УРОК НА ТЕМУ «НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ»

  Главная       Учебники - Педагогика      Преподавание этики в школе (Эстенко Л. К.) - 1982 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12 

 

 

 

УРОК НА ТЕМУ «НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ»



Цель урока: довести до сознания учащихся, что в процессе формирования положительных качеств характера большое значение имеет волевое усилие, активность и целеустремленность.

Урок я провожу по плану: коммунизм и нравственное совершенствование личности; активность личности — главное условие нравственного самосовершенствования; доступность самовоспитания каждому; жизнь и деятельность В. И. Ленина — величайший пример для молодежи.

Готовясь к уроку, продумываю, как изложить программную тему простым и понятным для учащихся языком. Ведь восьмиклассники в силу своих возрастных особенностей еще не могут мыслить на высоком уровне абстрагирования, им нужны более конкретные формулировки.

В начале урока отмечаю, что каждый из нас непременно желает стать лучше, чем он есть. И это естественно, потому что все люди в большей или меньшей степени наделены чувством гордости, человеческого достоинства, не терпят равнодушия со стороны окружающих, требуют внимания и уважения. Мы стараемся брать пример со своих лучших товарищей, подражаем положительным героям книг и кинофильмов. Это стремление к самосовершенствованию не каждый из нас высказывает вслух, многие хранят его в глубине души.

Желание стать лучше у одних осуществляется на деле: они успешнее начинают учиться, приобретают авторитет в классе, с ними легко и интересно проводить время; у других, к сожалению, ничего не получается.

Почему? От чего это зависит?

Конечно, от многих причин, но есть и главная.

В Программе КПСС сказано, что для построения коммунистического общества необходимо воспитать всесторонне, гармонически развитого человека, такого, который будет сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В нашей стране созданы все условия для воспитания такого человека. Но, как бы правильно нас ни воспитывали дома, в школе,
 

в пионерской и комсомольской организациях, трудно осуществить нашу общую цель, если мы не будем заниматься самовоспитанием. Поэтому сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопросы: «Как стать лучше?»,

«Как воспитать самого себя?»

На уроке этики я часто опираюсь на жизненный опыт учащихся. От учителя во многом зависит умение организовать занятие так, чтобы они выступали сами, чтобы уроки были дискуссионными по форме, со столкновением мыслей, взглядов, чтобы в споре рождалась истина. И хорошо, если восьмиклассники отыщут ее самостоятельно. Учителю на многих уроках отводится лишь роль опытного дирижера, внимательно следящего за своим разноголосым оркестром и в нужный момент решительно взмахивающего палочкой.

Беседу я стремлюсь чаще всего организовать на разборе какого-нибудь изречения или высказывания выдающегося писателя. В проводимом уроке мы использовали древнюю индийскую мудрость: «Что ты смотришь на

других, что они делают и чего не делают? Посмотри лучше на себя, что ты делаешь и чего не делаешь. Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель — иди к ней твердо!»

Предлагаю классу вопросы: согласны ли вы с этой мыслью? Полностью ли она соответствует нашим нормам нравственности? Какое дополнение или исправление вы бы внесли в нее? Можно ли эту мудрость взять себе за жизненное правило?

В ходе беседы выясняем, что индийская мудрость дает хороший совет людям. Но она не указывает на цель, к которой должен стремиться человек. С позиции коммунистической морали эта цель должна носить гуманный, благородный характер. В остальном можно согласиться и взять древнее поучение себе за жизненное правило.

Переходим к выяснению понятия, что такое общественная активность.

Указываю, что к жизненной цели нужно идти последовательно и твердо. Для этого необходимо выработать в себе общественную активность. Даю определение этого понятия, ребята записывают его в тетрадь: «Общественная активность — это сознательная деятельность человека, направленная на изучение окружающей жизни, на активное участие в творческом труде».

Предлагаю ученикам привести примеры из жизни вы-

 

дающихся людей, которые отличались общественной, революционной активностью. Они называют В. И. Ленина,

А. М. Горького, Н. А. Островского, Ю. А. Гагарина и многих других, вспоминают, что читали о борцах-комму-нистах.

Воспитание человека коммунистического общества немыслимо без самовоспитания. Предлагаю ученикам записать определение самовоспитания:

«Самовоспитание — сознательное стремление человека к совершенствованию своих нравственных качеств. Самовоспитание начинается с воспитания самого себя, с познания себя. Оно доступно каждому».

Ребята рассказывают, как они воспитывают в себе положительные черты характера: «Я взяла себе за правило не идти гулять на улицу, пока полностью не выполню уроки» (Аня П.), «У меня во дворе есть турник. Утром я занимаюсь на нем, вырабатываю в себе силу и ловкость» (Саша Т.), «Я всегда планирую свое рабочее и свободное время. Поэтому успеваю хорошо подготовить уроки, сходить в музыкальную школу, поиграть с сестренкой, почитать интересную книгу» (Таня Н.).

Затем привожу несколько самых простых правил самовоспитания:

1. Всегда ставь перед собой посильные задачи на месяц, неделю, день, даже на конкретный урок. Например: каждый день решать по одному дополнительному примеру, делать хотя бы одно доброе дело и др.

2. Ежедневно вечером подводи итоги дня: что ты выполнил из намеченного, что еще нужно сделать.

3. Веди творческий дневник, в который периодически записывай свои мысли, наблюдения, оценки своих поступков, советы выдающихся людей. Это поможет тебе серьезнее относиться к жизни, разовьет критический подход к себе, будет способствовать интеллектуальному и моральному росту.

Чтобы показать восьмиклассникам, как занимались самовоспитанием молодогвардейцы, читаю страничку из дневника Ульяны Громовой (Фадеев А. Молодая гвардия. — М., 1966):

«Я не могу найти себе места от стыда. Стыдно, стыдно — нет больше позора смеяться над тем, кто плохо одет. Я даже не могу вспомнить, когда я. взяла это себе в привычку. А сегодня этот случай с Ниной М.,— нет, я даже не могу писать...
 

 

Все, что я ни вспомню, заставляет меня краснеть, я вся горю...

Но ведь я никогда не думала так дурно. Это началось у меня от желания, чтобы все, все было красиво в жизни, а вышло по-другому. Я просто не подумала, что многие еще могут жить в нужде, а тем более Нина М., она такая беззащитная... Клянусь, Ниночка, я больше никогда, никогда не буду!»

Дальше шла приписка карандашом, сделанная, очевидно, на другой день. 1

«И ты попросишь у нее прощения, да, да, да!.. » Вопросы классу: как Ульяна Громова боролась с недостатками характера, воспитывая в себе честность, правдивость в отношении к подругам? Сумела ли она воспитать себя настоящим человеком?

Учащиеся вспоминают, как Уля прошла через все испытания, выпавшие на долю молодогвардейцев, выстояла в идейном поединке с врагами, одержала моральную и духовную победу над ними, приводят выдержки из романа, когда Уля читает товарищам отрывок из «Демона» Лермонтова, когда, избитая и истерзанная, она запевает после допроса украинскую песню, которую подхватывают молодогвардейцы.

Чтобы показать учащимся на примере жизни В. И. Ленина, как нужно работать над собой, считаю, что лучше всего обратиться к произведениям художественной литературы. С этой целью используем книгу Н. Нечволодо-вой и Л. Ризниченко «Юность Ленина» (М., 1963). Те ребята, которые предварительно прочитали ее на уроке, рассказывают о том, как Володя Ульянов воспитывал силу воли, изживая вредные привычки, как относился к товарищам по гимназии, планировал свой день и т. д. Подытоживая выступления ребят, подчеркиваю, что отличительной чертой характера Володи Ульянова являлось неустанное желание всегда совершенствовать свой нравственный облик.

В заключение обращаю внимание учеников на то, что хорошее будущее — у людей дела, у тех, кто во имя будущего уже сегодня отдает все свое свободное время (занимается, тренируется, готовит себя к будущей профессии, к борьбе за осуществление своей мечты). Тот, кто воспитывает в себе готовность преодолевать препятствия,
прислушивается к критике со стороны старших товарищей, верит в свои силы и способности, сверяет свою жизнь с моральным кодексом строителя коммунизма,— обязательно добьется поставленной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12