УРОК НА ТЕМУ «НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ЛИЧНОСТИ»
Цель урока: довести до сознания учащихся, что в процессе формирования
положительных качеств характера большое значение имеет волевое усилие,
активность и целеустремленность.
Урок я провожу по плану: коммунизм и нравственное совершенствование
личности; активность личности — главное условие нравственного
самосовершенствования; доступность самовоспитания каждому; жизнь и
деятельность В. И. Ленина — величайший пример для молодежи.
Готовясь к уроку, продумываю, как изложить программную тему простым и
понятным для учащихся языком. Ведь восьмиклассники в силу своих
возрастных особенностей еще не могут мыслить на высоком уровне
абстрагирования, им нужны более конкретные формулировки.
В начале урока отмечаю, что каждый из нас непременно желает стать лучше,
чем он есть. И это естественно, потому что все люди в большей или
меньшей степени наделены чувством гордости, человеческого достоинства,
не терпят равнодушия со стороны окружающих, требуют внимания и уважения.
Мы стараемся брать пример со своих лучших товарищей, подражаем
положительным героям книг и кинофильмов. Это стремление к
самосовершенствованию не каждый из нас высказывает вслух, многие хранят
его в глубине души.
Желание стать лучше у одних осуществляется на деле: они успешнее
начинают учиться, приобретают авторитет в классе, с ними легко и
интересно проводить время; у других, к сожалению, ничего не получается.
Почему? От чего это зависит?
Конечно, от многих причин, но есть и главная.
В Программе КПСС сказано, что для построения коммунистического общества
необходимо воспитать всесторонне, гармонически развитого человека,
такого, который будет сочетать в себе духовное богатство, моральную
чистоту и физическое совершенство. В нашей стране созданы все условия
для воспитания такого человека. Но, как бы правильно нас ни воспитывали
дома, в школе,
в пионерской и комсомольской организациях, трудно
осуществить нашу общую цель, если мы не будем заниматься
самовоспитанием. Поэтому сегодня на уроке мы постараемся ответить на
вопросы: «Как стать лучше?»,
«Как воспитать самого себя?»
На уроке этики я часто опираюсь на жизненный опыт учащихся. От учителя
во многом зависит умение организовать занятие так, чтобы они выступали
сами, чтобы уроки были дискуссионными по форме, со столкновением мыслей,
взглядов, чтобы в споре рождалась истина. И хорошо, если восьмиклассники
отыщут ее самостоятельно. Учителю на многих уроках отводится лишь роль
опытного дирижера, внимательно следящего за своим разноголосым оркестром
и в нужный момент решительно взмахивающего палочкой.
Беседу я стремлюсь чаще всего организовать на разборе какого-нибудь
изречения или высказывания выдающегося писателя. В проводимом уроке мы
использовали древнюю индийскую мудрость: «Что ты смотришь на
других, что они делают и чего не делают? Посмотри лучше на себя, что ты
делаешь и чего не делаешь. Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил
цель — иди к ней твердо!»
Предлагаю классу вопросы: согласны ли вы с этой мыслью? Полностью ли она
соответствует нашим нормам нравственности? Какое дополнение или
исправление вы бы внесли в нее? Можно ли эту мудрость взять себе за
жизненное правило?
В ходе беседы выясняем, что индийская мудрость дает хороший совет людям.
Но она не указывает на цель, к которой должен стремиться человек. С
позиции коммунистической морали эта цель должна носить гуманный,
благородный характер. В остальном можно согласиться и взять древнее
поучение себе за жизненное правило.
Переходим к выяснению понятия, что такое общественная активность.
Указываю, что к жизненной цели нужно идти последовательно и твердо. Для
этого необходимо выработать в себе общественную активность. Даю
определение этого понятия, ребята записывают его в тетрадь:
«Общественная активность — это сознательная деятельность человека,
направленная на изучение окружающей жизни, на активное участие в
творческом труде».
Предлагаю ученикам привести примеры из жизни вы-
дающихся людей, которые отличались общественной,
революционной активностью. Они называют В. И. Ленина,
А. М. Горького, Н. А. Островского, Ю. А. Гагарина и многих других,
вспоминают, что читали о борцах-комму-нистах.
Воспитание человека коммунистического общества немыслимо без
самовоспитания. Предлагаю ученикам записать определение самовоспитания:
«Самовоспитание — сознательное стремление человека к совершенствованию
своих нравственных качеств. Самовоспитание начинается с воспитания
самого себя, с познания себя. Оно доступно каждому».
Ребята рассказывают, как они воспитывают в себе положительные черты
характера: «Я взяла себе за правило не идти гулять на улицу, пока
полностью не выполню уроки» (Аня П.), «У меня во дворе есть турник.
Утром я занимаюсь на нем, вырабатываю в себе силу и ловкость» (Саша Т.),
«Я всегда планирую свое рабочее и свободное время. Поэтому успеваю
хорошо подготовить уроки, сходить в музыкальную школу, поиграть с
сестренкой, почитать интересную книгу» (Таня Н.).
Затем привожу несколько самых простых правил самовоспитания:
1. Всегда ставь перед собой посильные задачи на месяц, неделю, день,
даже на конкретный урок. Например: каждый день решать по одному
дополнительному примеру, делать хотя бы одно доброе дело и др.
2. Ежедневно вечером подводи итоги дня: что ты выполнил из намеченного,
что еще нужно сделать.
3. Веди творческий дневник, в который периодически записывай свои мысли,
наблюдения, оценки своих поступков, советы выдающихся людей. Это поможет
тебе серьезнее относиться к жизни, разовьет критический подход к себе,
будет способствовать интеллектуальному и моральному росту.
Чтобы показать восьмиклассникам, как занимались самовоспитанием
молодогвардейцы, читаю страничку из дневника Ульяны Громовой (Фадеев А.
Молодая гвардия. — М., 1966):
«Я не могу найти себе места от стыда. Стыдно, стыдно — нет больше позора
смеяться над тем, кто плохо одет. Я даже не могу вспомнить, когда я.
взяла это себе в привычку. А сегодня этот случай с Ниной М.,— нет, я
даже не могу писать...
Все, что я ни вспомню, заставляет меня краснеть, я
вся горю...
Но ведь я никогда не думала так дурно. Это началось у меня от желания,
чтобы все, все было красиво в жизни, а вышло по-другому. Я просто не
подумала, что многие еще могут жить в нужде, а тем более Нина М., она
такая беззащитная... Клянусь, Ниночка, я больше никогда, никогда не
буду!»
Дальше шла приписка карандашом, сделанная, очевидно, на другой день. 1
«И ты попросишь у нее прощения, да, да, да!.. » Вопросы классу: как
Ульяна Громова боролась с недостатками характера, воспитывая в себе
честность, правдивость в отношении к подругам? Сумела ли она воспитать
себя настоящим человеком?
Учащиеся вспоминают, как Уля прошла через все испытания, выпавшие на
долю молодогвардейцев, выстояла в идейном поединке с врагами, одержала
моральную и духовную победу над ними, приводят выдержки из романа, когда
Уля читает товарищам отрывок из «Демона» Лермонтова, когда, избитая и
истерзанная, она запевает после допроса украинскую песню, которую
подхватывают молодогвардейцы.
Чтобы показать учащимся на примере жизни В. И. Ленина, как нужно
работать над собой, считаю, что лучше всего обратиться к произведениям
художественной литературы. С этой целью используем книгу Н.
Нечволодо-вой и Л. Ризниченко «Юность Ленина» (М., 1963). Те ребята,
которые предварительно прочитали ее на уроке, рассказывают о том, как
Володя Ульянов воспитывал силу воли, изживая вредные привычки, как
относился к товарищам по гимназии, планировал свой день и т. д.
Подытоживая выступления ребят, подчеркиваю, что отличительной чертой
характера Володи Ульянова являлось неустанное желание всегда
совершенствовать свой нравственный облик.
В заключение обращаю внимание учеников на то, что хорошее будущее — у
людей дела, у тех, кто во имя будущего уже сегодня отдает все свое
свободное время (занимается, тренируется, готовит себя к будущей
профессии, к борьбе за осуществление своей мечты). Тот, кто воспитывает
в себе готовность преодолевать препятствия,
прислушивается к критике со стороны старших товарищей, верит в свои силы
и способности, сверяет свою жизнь с моральным кодексом строителя
коммунизма,— обязательно добьется поставленной цели.