ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННОСТИ НА
УРОКАХ ЭТИКИ
Практика работы показывает, что преподавание этики в средней школе
требует вдумчивого подхода учителя, разнообразных методических приемов.
Очень важно создать на уроке атмосферу непринужденности,
доверительности, суметь на конкретном жизненном материале и доступно для
восьмиклассников раскрыть философский смысл таких важнейших
морально-этических понятий и принципов коммунистической морали, как
преданность делу коммунизма, нравственная свобода и ответственность,
советский патриотизм и социалистический интернационализм,
коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, добро и
справедливость
и др.
Чаще всего уроки этики носят характер беседы, учитель подводит
школьников к определенному моральноэтическому понятию и раскрывает его
смысл. Известно, что некоторые положения коммунистической морали
учащимся знакомы с других уроков, художественной литературы, внеклассных
мероприятий. Это в какой-то мере позволяет учителю опираться на знания
ребят. Однако эти знания необходимо привести в систему, заострить
внимание на важнейших из них, дать научное толкование основным
положениям марксистско-ленинской этики. Важно выяснить представления
учеников о добре и зле, о справедливости, свободе и, самое главное, — об
отношении самих ребят к действительности. Здесь учитель часто
сталкивается с определенными трудностями. Ведь в жизни немало примеров,
когда люди поступают вопреки нормам коммунистической нравственности.
Трудность заключается и в том, чтобы, не закрывая глаза на негативные
стороны, учить ребят поступать согласно нормам коммунистической морали.
На уроках этики учащиеся охотно высказывают свое мнение, дают оценку
поступкам окружающих и, что особенно важно, критически относятся к себе
и своим товарищам. Иногда на уроке возникают дискуссии или идет процесс
«узнавания»: кто есть кто. А бывает и так, что
со свойственной подросткам категоричностью они
говорят о неблаговидных действиях окружающих. Подготовка и проведение
таких уроков требует от учителей постоянного совершенствования
методического мастерства, партийной взыскательности и научности, умения
отобрать определенный материал из других областей знаний и периодической
литературы, использовать жизненный опыт ребят, а также проявлять
определенную эмоциональность при объяснении урока. Конечно, подобные
требования предъявляются и к учителям других предметов, однако для
преподавателей марксистско-ленинской этики эти требования, на наш
взгляд, наиболее важны.
Опыт показывает, что наибольший интерес у ребят вызывают те уроки, на
которых они могут сопоставить поступки людей и дать им оценку,
задуматься над тем, что побудило на благородный поступок или толкнуло на
путь предательства, в чем счастье и смысл жизни человека. Так, на уроке
по теме «Нравственная свобода и ответственность личности» ребятам
предстояло уяснить диалектическую зависимость нравственной свободы и
ответственности, возрастание их в условиях перехода от социализма к
коммунизму. (Обычно в начале беседы преподаватель старается выяснить у
учащихся их представление об определенной морально-этической категории и
часто предугадывает примерные ошибки ребят.) Мнение некоторых учеников о
соотношении свободы и ответственности было таким: «Что хочу, то и делаю,
куда хочу, туда иду». Учитель, помогая школьникам фантазировать, стал
говорить о том, что было бы в обществе, где, пользуясь свободой, каждый
человек делал бы то, что хотел. Постепенно педагог помогает ребятам
определить понятие личной ответственности, доказывает, что
ответственность и свобода — единое целое.
Обращение к героическим примерам из жизни революционеров, ученых,
тружеников народного хозяйства позволяет подвести учащихся к понятиям
ответственности и свободы в их диалектической зависимости.
Соответствующий подбор материала вызывает ответную реакцию, и подростки
приводят примеры из жизни и художественной литературы, оценивают
поступки людей, задумываясь над тем, что побудило их к героическому
подвигу или толкнуло на путь предательства. На примерах подвигов Д.
Карбышева, Н. Гастелло, М. Ка-зея, М. Джалиля учащиеся убеждаются в
истинном смыс-
ле понятия свободы как осознанной необходимости.
Цель подобных уроков — показать, что побудило личность поступить в
критический момент так, а не иначе, убедить, что к такому моменту надо
готовиться сегодня и всегда. На уроке ребята должны задуматься: в чем
истоки героизма, почему люди в одной и той же ситуации поступают
по-разному? Учителю здесь помогают примеры, продиктованные
коммунистическими убеждениями (о героях космоса, о
комсомольцах-строителях БАМа и др.). Учащиеся по-настоящему
задумываются, сравнивая поступки генерала Карбышева и предателя Власова,
героев романа В. Быкова «Сотников», оказавшихся в одинаковых условиях
немецкого плена, но избравших разные пути, подвиг ученых блокадного
Ленинграда, спасших коллекцию сортовых семян, и поступки мародеров и
спекулянтов. Теоретический вывод о нравственной свободе и
ответственности личности, к которому подводятся учащиеся, осмысленно
воспринимается ими, более понятным становится и ленинское толкование
свободы как осознанной необходимости.
В своей практике мы применяли письменные работы, где учащиеся излагали
свое мнение об уроках этики. Приведем несколько фрагментов этих работ.
«...На уроках литературы и истории нас учили быть смелыми, любить свою
Родину. А на уроках этики мы учились оставаться наедине с собой и
задумываться о многом. Мы узнавали, что счастье — это не только, когда
тебе хорошо. Уроки этики — особенные уроки, там всегда тише, чем на
других, это оттого, что всем сидящим в классе интересно узнать:
правильно ли они поступают» (Николай К.).
«...Этика учит человека быть культурным, и я всегда боюсь пропустить
этот урок, здесь каждая тема интересна. На уроках этики учат
уважительному отношению к старшим, бережному отношению к матери... »
(Людмила Г.).
«...Мне кажется, что человек, знающий этику, не будет вести себя грубо,
невежественно. Я очень рад, что мы стали изучать этот предмет. Теперь
мне реже говорят: «Чему тебя только в школе учат?!» Уроки этики очень
помогают в жизни» (Федор 3.).
Осознание учащимися воспитательной функции этики, стремление к
практическому применению полученных знаний, а также доверие к учителю и
чувство благодарности ему свидетельствуют об определённом эмоциональном
воздействии этого на подростков. Однако одни только уроки этики, равно
как и другие, не решают сами по себе проблемы нравственного воспитания.
Воспитание гармонически, всесторонне развитой личности — не абстрактная
цель и не стихийный процесс. Общество, в котором труд — первая жизненная
потребность человека и критерий его нравственности, растит не
индивидуалистов, анархически свободных от его забот, дел и законов.
Общество тружеников растит труженика. Постоянно заботясь о народном
образовании, партия указала и главный путь повышения эффективности
воспитательной работы — это комплексный подход к постановке всего
воспитательного процесса. Применительно к школе это означает обеспечение
тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного
воспитания. «Укреплять единство обучения и воспитания, изучение основ
наук теснее связывать с жизнью, практикой коммунистического
строительства», — указывается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров
СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся
1общеобразовательных школ и подготовки их к труду» . Учитывая всю
значимость поставленных перед нами задач, было бы неправильно
рассматривать преподавание этики вне связи с основами других наук, с
трудовыми и другими внеклассными мероприятиями.
Лейтмотивом звучит на уроках этики ленинская мысль о коммунистическом
отношении к труду как высшем критерии коммунистической нравственности.
Мы практикуем встречи с героями труда, сообщения о трудовых буднях
пятилетки, экскурсии на завод, комсомольский трудовой десант. Обычно
учитель предусматривает трудовую ситуацию и дает возможность показать
себя в труде всем учащимся, поощряя сознательную и добросовестную
работу.
На уроках этики учащиеся рассказывают о труде и профессиях родителей, о
своей помощи семье и школе. Они подводятся к мысли, что проявление
нравственности человека — его конкретные дела. Как продолжение урока на
тему «Коммунистическое отношение к труду» у нас была организована
встреча с учащимися и мастерами минского ГПТУ № 54 строителей, а в
качестве домашнего задания ребята должны были узнать о передовиках
производства Центрального района и рассказать о них. Это помогло
школьникам взглянуть на учебу как на самый важный и обязательный для них
труд.
Воспитание у школьников готовности к труду, добросовестного и
творческого отношения к нему — задача не из легких. Учителям надо
использовать все возможности приобщения ребят к трудовой деятельности,
быть внимательным и к оценке результатов их работы. Нередко еще бывает,
что ученик добросовестно починит наглядные пособия, школьную мебель,
уберет помещение и т. д., но не всегда оценивают этот его труд. Не часто
учащимся объявляют благодарности за ремонт наглядных пособий и школьной
мебели, за организованный субботник или поощряют отличившегося юного
труженика. А ведь ученик привык к оценке!
При проведении уроков этики большую помощь оказывает нам обращение к
героическому прошлому нашей Родины, документам партии и правительства,
Конституции СCCP. Так, объясняя тему «Счастье и смысл жизни», мы
обратились к примерам декабристов, революци-онеров-демократов А. И.
Герцена и Н. Г. Чернышевского. На уроках истории не всегда есть
возможность показать, что высокие идеалы определили смысл жизни этих
людей. А на уроках этики мы рассказываем, во имя чего эти люди, имея все
материальные блага, предпочли каторгу или изгнание. Для наибольшего
воздействия на ребят мы воспользовались статьей академика М. Нечки-ной
«Подвиг Чернышевского», из которой учащиеся узнали, что, пробыв десять
лет на каторге, Н. Г. Чернышевский отказался просить помилования:
«...сколько мне известно, я сослан потому, что моя голова и голова шефа
жандармов графа Шувалова устроены на разны й манер. А разве об этом
можно просить помилования?» Подобные примеры заставляют учащихся
задуматься над великим смыслом отказа революционеров-демокра-тов и
других борцов за свободу от помилования во имя идеи, во имя счастья
других людей.
По мере прохождения курса этики поднимается и культура мышления
подростка, появляется возможность
ставить и более сложные вопросы. Так, в процессе
изучения темы «Счастье и смысл жизни» учащиеся более зрело высказывали
свое представление о счастье, здесь уже была заметна их классовая
позиция. Ребята говорили, что не вправе чувствовать себя полностью
счастливыми, если многие дети Африки и Латинской Америки голодают.
Ученики вновь обращались к ленинскому положению, что в основе
коммунистической морали лежит борьба за завершение построения
коммунизма, критиковали мещанское представление о счастье.
Знания, полученные на уроках этики, ребята стараются использовать.
Учителя отмечают, что у школьников стала более заметна активная позиция
в анализе литературного произведения, в выступлениях на комсомольских
собраниях, конференциях. В процессе прохождения темы по обществоведению
«Коммунистическое мировоззрение» был проведен письменный опрос на тему
«Мое мировоззрение», в котором ученики написали о необходимости
применения полученных знаний в повседневной жизни, о важности и
необходимости труда. Отрадно, что выпускникам — ныне рабочим, студентам
и воинам — чужды равнодушие и беспринципность.
Преподавание этики в школе показывает, что вопросы коммунистической
нравственности интересуют старшеклассников, развивают культуру мышления,
способствуют формированию у ребят диалектико-материалистического подхода
к явлениям общественной жизни, стимулируют становление
идейно-нравственных убеждений, освобождают моральное сознание от
мещанских предрассудков, примитивных вкусов и идеалов.