МЕСТО КУРСА ЭТИКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

  Главная       Учебники - Педагогика      Преподавание этики в школе (Эстенко Л. К.) - 1982 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

 

 

Преподавание этики в школе (Эстенко Л. К.) - 1982 год

 

 

 

 

В этой книге раскрывается опыт лучших преподавателей этики школ Белоруссии, о котором рассказывают сами учителя. Содержатся также некоторые методические рекомендации по преподаванию отдельных тем курса.

 

 

 

МЕСТО КУРСА ЭТИКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях развитого социализма все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Воспитание всестороннего и гармонически развитого человека невозможно без решения задач нравственного развития личности. XXVI съезд КПСС указал на необходимость дальнейшего совершенствования процесса нравственного воспитания.

На современном этапе общественного развития требования к нравственному воспитанию подрастающего поколения повышаются. Это обусловливается рядом причин. Зрелый социализм, решая задачу формирования новых поколений советских людей, вырабатывает и более высокие критерии поведения каждого человека. В соответствии с этим усиливаются требования к моральным качествам личности и, следовательно, ко всей системе нравственного воспитания.

Современная научно-техническая революция вносит заметные изменения в характер труда, предъявляет более высокие требования к морально-психологическому климату в трудовом коллективе. Повышение качества труда предполагает перестройку мотивационной структуры поступков, формирование новых моральных качеств.

Возрастание требовательности к морально-политической зрелости подрастающего поколения обусловливается также дальнейшим развитием социалистической демократии. Конституция СССР заключает в себе моральные идеи, которые могут и должны разъясняться школьникам. Эти разъяснения неизбежно включают в себя элементы правовой и этической теории. Одним из таких элементов является, например, концепция неразрывного единства гражданских прав и свобод, с одной стороны, и обязанностей гражданина, с другой. Сознательное пользование правами и свободами в активной общественной деятельности предполагает не менее сознательную ответственность за искренность своих мотивов, за единство слова и дела.

Усиление внимания к вопросам нравственного воспитания связано и с обострением идеологической борьбы, которая становится все более сложной и напряженной. Современная жизнь насыщена весьма сложными явлениями и событиями. Империалистическая пропаганда становится изощреннее. Идеологические диверсии классовых врагов рассчитаны прежде всего на молодежь, на ее доверчивость, известную неопытность, на повышенный интерес ко всему новому, необычному. И все это не разовая акция, а долговременная линия идеологической борьбы.

Нравственное воспитание подрастающего поколения осуществляется в разных формах и различными средствами: от простых разъяснений до порой весьма сложных, предполагающих развитую способность к абстрактному мышлению бесед о долге, добре и зле, назначении человека и т. п.

Нравственное воспитание — сложный, но цельный процесс. Он включает в себя такие взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны, как нравственное просвещение, формирование у школьников моральных представлений, понятий, убеждений; воспитание нравственных чувств; формирование нравственного поведения. Таким образом, процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя вооружение людей знаниями о морали.

Разъяснение моральных истин, приобретающее более или менее систематическую форму, становится нравственным просвещением, в ходе которого школьники усваивают опыт, моральные ценности нашего общества на уровне обобщенного познания. Разновидностью нравственного просвещения является этическое образование и обучение в школе, т. е. систематизированное преподавание знаний о морали на уровне теории, научного обоснования и доказательства моральных истин.

Соотношение сторон нравственного воспитания в повседневной работе школы определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей. Чем старше школьники, тем большую роль играет нравственное просвещение. Процесс формирования нравственного облика человека предполагает прежде всего усвоение отдельных нравственных понятий, представлений, принципов, норм.

 

 

Знания о морали нужны для того, чтобы человек мог объективно оценить свое поведение и поступки других людей, найти правильную линию поведения. Усвоение таких знаний — это усвоение критериев нравственного и безнравственного, справедливого и несправедливого на основе марксистско-ленинской теории.

Этическое просвещение играет большую роль в нравственной ориентации личности, формировании ее мировоззрения, возвышает сознание личности до этико-социального взгляда на общество. Правильное осмысление личностью норм и правил коммунистической морали — необходимое условие ее нравственного развития.

Недооценка роли этического просвещения в системе нравственного воспитания становится в ряде случаев причиной дурных поступков, ошибок в поведении. В результате отсутствия культуры некоторые школьники отличаются грубостью в общении, агрессивностью и обидчивостью, излишним максимализмом в своих требованиях к другим, черствостью души и др. Без разъяснения принципов, требований и норм коммунистической морали нельзя упражнять учащихся в выполнении этих норм и требований. Вот почему за последние годы в педагогической печати все чаще поднимается вопрос о необходимости целенаправленного этического просвещения и обучения, т. е. изучения школьниками теории коммунистической морали.

Старший подростковый возраст, как и возраст ранней юности, — это период формирования нравственного сознания, высоких идеалов и стремлений. Старшие подростки и юноши уже подготовлены к восприятию основных положений и понятий коммунистической морали.

Моральные знания учащиеся черпают в школе, в семье, в общении с людьми. Восьмиклассники, например, уже накопили известный опыт нравственного поведения, значительный запас этических знаний. И естественно, что у них возникает стремление все это критически рассмотреть, осмыслить, привести в систему. К тому же у них преобладают эмпирические источники этих знаний. Хотя этическое просвещение и обучение, как и нравственное воспитание вообще, возможны и необходимы на каждом уроке в школе, тем не менее разные дисциплины общеобразовательного цикла несут в своем содержании различный этический потенциал и дают разрозненные, не систематизированные моральные знания. Ввиду этого

возникла необходимость ввести в школах предмет, который служил бы теоретическим, целенаправленным и систематизированным источником моральных знаний школьников.

В соответствии с указанием Министерства просвещения БССР с 1974 г. в восьмых классах Минска был введен в порядке эксперимента курс «Основы коммунистической морали», а с 1975 г. во всех школах Белоруссии — обязательное изучение курса «Этика». Этот курс включает основные вопросы марксистско-ленинской этики как науки о морали.

Школьный курс этики призван дать определенный круг знаний моральных принципов, критериев, норм, претворить их в личные убеждения, развивать нравственные черты, прививать внутреннюю и внешнюю культуру поведения. Благодаря этому курсу учащиеся получают систематизированные моральные представления, понятия; формируются убеждения и чувства школьников.

Знания о морали становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в нравственные убеждения. Наличие таких убеждений — один из показателей нравственной зрелости человека.

Моральные представления и понятия не вырабатываются стихийно. Они усваиваются учащимися в процессе учебной и внеклассной деятельности под руководством учителей. Знания — один из главных аспектов убежденности.

Усвоение понятий коммунистической морали — необходимый этап и одновременно средство превращения их в нравственные убеждения, в мотивы поведения школьников. Усвоение этических понятий — большая и напряженная деятельность учащегося. И не только его ума, но и его воли и чувств. Усвоение понятия — это в то же время его формирование. Работа над этическим понятием, его усвоением предполагает анализ живого, конкретного опыта, соответствующих восприятий и представлений, т. е. чувственного познания. Этическое понятие должно быть не формально усвоено, а хорошо осмыслено. Только тогда оно может стать мотивом поведения, поступка.

Преподаватель этики должен учитывать, что понимание школьником тех или иных требований не сразу ста-

новится регулятором его поведения. Понимание и знание принципов и норм коммунистической морали, будучи необходимым компонентом нравственного поведения учащихся, обеспечивает это поведение не всегда и не сразу. Одно дело познакомить школьников с нормами поведения, а другое — выработать убеждение в необходимости придерживаться таких норм. Для этого прежде всего необходимо, чтобы моральные знания подкреплялись личным или общественным опытом.

В преподавании школьного курса этики важно учитывать нравственный опыт учащихся. Так, при изучении темы, посвященной культуре поведения, необходимо, опираясь на опыт учеников, выяснить: что такое внешняя и внутренняя красота человека? Всегда ли они сочетаются? В чем подлинная, а в чем мнимая красота поведения юноши или девушки? Как воспитать в себе хороший вкус? Какие манеры ученики считают хорошими? и т. д.

Этическое просвещение, опирающееся на нравственный опыт школьников, способствует глубокому усвоению ими нравственных норм и принципов. А нравственные знания помогают не только глубже осознать опыт морального поведения, но и способствуют целенаправленной организации общественно ценной деятельности учеников в соответствии с нравственными принципами и нормами.

Проблема соотношения опыта нравственного поведения и овладения моральными знаниями является ключевой для правильного подхода к методам нравственного воспитания школьника. Чтобы учащиеся могли овладеть моральными знаниями, нравственными образцами, нельзя подавать эти знания только в виде готовых истин, принципов, обобщений: они должны быть соотнесены с нравственным опытом.

Моральные представления и понятия должны быть так усвоены и пережиты школьниками, чтобы они смогли превратиться в убеждения. Сила убеждения состоит в его глубокой осознанности и эмоциональной насыщенности. Как указывал академик Н. К. Гончаров, моральные убеждения — это «обобщенные понятия о принципах морали, определенный взгляд на нравственные отношения членов общества, складывающиеся на основе коммунистических идеалов, предопределяющие поступки и действия человека, его отношения к внешнему миру, к

людям. Убеждения помогают формировать твердую волю и характер. Они, конечно, не имеют внешней формы необхо1димости, но силу имеют ту же, что и необходимость» . Убеждения — это твердые знания и одновременно устоявшееся эмоциональное отношение.

Глубокие нравственные убеждения вырабатываются на базе овладения основами наук, в том числе марксистско-ленинской этики, в результате политической сознательности и понимания общественных интересов. Этические положения марксизма, разъясняемые школьникам, становятся убеждениями лишь тогда, когда знания проверяются, закрепляются в практике осмысливания тех или иных вопросов, которые ставит перед человеком нравственная деятельность. Так, при изучении темы о товариществе и дружбе необходимо, чтобы учащиеся уяснили: что такое дружба и товарищество? Какую дружбу называют настоящей, а какую ложной? Обязательна ли в дружбе принципиальность? Разница характеров для дружбы — препятствие или нет? Что понимать под верностью в дружбе? Какую дружбу мы называем жертвенной? Можно ли с такой дружбой мириться? и др.

Умение применять этические положения при решении конкретной практической и познавательной задачи — свидетельство связи теории и практики в рамках этического просвещения. В усвоении учащимися моральных понятий, в формировании на этой основе их твердых нравственных взглядов, принципов важнейшее значение имеет практика поведения.

Одним из важных условий превращения нравственных понятий в убеждения является активная умственная деятельность самих школьников над понятиями, над раскрытием их сущности, а также оперирование этими понятиями. А такая умственная работа под руководством учителя, как показывает практика, посильна для восьмиклассников, увлекает их и содействует превращению смутных понятий в ясные, определенные, т. е. служит условием перехода понятий в убеждения.

Убеждения неотделимы от мышления человека. Вне мышления они не существуют. Убеждения — атрибут сознания человека. Вот почему так важно в процессе преподавания курса этики не ограничиваться только пере-

дачей положений, фактов (даже и в увлекательной форме). Необходимо развивать мышление школьников, искать у них ответы на волнующие учеников вопросы. Поэтому и методика уроков этики должна быть разнообразной.

Мало излагать на уроках или во внеклассной работе положения этики, скажем, о смысле жизни. Здесь школьники должны найти ответы на такие вопросы: в чем

смысл и цель жизни? Что значит найти свое место в жизни? Что делает жизнь яркой, богатой, полной? и др. Говоря о счастье, необходимо, чтобы школьники высказали свои представления о нем, понимание пословицы «Человек — кузнец своего счастья».

Процесс формирования моральных убеждений — это сложное образование, затрагивающее все стороны духовной жизни (мысли, чувства, интересы, потребности). Моральные убеждения складываются в результате двух связанных между собой процессов: осознания действи-

тельности и переживаний. Именно поэтому убеждения в качестве черт характера могут быть поняты лишь как неразрывное единство знаний и чувств.

Знания составляют основу сознания, но не исчерпывают его. Учащийся, предположим, знает, что такое правдивость и лживость, но если его не восхищает правда и не возмущает ложь, то это значит, что его моральные знания стали только достоянием ума и не распространились на сферу чувств и отношений. Знания моральной ответственности, норм и правил поведения, суммы определенных идей составляют лишь первый шаг, предпосылку, возможность действительной нравственной сознательности, нравственного поведения. Этическое просвещение должно сочетаться с воспитанием нравственных привычек, эмоционального отношения к моральным нормам, убеждения в их полезности, красоте, необходимости.

Сознание как мыслительная деятельность не совпадает с чувством как переживанием и отличается от него по уровню отражения реальной действительности. С процессом формирования нравственного сознания тесно переплетается процесс формирования нравственных чувств. Необходимые высокие чувства возникают и формируются на основании глубокого сознания.

Нравственное просвещение имеет прямое отношение к воспитанию нравственных и прежде всего сознательных чувств. Когда, например, чувства долга и чести при-

обретают более осмысленный характер, они становятся могучим двигателем поведения юных граждан.

С развитием нравственной сознательности происходит эволюция моральных чувств и вместе с тем изменяется их соотношение в управлении поступками, действиями школьников. Однако необходимо учитывать, что задача воспитания моральных чувств не решается простой передачей учащимся моральных, политических, исторических и других знаний. Знания могут расти, а моральные чувства оставаться прежними или изменяться очень медленно.

Моральные знания надо передавать образно, эмоционально, убедительно, подкрепляя их фактами и примерами, способными вызвать у школьников соответствующие переживания. Большое значение для воспитания моральных чувств учащихся имеет удачное использование примеров героизма, трудовой доблести наших людей, достижений советской науки и техники и т. д. Немаловажное значение в воспитании и развитии моральных чувств у школьников имеет использование на уроках этики и во внеклассной работе произведений искусства и литературы.

Опыт преподавания этики в школах республики показал, что этические знания расширяют умственный кругозор, способствуют формированию мировоззрения, повышают уровень политического развития школьников.

Усвоение моральных знаний помогает учащимся глубже осмыслить свое поведение и понять правила социалистического общения, содействует нравственному росту как классных коллективов, так и каждого ученика. Знание основ морали помогает ребятам разобраться в сложных жизненных ситуациях, найти правильное решение. И главное, этические знания способствуют нравственному самосовершенствованию школьников.

Давая учащимся знания по основам коммунистической морали, школа содействует воспитанию высоконравственных, активных строителей коммунистического общества, стойких борцов против всяческих влияний буржуазной идеологии.

Задача школы, учителей состоит в поисках наиболее оптимальных путей, методов нравственного воспитания, в том числе совершенствования преподавания курса этики как важного средства нравственного просвещения и формирования учащейся молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..