АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЭТИКИ

  Главная       Учебники - Педагогика      Преподавание этики в школе (Эстенко Л. К.) - 1982 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЭТИКИ



Утверждение коммунистической морали осуществляется в острой борьбе с ее антиподом — религиозной моралью. Поэтому, проводя уроки этики, я стараюсь разоблачать иллюзорные религиозные установки.

Необходимость такой работы в наших условиях диктуется еще и некоторыми особенностями. До 1939 г. западные области Белоруссии были под особым клерикальным воздействием: сюда посылались самые опытные священники, создавались различные религиозные организации, изучался в школе «закон божий».

Хотя произошли большие позитивные изменения в социальной жизни людей, вырос образовательный и культурный уровень населения, отход его от религии осуществляется все же медленно. Это объясняется следующими обстоятельствами: население живет в сравнительно небольших пунктах; верующие — в основном католики с очень устойчивыми религиозными традициями, в радиусе 20 км действуют 5 костелов, один из которых на территории совхоза. Из-за невозможности охватить всех детей дошкольными учреждениями их воспитанием занимаются бабушки, и вот результат: 73 процента де-

тей сведения о религии и ее морали черпают из их уст.

Ознакомление с проповедями священников показы-

вает, что в настоящее время они стараются оказать усиленное религиозное воздействие на духовный мир человека. Это связано, видимо, с тем, что вопросы морали, во-первых, близки и понятны каждому человеку и, во-вторых, роль нравственных начал в нашем обществе возрастает. В проповедях затрагиваются вопросы о подвигах, о любви, о счастье, о смысле жизни, о свободе и ответственности и др. Бога в некоторых выступлениях преподносят как нравственное начало — в виде идеала, совести, добра, любви, справедливости.

Учитывая это, я провожу работу на уроках этики по утверждению нравственных ценностей коммунистической морали и разоблачению религиозной морали, ее реакционной сущности.

При изучении темы «Происхождение и сущность морали» рассказываю о том, как люди сообща боролись за свое существование: трудились, охотились, воевали. Совместная жизнь и деятельность требовали распределения обязанностей и регулирования отношений между человеком и обществом. Это касалось охраны трудовой деятельности, огня, жилища, сбережения орудий труда и оружия, защиты членов рода, дележа пищи и т. д. Таким регулятором стала мораль.

Богословы утверждают, что источником морали человека является религия. Понятия добра и зла, чувства долга и совести объявляются врожденными, связанными с наличием у человека души, а также вечными, нерушимыми, священными, идущими от самого бога.

Из истории V класса известно, что человеческий род старше религии (человечество существует 2—2,5 млн. лет, а религия возникла лишь 30 — 50 тыс. лет назад). У человечества существовал длительный безрелигиозный период.

Размышлять о боге, ведя напряженную борьбу за свое существование, человек не мог. Если религия возникла уже после становления человеческого общества, то, следовательно, ее мораль появилась позже общечеловеческой морали. Этот факт позволяет нам сделать вывод, что религия — явление преходящее, она возникла на определенном этапе развития человечества и со временем отомрет.

Для иллюстрации того, что у человека нет врожденной религиозности, привожу рассказ об одном из правителей Могольской империи в Индии. Чтобы проверить,

на каком языке говорили «первые люди», какому богу поклонялись, этот правитель заточил в башню 12 новорожденных младенцев разных национальностей и религиозных течений, к которым приставил немых кормилиц. Через 12 лет он потребовал детей к себе и убедился, что, живя вне общества, они не знали никакого языка, не имели никакого представления ни о религии, ни о морали. В 1920 г. в Индии в логове волков нашли двух девочек: двух и семи лет, которых воспитала волчица, в 1954 г. — мальчика. Дети не умели ни мыслить, ни говорить, не обнаруживали никакого морального сознания, были как звереныши.

Ставлю вопрос «Почему дети, воспитанные вне общества, не имели никакого представления о морали? Ведь они были детьми людей, которым, как утверждают богословы, вместе с душой закладывается и познание морали?». Делаем вывод, что человек рождается без знания моральных норм, а приобретает их, только живя в обществе. Если ребенка научить правильно понимать окружающее, он не будет религиозным, в то же время ему можно внушить веру в несуществующего бога и привить религиозную мораль.

Многие поколения людей сменились на земле, прежде чем сложились нормы нравственности, начатки знания и искусства, на которых в качестве пустоцветов пробились затем ростки религии. Поскольку нормы на протяжении жизни многих поколений складывались стихийно, то люди, как правило, не осознавали своей причастности к этим нормам, не видели связи между нравственными законами и условиями, их породившими. Эти особенности зарождения и развития морали дали возможность придать нравственным законам видимость божественных повелений.

Богословы утверждают, что божественные нравственные законы являются вечными, неизменными и самыми справедливыми.

Но мы знаем, что на заре человечества убийство дряхлых стариков, хилых и слабых детей считалось нравственным, а рабство, бесправное положение крепостных воспринималось как нечто естественное.

Мораль изменяется от века к веку. На определенной стадии развития общества между моралью и религией устанавливаются тесные связи и образуется так называемая религиозная мораль. «Религия — ребячество, детст-

во человечества, христиан1ство из морали сделало бога, создало морального бога» , — писал В. И. Ленин.

Религиозная мораль в классовом обществе является разновидностью эксплуататорской морали. Простые нормы нравственности, выработанные людьми в дорелигиоз-ный период (например, отказ от лжи, воровства) приобрели религиозную трактовку, утратили первоначальный смысл и стали служить эксплуататорам. Религиозная мораль проповедовала, чтобы раб повиновался и любил господина, честно работал на него. Голодным и обездоленным она обещала небесную обитель, а тем, кто брался за меч, чтобы отстоять свое земное счастье, говорила: «не убий», нищему — «не укради», существующий порядок объявляла установленным богом и поэтому выступление против него — безнравственным.

Жизнь в нашей стране отбрасывает утверждение богословов о нерасторжимой связи морали с верой в бога.

Коммунистическая нравственность является самой человечной и корни ее — в совести самого человека, ее нормы соблюдаются членами общества сознательно. При ознакомлении школьников с понятиями «нравственная свобода», «ответственность личности», разъясняю, что под свободой воли мы понимаем способность человека действовать в соответствии с поставленными целями, учитывая законы природы и общества, понимая свое место в нем, в коллективе, в семье и сопоставляя свои интересы с интересами других людей. Религия трактует нравственную свободу как свободу воли, которая якобы дана человеку богом и является предпосылкой его нравственности.

Нравственную свободу, данную божественным промыслом, объясняют как свободу от природной и социальной зависимости, т. е. свободу вообще, как возможность совершать поступки, сообразуясь только с собственными намерениями и решениями.

Ответственность богословами трактуется в таком плане, что человек отвечает только перед богом за свои помыслы и поступки. Обращаю внимание школьников, что теперь понятие ответственности богословы связывают со жгучими проблемами современности (чтобы идти в ногу со временем), например с сохранением мира на земле. Но мы знаем, что не раз все религии снимали ответст-

венность с отдельных личностей или целых социальных групп и классов за развязанные войны и другие преступления, признавая эти ситуации богоустановленными, богоугодными: бог так дал. Такое понимание ответственности приводит к тому, что верующий должен принять и оправдать любой самый изуверский поступок, в частности, сожжение Джордано Бруно, фашистские лагеря смерти, сожжение заживо жителей целых деревень, преступления чилийской хунты, израильских сионистов и т. д.

К этому необходимо добавить, что практикуемое в католической религии покаяние и отпущение грехов притупляет чувство ответственности у человека за свои поступки, развращает его совесть. Догмат ответственности человека только перед богом снимает нравственную ответственность перед людьми. Получается, что отвечать перед богом — значит ни перед кем не отвечать, так как грехи отпускаются при покаянии, посредством подачи пожертвований, за индульгенции.

Раскрывая содержание понятия коммунистического нравственного идеала как одобряемый обществом образец поведения и отношений между людьми, как лучшие моральные качества обыкновенного человека, характеризующиеся коммунистической идейностью, духовным богатством, моральной чистотой, физическим совершенством, указываю на его антипод — идеал христианской морали. Христианская мораль провозглашает нравственным идеалом фантастический образ Иисуса Христа, великомученика, искупающего своими страданиями грехи людей, совершенного, вселюбящего бога-человека.

Но почему вселюбящий бог не остановил руку палачей Майданека и Хатыни? Почему не воспрепятствовал американцам, стершим с лица земли Хиросиму, Нагасаки, не помешал израильским агрессорам похоронить под обломками мечети более сотни жителей ливанской деревни Эзуа?

С точки зрения верующих религиозным идеалом является человек терпеливый, смиренный, всепрощающий, покорный. Это как раз то, что нужно эксплуататорам — послушность и неприхотливость людей по положению и по убеждению.

Марксисты под идеалом нравственного устройства общества понимают коммунизм, призывают людей к активному его строительству. Религия идеалом общественного
устройства называет «царство божье», которое наступит независимо от усилий людей, а в результате божьей милости. Религия проповедует неверие в силы человека.

После беседы ставлю вопрос «Какой идеал нужен людям?». Ответы ребят обобщаю, вывесив плакат «Человеку нужен идеал, но человечески1й, соответствующий природе, а не сверхъестественный» .

В последнее время некоторые богословы стали утверждать, что принципы христианства совпадают с коммунистическими идеалами. Но высший коммунистический идеал — счастье всех и каждого на земле, религиозный идеал — блаженство «избранных» в «загробном мире». Цели коммунистической и религиозной морали противоположны. Если религиозная мораль воспитывает себялюбца, который раболепствует перед богом, чтобы заполучить место в раю, то коммунистическая мораль нацеливает людей на проявление всех своих сил и способностей ради самой благородной цели здесь, на земле — ради строительства коммунизма.

Поскольку отношение к труду — центральная проблема морали, обращаю внимание на то, что марксистская и религиозная мораль занимают противоположные позиции. Коммунистическая мораль считает труд источником нравственности, основой самоутверждения человека, средством активного преобразования мира, условием проявления и совершенствования человеческих способностей, смыслом жизни.

Приспосабливаясь к требованиям времени, религия тоже признает необходимость трудиться. Поэтому может показаться, что по отношению к труду коммунистическая и религиозная мораль занимают одинаковые позиции. Но это не так. Религия сформировалась в эксплуататорском обществе, где труд был подневольным. Служа эксплуататорским классам, религиозная мораль провозглашает труд божьей карой, посланной людям за первородный грех. Эта мораль переосмыслила афоризм «кто не работает, тот не ест», выражавший ненависть подневольных к господам, определив свое отношение к труду так: эксплуатируемый должен в поте лица трудиться на господина и тогда он достоин пропитания. Эта формула стала оправдывать праздность эксплуататоров и изнурительный подневольный труд эксплуатируемых. Указываю
ребятам: положение религиозной морали о том, что нравственность человека определяется не трудом, а верой в бога, милость божья — не от трудолюбия человека, а от молитвы приводит к тому, что верующие в дни религиозных праздников нарушают трудовую дисциплину, чем наносят ущерб народному хозяйству.

Повседневный производительный труд, являющийся основой жизни общества, верующие хотя и признают, но считают низшей формой труда по сравнению с так называемым молитвенным трудом. А утверждение: чем тяжелее труд, тем он угоднее богу, идет вразрез с целями научно-технической революции. Не отрицая трудового героизма, религия подчеркивает, что успехи в труде будто бы зависят от воли бога. Тем самым принижается преобразующая роль труда и делается попытка подавления трудовой активности человека.

При изучении понятия «гуманизм» подчеркиваю, что взгляды гуманистов сложились в борьбе против феодализма и засилия церкви, которая, ссылаясь на евангельский призыв любить ближнего, как самого себя, считала религию воплощением гуманизма. Но мы знаем, как «любили» помещики крепостных, капиталисты рабочих, фашисты-католики своих братьев во Христе...

Предлагаю посмотреть репродукцию картины Ф. А. Бруни «Медный змий». Эта картина написана по библейским мотивам и показывает, как вселюбящий и всепрощающий бог поступает с людьми, вина которых заключалась только в том, что они стали роптать на него за жизненные неурядицы. В обстановке безысходности и ужаса от «змеиного дождя» в страшных муках гибнут взрослые и дети. Сам бог дает пример бессмысленной жестокости.

Христианские гуманисты говорят о любви к человеку потому, что он, дескать, творение бога. Таким образом, любовь обращена не к человеку, а к его «творцу» — богу. Отмечаю, что под словом «ближний» понимается единоверец, поэтому христианская любовь не распространяется, к примеру, на атеистов, верующих других конфессий. Ярким подтверждением этого могут служить религиозные войны, инквизиция, массовые убийства по религиозному поводу.

У нас издавна существует обычай всем селом оказывать помощь пострадавшему в стихийном бедствии.

 

В этом выражается естественное человеческое чувство, хотя религия пытается освятить его именем Христа.

Марксистский гуманизм исходит из признания всестороннего развития личности, свободной от влияния религии, признает «человека высшим существом для человека», а его высшим принципом — «Все во имя человека, все для блага человека».

Изучая тему «Дружба, товарищество, любовь», отмечаю, что религиозные моралисты крепкую дружбу между людьми считают греховной, так как сердце верующего должно принадлежать только одному богу.

Религиозная мораль призывает к жалости, всепрощению, к тому, чтобы одинаково любить друзей и врагов, трудящихся и эксплуататоров, патриотов и предателей, призывает любить воров, тунеядцев, пьяниц, убийц...

А за что? Какая цель любви?

За то, что это — «чадо божье», что, любя его, мы якобы служим богу. Понятно: чтобы искоренить зло, необходимо активную борьбу против него противопоставить попустительской христианской любви. Религия освящает бесправное положение женщины. (Вывешиваю репродукцию картины В. Г. Пукирева «Неравный брак».) Мы видим, говорю ученикам, заплаканную, трогательную в своем подвенечном наряде, безучастную ко всему юную девушку и чванливого, дряхлого жестокого старика, ее жениха, который, не повернув головы, искоса смотрит на нее суровым, осуждающим отчаяние девушки взглядом. А священник, подобострастно согнувшись, совершает обряд. Это ли не попрание человеческой любви и достоинства женщины?

В последнее время богословы любят подчеркивать, что своим равноправием и благополучием в жизни женщина обязана только христианству. Но в мифе о сотворении мира есть мысль, будто женщина создана для подчинения мужчине. Виновницей грехопадения первых людей тоже объявляется женщина. На протяжении многих веков духовенство хулило, оскорбляло, унижало и даже преследовало ее. Так, в 1431 г. в Пскове было сожжено сразу двенадцать женщин за «связь с нечистой силой». На кострах инквизиции в одной только Германии погибло более 100 ООО девушек, обвиненных в колдовстве.

Чтобы привлечь сердца доверчивых людей, богословы заявляют, что только церковный брак может быть счастливым и прочным. А когда жизнь противоречит этому,

 

лицемерно заявляют: «Несчастным в браке остается сказать только одно: любите бога, несите свой тяжелый семейный крест до конца! Просите силы у бога нести его!»

В Конституции СССР гарантируется свобода совести, т. е. право человека иметь определенные убеждения и за них не подвергаться преследованиям. Останавливаюсь на том, почему вопрос о свободе совести связан с вопросом о религии. Отмечаю, что совесть человека, его убеждения чаще всего не имеют никакого отношения к религии. Но исторически борьба за свободу совести была тесно связана с борьбой против религиозного насилия. Религия утверждает, что совесть — это «голос бога», «верховный судья», который дан человеку богом. На самом деле совесть — это неизменное, вечное, самое сокровенное и святое чувство человека.

Вывешиваю репродукцию картины Н. В. Неврева «Торг» и объясняю, что на ней отображена типичная для крепостной эпохи сцена продажи крестьян. Помещики ведут за столом мирную беседу, готовятся запить вином торговую сделку. Предмет торговли — люди... Действие происходит в доме «просвещенного» помещика, где есть книги, барометр, портрет Мирабо. Почему же «голос бога» — совесть молчит у этих людей? Потому, что совесть имеет земную, классовую природу.

Анализируя тему «Достоинство и честь», отмечаю, что христианство ставит себе в заслугу проповедь возвышения достоинства человека. Это возвышение оно видит в том, что, согласно церковному учению, бог создал человека по образу и подобию своему; значит, возвышение — в «богоподобии». Выходит, что не в самом человеке заключается его достоинство, а в том, что он похож на бога. От бога все достоинство, учит религия, а от человеческой природы — все недостатки и слабости, вызванные «первородным грехом». А «первородный грех» состоял в проявлении свободной воли человека, в стремлении к знаниям. Получается, бог хотел видеть род человеческий невеждами... Это никак не вяжется с достоинством.

Угнетатели понимали, какую опасность таят для них такие качества людей, как гордость, самоуважение. Поэтому все религии, призывая к смирению, осуждают гордость. «Гордость погубила самого красивого ангела, ставшего дьяволом»,— утверждает священное писание.

Религия всегда попирала человеческое достоинство. Рассматриваем репродукцию картины И. Е. Репина «От-

каз от исповеди». Художник запечатлел возвышенный образ революционера, осужденного на смерть. Он бросает вызов священнику, пришедшему исповедовать его. До последней минуты революционер сохраняет веру в правоту своего дела. Картина воспевает достоинство убежденного борца за народное счастье. Это гимн человеческому достоинству.

Разбирая вопрос «Счастье и смысл жизни», отмечаю, что для большинства советских людей труд во имя коммунизма является смыслом жизни и личным счастьем. Николай Островский писал, что он глубоко счастлив, что его личная трагедия оттеснена изумительной, неповторимой радостью творчества и сознанием, что его руки кладут кирпичи для созидаемого нами прекрасного здания, имя которому — социализм. Счастье — это не везенье, оно не падает с неба, а выковывается человеком.

Совершенно иначе трактует счастье и смысл жизни религиозная мораль. Она утверждает: сколько ни трудись — счастье создать на земле невозможно. Смыслом земной жизни человека она объявляет «спасение души», приобретение путевки в рай, где после смерти ждет блаженство, т. е. огромное личное счастье. Рай религия обещает за веру в бога, молитвы, посты и «добрые дела» — истязание тела, непротивление злу, пренебрежение к общественным интересам: «каждый за себя — один бог за всех».

Верующие утверждают, что во время молитвы они чувствуют себя умиротворенными, счастливыми от иллюзорного общения с богом. Но это только кажущаяся благодать, которая нередко дорого может обойтись человеку.

Обращаюсь к ребятам: представьте суровую зиму, в поле замерзает человек. Замерзая, он не испытывает страдания, ему хорошо, тепло, хочется спать. На лице у него появляется улыбка. Последняя, прощальная улыбка. Человек по-своему счастлив. Счастье его иллюзорное. Он не понимает, что гибнет. Так вот: во имя уважения и любви к человеку необходимо разоблачать иллюзорные взгляды на счастье и смысл жизни.

Религия мешает людям правильно осмыслить и понять самое дорогое — свою реальную жизнь, утверждая, что выбор жизненного пути за человека сделал бог, что человек не в силах уже что-либо изменить. Выход один — повиновение «воле божьей». Среди многих веру-

ющих бытует ошибочное мнение, что, чем хуже человеку в жизни, тем лучше ему будет в раю. Выходит, несуществующий рай нужно зарабатывать ценой человеческого несчастья?

...Родители Елены Л. старались запретить ей то, что она связывала с человеческим счастьем: посещение кино, утренников, участие в художественной самодеятельности, вступление в комсомол и приобретение специальности агронома; они были против ее замужества с коммунистом, против безрелигиозной свадьбы. Девушке внушали, что счастье — это служение богу. Наша действительность, школа и общественность помогли Елене стать счастливой: как агроном она ведет борьбу за большой хлеб, вместе с мужем растят сына и дочку.

Изучая тему «Уважение к старшим», отмечаю, что мы уважаем рабочих, выпускающих нужную продукцию, колхозников, обеспечивающих население продуктами питания, ученых, отдающих свои силы для счастья и процветания народа. Учит ли религия с уважением относиться к таким людям? Нет. Она учит, что любой преступник, презираемый людьми, если он верит в бога, более достоин уважения, чем честный гражданин, не верующий в него. Есть в религии призывы уважать мать и отца, но уважать для того, чтобы «продлились дни твои на земле», чтобы тебе самому было хорошо. Церковь учит, что превыше всего — бог и почитать родителей — это прежде всего любить «отца небесного». В отношении к старшим необходимо отметить противоречивость религиозной морали. Наряду с требованием почитать родителей мы находим в Библии слова: «и враги человеку — домашние его». Выходит, в семье, в доме нельзя жить дружно, ибо бога не устраивает это.

При изучении темы «Праздники и торжества» веду рассказ о светлых и радостных праздниках советского народа. И здесь после анализа ряда слайдов и репродукций картин, отражающих красоту нашей действительности, предлагаю детям для контраста рассмотреть картину В. Г. Перова «Сельский крестный ход на пасхе». Сообщаю, что пасха — самый главный христианский праздник. Обращаю внимание учеников на то, как изобразил его художник.

...Под унылым весенним небом движется нестройная процессия, выходящая из «освященного дома». Подгулявшие мужики лихо вздернули вверх хоругви, кресты,

фонари. Придерживаясь за столб крыльца, спускается пьяный священник, а седой дьячок с кадилом в руке растянулся на крыльце, старик-крестьянин несет икону вниз головой, женщина нетвердо шагает по лужам.

Что находит горемыка-труженик в таком празднике? Одурманенный сивухой и религией, он находит утешение и забвение от своих несчастий, становится равнодушным к делам общества, уходит от борьбы за лучшую жизнь.

 

 

Если учитель этики из урока в урок раскрывает несостоятельность религиозной морали, то тем самым он создает благоприятные условия для утверждения коммунистической морали, которая развивает гуманистические нормы нравственности, выработанные человечеством: трудолюбие, честность, скромность, чувство человеческого достоинства, товарищество, взаимное уважение. Кроме того, прослеживается диалектика борьбы противоположностей: коммунистической и религиозной морали.

Борьбу против проявлений религиозной морали необходимо проводить на уроках и внеклассных мероприятиях, используя все виды коммунистического воспитания, привлекая к этому процессу школьный коллектив, семью и общественность.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..