Организация сбора отработанных масел на судне

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

2.17.4. Организация сбора отработанных масел на судне

С целью восполнения ресурсов нефти для выработки моторных масел организован сбор отработанных масел. Разработанные в последние годы эффективные методы восстановления качества отработанных масел с использованием селективных растворителей, различных реагентов, процесса гидроочистки и вакуумной перегонки позволили получать продукты высокого качества, не уступающие свежим маслам.

В ряде западных стран для стимулирования вторичной переработки отработанных масел введены дополнительные налоги на моторные масла, вырабатываемые из свежих базовых масел. Это позволило за счет выработки базовых масел из отработанных нефтепродуктов удовлетворить более 20 % потребности в моторных маслах.

Согласно действующему в СССР положению, все министерства и ведомства обязаны организовать на своих подведомственных предприятиях сбор и сдачу отработанных нефтепродуктов. Нефтесбытовым организациям предоставлено право производить отпуск свежих масел в зависимости от выполнения потребителями установленных заданий по сбору и сдаче отработанных нефтепродуктов согласно технически обоснованным нормам. Нормы сбора отработанных масел устанавливают в процентном отношении к расходу свежих масел при эксплуатации и ремонте техники и оборудования. Методику расчета норм сбора отработанных масел разрабатывают министерства и ведомства по согласованию с объединением „Вторнефтепродукт” Госкомнефтепродукта СССР.

На судах ФРП СССР в связи с большой продолжительностью рейсов и отдаленностью районов плавания допускается сжигание отработанных масел в судовых котлах. Для этого необходимо получить разрешение теплотехнического подразделения или МСС и оприходовать отработанные масла в качестве котельного топлива. Отработанные пластичные смазки на регенерацию не сдают и утилизуют на судах с учетом действующих правил по предотвращению загрязнения моря нефтью. Использованные для судовых нужд отработанные масла учитываются нефтесбытовыми организациями в счет поставок свежих нефтепродуктов на основании действующей статистической отчетности „О выполнении заданий по сбору и использованию отработанных нефтепродуктов”. Производят сбор следующих видов отработанных нефтепродуктов: масел, достигших в процессе эксплуатации установленных предельных показателей качества или отработавших в узлах машин и оборудования нормативные сроки службы; масел и топлив, которые слиты из составных частей машин и оборудования при техническом обслуживании и ремонте; нефтяных жидкостей (бензин, уайт-спирит, керосин, дизельное топливо), применявшихся для промывки или других целей; смесей нефтепродуктов, образующихся при зачистке тары, резервуаров, трубопроводов, судовых танков, извлекаемых при очистке нефтесодержащих вод.

Согласно действующему ГОСТ 21046—81 „Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия”, нефтепродукты собираются предприятиями и сдаются нефтесбытовым организациям раздельно по трем группам:

ММО — масла моторные отработанные (дизельные, автотракторные, в том числе моторные масла, применяемые в трансмиссиях, гидравлических системах, компрессорах и другом оборудовании);

МИО — масла индустриальные отработанные (индустриальные, турбинные, компрессорные, гидравлические, вакуумные, приборные, трансформаторные, технологические);

СНО — смесь нефтепродуктов отработанных (все виды нефтепродуктов, которые по своему качеству не могут быть отнесены к группе ММО или МИО). Оговорено, что нефтепродукты групп ММО и МИО с повышенным содержанием механических примесей и воды не могут быть отнесены к группе СНО, так как их показатели должны быть доведены до норм, установленных для групп ММО и МИО.

Смешение всех видов отработанных нефтепродуктов с продуктами не нефтяного происхождения не допускается. Отнесение отработанных нефтепродуктов к конкретной группе производится по результатам определения физико-химических показателей. Нормы показателей отработанных нефтепродуктов приведены в табл. 2.36.

Как уже отмечено, задания по количеству сдаваемых отработанных масел рассчитываются согласно технически обоснованным нормам. Для этих целей ГОСТ 10150—82 „Дизели судовые, тепловозные и промышленные.
 

В структуре используемых на судах ФРП смазочных материалов наиболее массовыми являются моторные (до 88 %) и индустриальные (до 6 %) масла. Организация сбора и последующая сдача отработанных масел в значительной степени повышают эффективность использования смазочных материалов.