ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЭТИКИ

  Главная       Учебники - Педагогика      Преподавание этики в школе (Эстенко Л. К.) - 1982 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЭТИКИ



Практика работы показывает, что преподавание этики в средней школе требует вдумчивого подхода учителя, разнообразных методических приемов. Очень важно создать на уроке атмосферу непринужденности, доверительности, суметь на конкретном жизненном материале и доступно для восьмиклассников раскрыть философский смысл таких важнейших морально-этических понятий и принципов коммунистической морали, как преданность делу коммунизма, нравственная свобода и ответственность, советский патриотизм и социалистический интернационализм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, добро и справедливость
и др.

Чаще всего уроки этики носят характер беседы, учитель подводит школьников к определенному моральноэтическому понятию и раскрывает его смысл. Известно, что некоторые положения коммунистической морали учащимся знакомы с других уроков, художественной литературы, внеклассных мероприятий. Это в какой-то мере позволяет учителю опираться на знания ребят. Однако эти знания необходимо привести в систему, заострить внимание на важнейших из них, дать научное толкование основным положениям марксистско-ленинской этики. Важно выяснить представления учеников о добре и зле, о справедливости, свободе и, самое главное, — об отношении самих ребят к действительности. Здесь учитель часто сталкивается с определенными трудностями. Ведь в жизни немало примеров, когда люди поступают вопреки нормам коммунистической нравственности. Трудность заключается и в том, чтобы, не закрывая глаза на негативные стороны, учить ребят поступать согласно нормам коммунистической морали.

На уроках этики учащиеся охотно высказывают свое мнение, дают оценку поступкам окружающих и, что особенно важно, критически относятся к себе и своим товарищам. Иногда на уроке возникают дискуссии или идет процесс «узнавания»: кто есть кто. А бывает и так, что

со свойственной подросткам категоричностью они говорят о неблаговидных действиях окружающих. Подготовка и проведение таких уроков требует от учителей постоянного совершенствования методического мастерства, партийной взыскательности и научности, умения отобрать определенный материал из других областей знаний и периодической литературы, использовать жизненный опыт ребят, а также проявлять определенную эмоциональность при объяснении урока. Конечно, подобные требования предъявляются и к учителям других предметов, однако для преподавателей марксистско-ленинской этики эти требования, на наш взгляд, наиболее важны.

Опыт показывает, что наибольший интерес у ребят вызывают те уроки, на которых они могут сопоставить поступки людей и дать им оценку, задуматься над тем, что побудило на благородный поступок или толкнуло на путь предательства, в чем счастье и смысл жизни человека. Так, на уроке по теме «Нравственная свобода и ответственность личности» ребятам предстояло уяснить диалектическую зависимость нравственной свободы и ответственности, возрастание их в условиях перехода от социализма к коммунизму. (Обычно в начале беседы преподаватель старается выяснить у учащихся их представление об определенной морально-этической категории и часто предугадывает примерные ошибки ребят.) Мнение некоторых учеников о соотношении свободы и ответственности было таким: «Что хочу, то и делаю, куда хочу, туда иду». Учитель, помогая школьникам фантазировать, стал говорить о том, что было бы в обществе, где, пользуясь свободой, каждый человек делал бы то, что хотел. Постепенно педагог помогает ребятам определить понятие личной ответственности, доказывает, что ответственность и свобода — единое целое.

Обращение к героическим примерам из жизни революционеров, ученых, тружеников народного хозяйства позволяет подвести учащихся к понятиям ответственности и свободы в их диалектической зависимости.

Соответствующий подбор материала вызывает ответную реакцию, и подростки приводят примеры из жизни и художественной литературы, оценивают поступки людей, задумываясь над тем, что побудило их к героическому подвигу или толкнуло на путь предательства. На примерах подвигов Д. Карбышева, Н. Гастелло, М. Ка-зея, М. Джалиля учащиеся убеждаются в истинном смыс-

ле понятия свободы как осознанной необходимости. Цель подобных уроков — показать, что побудило личность поступить в критический момент так, а не иначе, убедить, что к такому моменту надо готовиться сегодня и всегда. На уроке ребята должны задуматься: в чем истоки героизма, почему люди в одной и той же ситуации поступают по-разному? Учителю здесь помогают примеры, продиктованные коммунистическими убеждениями (о героях космоса, о комсомольцах-строителях БАМа и др.). Учащиеся по-настоящему задумываются, сравнивая поступки генерала Карбышева и предателя Власова, героев романа В. Быкова «Сотников», оказавшихся в одинаковых условиях немецкого плена, но избравших разные пути, подвиг ученых блокадного Ленинграда, спасших коллекцию сортовых семян, и поступки мародеров и спекулянтов. Теоретический вывод о нравственной свободе и ответственности личности, к которому подводятся учащиеся, осмысленно воспринимается ими, более понятным становится и ленинское толкование свободы как осознанной необходимости.

В своей практике мы применяли письменные работы, где учащиеся излагали свое мнение об уроках этики. Приведем несколько фрагментов этих работ.

«...На уроках литературы и истории нас учили быть смелыми, любить свою Родину. А на уроках этики мы учились оставаться наедине с собой и задумываться о многом. Мы узнавали, что счастье — это не только, когда тебе хорошо. Уроки этики — особенные уроки, там всегда тише, чем на других, это оттого, что всем сидящим в классе интересно узнать: правильно ли они поступают» (Николай К.).

«...Этика учит человека быть культурным, и я всегда боюсь пропустить этот урок, здесь каждая тема интересна. На уроках этики учат уважительному отношению к старшим, бережному отношению к матери... » (Людмила Г.).

«...Мне кажется, что человек, знающий этику, не будет вести себя грубо, невежественно. Я очень рад, что мы стали изучать этот предмет. Теперь мне реже говорят: «Чему тебя только в школе учат?!» Уроки этики очень помогают в жизни» (Федор 3.).

Осознание учащимися воспитательной функции этики, стремление к практическому применению полученных знаний, а также доверие к учителю и чувство благодарности ему свидетельствуют об определённом эмоциональном воздействии этого на подростков. Однако одни только уроки этики, равно как и другие, не решают сами по себе проблемы нравственного воспитания.

Воспитание гармонически, всесторонне развитой личности — не абстрактная цель и не стихийный процесс. Общество, в котором труд — первая жизненная потребность человека и критерий его нравственности, растит не индивидуалистов, анархически свободных от его забот, дел и законов. Общество тружеников растит труженика. Постоянно заботясь о народном образовании, партия указала и главный путь повышения эффективности воспитательной работы — это комплексный подход к постановке всего воспитательного процесса. Применительно к школе это означает обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. «Укреплять единство обучения и воспитания, изучение основ наук теснее связывать с жизнью, практикой коммунистического строительства», — указывается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся 1общеобразовательных школ и подготовки их к труду» . Учитывая всю значимость поставленных перед нами задач, было бы неправильно рассматривать преподавание этики вне связи с основами других наук, с трудовыми и другими внеклассными мероприятиями.

Лейтмотивом звучит на уроках этики ленинская мысль о коммунистическом отношении к труду как высшем критерии коммунистической нравственности. Мы практикуем встречи с героями труда, сообщения о трудовых буднях пятилетки, экскурсии на завод, комсомольский трудовой десант. Обычно учитель предусматривает трудовую ситуацию и дает возможность показать себя в труде всем учащимся, поощряя сознательную и добросовестную работу.

На уроках этики учащиеся рассказывают о труде и профессиях родителей, о своей помощи семье и школе. Они подводятся к мысли, что проявление нравственности человека — его конкретные дела. Как продолжение урока на тему «Коммунистическое отношение к труду» у нас была организована встреча с учащимися и мастерами минского ГПТУ № 54 строителей, а в качестве домашнего задания ребята должны были узнать о передовиках производства Центрального района и рассказать о них. Это помогло школьникам взглянуть на учебу как на самый важный и обязательный для них труд.

Воспитание у школьников готовности к труду, добросовестного и творческого отношения к нему — задача не из легких. Учителям надо использовать все возможности приобщения ребят к трудовой деятельности, быть внимательным и к оценке результатов их работы. Нередко еще бывает, что ученик добросовестно починит наглядные пособия, школьную мебель, уберет помещение и т. д., но не всегда оценивают этот его труд. Не часто учащимся объявляют благодарности за ремонт наглядных пособий и школьной мебели, за организованный субботник или поощряют отличившегося юного труженика. А ведь ученик привык к оценке!

При проведении уроков этики большую помощь оказывает нам обращение к героическому прошлому нашей Родины, документам партии и правительства, Конституции СCCP. Так, объясняя тему «Счастье и смысл жизни», мы обратились к примерам декабристов, революци-онеров-демократов А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. На уроках истории не всегда есть возможность показать, что высокие идеалы определили смысл жизни этих людей. А на уроках этики мы рассказываем, во имя чего эти люди, имея все материальные блага, предпочли каторгу или изгнание. Для наибольшего воздействия на ребят мы воспользовались статьей академика М. Нечки-ной «Подвиг Чернышевского», из которой учащиеся узнали, что, пробыв десять лет на каторге, Н. Г. Чернышевский отказался просить помилования: «...сколько мне известно, я сослан потому, что моя голова и голова шефа жандармов графа Шувалова устроены на разны й манер. А разве об этом можно просить помилования?» Подобные примеры заставляют учащихся задуматься над великим смыслом отказа революционеров-демокра-тов и других борцов за свободу от помилования во имя идеи, во имя счастья других людей.

По мере прохождения курса этики поднимается и культура мышления подростка, появляется возможность

ставить и более сложные вопросы. Так, в процессе изучения темы «Счастье и смысл жизни» учащиеся более зрело высказывали свое представление о счастье, здесь уже была заметна их классовая позиция. Ребята говорили, что не вправе чувствовать себя полностью счастливыми, если многие дети Африки и Латинской Америки голодают. Ученики вновь обращались к ленинскому положению, что в основе коммунистической морали лежит борьба за завершение построения коммунизма, критиковали мещанское представление о счастье.

Знания, полученные на уроках этики, ребята стараются использовать. Учителя отмечают, что у школьников стала более заметна активная позиция в анализе литературного произведения, в выступлениях на комсомольских собраниях, конференциях. В процессе прохождения темы по обществоведению «Коммунистическое мировоззрение» был проведен письменный опрос на тему «Мое мировоззрение», в котором ученики написали о необходимости применения полученных знаний в повседневной жизни, о важности и необходимости труда. Отрадно, что выпускникам — ныне рабочим, студентам и воинам — чужды равнодушие и беспринципность.

Преподавание этики в школе показывает, что вопросы коммунистической нравственности интересуют старшеклассников, развивают культуру мышления, способствуют формированию у ребят диалектико-материалистического подхода к явлениям общественной жизни, стимулируют становление идейно-нравственных убеждений, освобождают моральное сознание от мещанских предрассудков, примитивных вкусов и идеалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..