ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭТИКИ

 

  Главная       Учебники - Педагогика      Преподавание этики в школе (Эстенко Л. К.) - 1982 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭТИКИ

 



Проблема связи обучения с трудом как условие всестороннего развития личности учащихся всегда привлекала пристальное внимание Коммунистической партии и Советского правительства. Повышенный интерес к этой проблеме наметился особенно за последнее время в связи с бурным научно-техническим прогрессом, необходимостью обеспечить народное хозяйство страны высококвалифицированными кадрами. Ярким свидетельством заботы партии и государства о школе является постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.), направленное на воспитание у молодежи коммунистического отношения к труду как первой жизненной потребности человека. На XVIII съезде ВЛКСМ Л. И. Брежнев говорил: «Воспитание юношей и девушек в духе уважения к труду всегда было и остается важнейшей заботой Коммунистической партии... Это большой государственный вопрос. В его правильной постановке и решении заинтересованы все: трудовые коллективы, общественные организации, школа, семья. Он затрагивает судьбы миллионов людей, больше того, он будущее нашей страны»

Учителя этики Минска накопили определенный опыт формирования у учащихся коммунистического отношения к труду. Среди них следует отметить Н. С. Алукер (СШ № 19), Н. А. Ачасову (СШ № 70), П. С. Герасимовича (СШ № 69), Р. П. Лапотко (СШ № 1), Г. В. Калягину (СШ № 52), Р. А. Никитину (СШ № 81), И. М. Отопкову (СШ № 29), Т. И. Яковцеву (СШ № 2) и др. Различны пути и методы работы учителей над этой проблемой, но сущность ее одна — донести до подростков, до их сознания то, что труд — основа жизни и развития человеческого общества, священная обязанность каждого человека.

Успешно решает задачи трудового воспитания учащихся на уроках, используя межпредметные связи, Р. А. Никитина. Используя, например, знания учеников по истории развития общества, учительница вместе с ними прослеживает эволюцию отношения людей к труду на разных ступенях развития человечества. Ребята узнают, что уже в глубокой древности сформировалась элементарная норма нравственности — обязанность трудиться. Опираясь на знания учеников по истории древнего мира, истории средних веков, новой истории, учительница подводит их к выводу, что труд — основа жизни человека. Одновременно Р. А. Никитина объясняет, что в частнособственническом мире труд, становясь объектом эксплуатации, превращается в тяжелое бремя для трудящегося человека. Еще в Афинском государстве свободные граждане и рабовладельцы считали труд уделом рабов. Труд был уделом «черни» и в феодальном обществе. В буржуазном обществе труд для рабочего человека имеет только одну ценность — дает средства к существованию. Однако и в таких условиях в народе формировались привычки к труду, росло ремесло, мастерство простых тружеников, приобреталась сноровка, укреплялась гордость за свою профессию. На этой основе складывались элементы правильного понимания роли труда как деятельности разумной и полезной.

Дальнейшее знакомство с ролью труда в жизни человека показывает ученикам, как изменился характер труда при социализме, когда народ стал хозяином своей страны. Приводятся интересные факты о героическом труде советских людей в первые годы строительства новой жизни, во время гражданской войны, в период восстановления разрушенного в стране хозяйства после Великой Отечественной войны. Особое место на уроке отводится героическим делам наших современников, роли молодежи в трудовом подвиге: их руками построены

Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре, распаханы земли Казахстана, Алтая, строятся в тайге БАМ, КамАЗ и др.

Как продолжение урока организуется встреча ребят с ветеранами и героями труда, победителями социалистического соревнования. В итоге у восьмиклассников вырабатывается установка на усвоение важнейшего принципа коммунистической морали: преданности делу коммунизма.

 

Основная задача, стоящая сегодня перед советским учителем, в том числе и учителем этики, — найти, развить и направить моральные силы наших учеников на выработку у них активной жизненной позиции. Успешно трудится в этом направлении Н. С. Алукер. Правильно используя на уроках современные формы и методы преподавания, привлекая различные источники и в первую очередь партийные документы, учительница добивается от школьников глубокого понимания значимости труда в наши дни. Например, на уроке по теме «Коммунистическое отношение к труду, общественному достоянию и природе» она прежде всего показывает учащимся человека в деле, рассказывает о трудовых доблестях наших замечательных тружеников, используя иллюстративный материал (портреты делегатов партийных съездов, известных всей стране мастеров сельскохозяйственного и промышленного производства, а также схемы, диаграммы, таблицы).

Однако у нас еще приходится сталкиваться со случаями неуважительного отношения к труду, земле, плохого использования техники. Обсуждается письмо

В. А. Сухомлинского к сыну: «Письмо твое из колхоза получил, не спал всю ночь. С одной стороны, хорошо, что тебя тревожат факты бесхозяйственности, о которых ты пишешь, в колхозе прекрасный сад, но уже тонн десять яблок скормили свиньям, гектара три помидоров остались неубранными, и председатель колхоза приказал трактористам перепахать участок, чтобы и следа не осталось... Но, с другой стороны, меня удивляет, что в твоем письме только недоумение и больше ничего, растерянность перед этими возмутительными фактами» Учительница задает вопросы: а как бы поступили вы в этом случае? Как нужно готовить себя к предстоящей борьбе со злом? Что значит активная жизненная позиция? Отвечая на вопросы, ребята говорят о том, что советский человек не должен оглядываться на других, быть наблюдателем, ему нужно уметь думать и действовать самому, чтобы не только победить зло, но и предотвратить его.

Преподавание курса этики, вся система нравственного воспитания должна создавать дополнительные возможности для сопоставительного показа коренных, ре-

 

альных преимуществ советского образа жизни перед капиталистическим, для борьбы против буржуазной идеологии. Большой опыт в этом отношении накоплен Р. П. Лапотко. Какую бы тему урока она ни раскрывала перед учащимися, всегда найдет способ показать им, что социализм делает «все для блага человека, все во имя человека». В качестве важнейшего учебного источника учительница использует материалы партийных съездов, периодическую печать, Конституцию СССР, с помощью которых раскрывает грандиозные планы нашей страны.

Важным средством трудового воспитания учащихся является психологическая подготовка их к труду. Надо не только вооружать ребят научными знаниями, но и формировать у них жизненные убеждения, чтобы усвоенные правила коммунистического поведения стали руководством в практической деятельности.

Эту задачу успешно решают многие преподаватели этики. Среди них следует отметить Н. А. Ачасову. Придя как-то на урок, учительница заметила, что в классе недостаточно чисто: на полу между рядами виднелись бумажки. И она решила провести воспитательную работу, чтобы приучить ребят к соблюдению чистоты в классе. Урок проводился, как всегда, на высоком уровне, школьники хорошо отвечали по теме. За несколько минут до конца урока учительница перешла к чтению отрывка из дневника Веры Инбер «Почти три года», рассказывающего о положении в Ленинграде весной 1942 г. Она читала о том, как голодные и измученные войной и блокадой ленинградцы поддерживали порядок в быту, заботились о чистоте улиц родного города. Окончив чтение, после некоторой паузы учительница обратилась к ребятам: «Задумайтесь над тем, как вели себя ленинградцы в тяжелые дни испытаний». В ходе беседы она тактично заметила, что в классе нет полного порядка. После урока класс был убран. Кто-то из учеников принес даже комнатные цветы. А на классном собрании приняли решение: повысить ответственность за чистоту классной комнаты, улучшить качество работы по самообслуживанию.

По словам К. Д. Ушинского, если удачно выбрать труд и вложить в него свою душу, то счастье само отыщет человека. Этими словами начинает урок на тему «Выбор профессии как моральная проблема» Т. И. Яков-цева. Главная цель урока — пробудить у восьмиклассни-

 

ков интерес к выбору будущей профессии, помочь им сделать этот выбор.

Характеризуя виды профессий, учительница рассказывает, какую общественную значимость имеет та или иная специальность. Т. И. Яковцева умело увязывает рассказ с соответствующими иллюстрациями, с материалами партийных съездов. На уроке приводятся пословицы о труде, читаются стихи. Учительница организует встречи ребят с лучшими тружениками района.

Т. И. Яковцева удачно использует произведения Н. А. Некрасова «На Волге», «Размышления у парадного подъезда», «Мороз, Красный нос». Мечты Некрасова о свободном труде, который изменит облик родины, осуществились, отмечает учительница. Приводится отрывок из книги Л. Кассиля «Про жизнь совсем хорошую»: «Руки человека, подчиняясь его разуму и воле, превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоньку-дикарку приносить сладкие плоды. Они раздвинули дремучие леса. Заставили расступиться горы, осушили комариные болота, напоили влагой сухие пустыни, перегородили реки, чтобы могучей силой воды, линувшей на турбины, гнать сильный ток на тысячи и тысячи километров окрест»

Ребята делают вывод, что человек может творить чудеса и что нигде в мире труд не пользуется таким почетом и уважением, как в нашем государстве. На вопрос «Почему?» учащиеся отвечают: «Труд перестал быть

средством эксплуатации человека человеком».

В заключение урока была проведена закрепительная беседа по вопросам: в чем заключается ваш основной труд сегодня? Учеба твое личное дело или государственное? Для чего человеку нужны знания?

Ответы учащихся сводились к следующему: труд — необходимая жизненная потребность, без него не может быть насыщенной, радостной жизни. Именно в труде велик человек.

Следует отметить, что весь учебно-воспитательный процесс можно использовать для подготовки ребят не только к труду, но и к выбору профессии. При этом каждый предмет по-разному, в зависимости от своей специфики, должен решать общую задачу — воспитание у школьников желания трудиться. Огромную роль здесь

должен сыграть общественно полезный труд: участие ребят в охране природы, озеленении и благоустройстве школьного двора, в изготовлении наглядных пособий, в самообслуживании, в производительном труде на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве. Все это давно приобрело обязательную форму приобщения школьников к трудовым делам. Практика показывает, что там, где этот труд правильно организован, учащиеся не только вооружаются политехническими знаниями и навыками, но и воспитываются в духе коммунистического мировоззрения и коммунистической нравственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..