «Кто
допрашивает коммунистов?», «Как они себя держат?», «Чем объясняется их
мужество и стойкость?» Подводя итог беседы по этой картине, ссылаюсь на
слова автора, так объяснявшего ее композицию: «Коммунисты, несмотря на
то что они в плену, наступают, а белые загнаны в угол». Эти слова
зачитываю после выводов, сделанных самими учащимися, ребята сопоставляют
свои мысли и чувства с мыслью автора.
Демонстрирую изображение «Матери-Родины» на Ма-лаховом кургане.
Анализируем это произведение. Оно воплощает силу, величие нашей Родины,
внушает чувство гордости за нее.
Объясняя тему «Дружба и товарищество», желательно использовать диафильм
«К. Маркс и Ф. Энгельс», который рассказывает о трогательной дружбе этих
великих людей, о торжестве их учения. Перед уроком ребята получили
задание вспомнить все, что они знают о Марксе и Энгельсе, с тем чтобы
самим комментировать некоторые кадры. Сначала выслушиваю ответы ребят, а
потом подытоживаю рассказ о дружбе этих двух вождей про-
летариата. Ученики делают вывод, что в основе их
дружбы — идейная близость.
Эмоциональное слово учителя в начале урока создает у ребят определенный
настрой. Например, урок по теме «Преданность делу коммунизма» начинаю со
слов В. В. Маяковского «Пятиконечные звезды выжигали на наших спинах
панские воеводы. Живьем, по голову в землю, закапывали нас банды
Мамонтова. В. паровозных топках сжигали нас японцы, рот заливали свинцом
и оловом. Отрекитесь! — ревели, но из горящих глоток лишь три слова: «Да
здравствует коммунизм!» Воздействуют на чувства ребят и эпиграфы. Я
использую их почти на каждом уроке. И нередко бывает, что в конце урока,
после рассуждений, опять возвращаемся к эпиграфу как к выводу. Например,
при изучении темы «Культура чувств» мы в конце урока делаем вывод, что
культура чувств предполагает также и умение сдерживать, контролировать
их, управлять ими в самых различных ситуациях. И здесь снова обращаемся
к эпиграфу, приведенному ранее: «Властвует над страстями не тот, кто
совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как
управляет кораблем или конем, т. е. направляет их туда, куда нужно и
полезно» (Аристипп).
Для формирования нравственных убеждений школьников используют и такой
прием, как работа по карточкам. Очень интересной и эффективной является
работа по карточкам «Оцените разные точки зрения». Приведу примеры.
Карточка. Следует ли раскрывать недостатки своего коллектива для
всеобщего обозрения, «выносить сор из избы»? Оцените разные точки
зрения:
A. Надо! Чище в избе будет!
Б. Не надо! Зачем позорить родной коллектив?
B. С недостатками мириться просто нельзя. Если в коллективе есть силы
самим их исправить, — исправляйте. Если таких сил нет, привлекайте на
помощь других.
Карточка. Один из членов коллектива видит, что абсолютное большинство в
нем придерживается неверного мнения. Какой вид поведения вы считаете
наиболее правильным в этом случае для настоящего коллектива? Оцените
разные точки зрения:
А. Надо добиваться, чтобы коллектив изменил свое мнение, отказался от
заблуждений.
Б. Поступать так, как думает большинство коллектива, подчиниться его
мнению.
В. Поступать так, как правильно, а ложным мнением коллектива можно
пренебречь.
Карточка. Какое из следующих положений вы считаете более правильным и
почему?
А. Коллектив всегда прав, он не может ошибиться!
Б. Всем людям свойственно ошибаться, иногда допускает ошибки и
коллектив.
Карточка. Религиозная мораль призывает: «Не судите да не судимы будете».
Согласны ли вы с этим, и гуманна ли такая мораль? Определите свое
отношение к следующим точкам зрения.
А. Да, гуманна. Она призывает людей не ожесточать своего противника,
утихомиривает его своим смирением. В конечном итоге она призывает к
миру.
Б. Нет, эта рекомендация не гуманна. В ней больше заботы не о мире или
других, а о себе и своем покое. Не судить зла — значит создавать условия
для его укрепления, для усиления его влияния в жизни.
Карточка. Попытайтесь обосновать, какое из мнений о взаимоотношении
между требованием гуманизма и суровостью закона является более
правильным.
А. Чем суровее законы, предусматривающие наказание за проступки против
людей, тем они гуманнее: ведь наказывают преступника — человека, который
мешает людям жить и трудиться. К тому же наказание всякого зла всегда
есть добро. А зло надо выжигать с корнем!
Б. Нет, наоборот. Чем менее суровы законы и более мягки меры наказания,
предусмотренные законами, тем они гуманнее: ведь преступник — тоже
человек и во многих его грехах виноват не только он сам, но и
обстоятельства, в которых он сформировался.
Материалы для карточек беру в книге «Основы коммунистической морали» (В.
Н. Чернокозова, И. И. Черно-козов.— М., 1974), иногда использую
материалы из журналов.
Велики и ответственны задачи, поставленные перед общеобразовательной
школой нашей партией и правительством. Мы должны готовить учащихся к
жизни, труду, формировать личность, способную активно и целеустремленно
бороться за коммунистические идеалы. Работа по формированию нравственных
убеждений помогает воспитанию такой личности.