2.16. МАСЛА И СМАЗКИ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ
МЕХАНИЗМОВ НА СУДНЕ
Выбор масел и смазок для вспомогательных механизмов судов ФРП, а также
их заменяемость зарубежными маслами регламентируется отраслевым
стандартом „Масла и смазки, применяемые для вспомогательных механизмов
судов флота рыбной промышленности”.
Для каждого механизма и узла должны, как правило, назначаться основные и
заменяющие их марки масел и смазок. Основные марки масел предназначены
для постоянной эксплуатации и должны обеспечивать требуемые показатели
работы механизмов и оборудования. Масла и смазки заменяющих марок обычно
имеют широкую номенклатуру и допускаются к применению при отсутствии
основных марок [75,76].
Условия выбора масел и смазок следующие: наиболее полное удовлетворение
предъявляемым требованиям с учетом особенностей механизмов и
оборудования и условий работы в них масла; исключение неблагоприятного
воздействия на обслуживающий персонал непосредственно масла или его
паров, а также на конструкционные и уплотнительные материалы при
непосредственном контакте с маслами и смазками; опыт применения масел и
смазок в аналогичных или близких по условиям работы механизмах и
оборудования; сокращение номенклатуры за счет выбора наиболее
перспективных и освоенных марок масел и смазок, а также затрат на них;
обеспечение круглогодичной эксплуатации механизмов и оборудования во
всех климатических зонах без замены масла и смазки; минимальная
пожароопасность и взрывобезопасность.
2.16.1. Рабочие жидкости для систем судовых
гидроприводов
Рабочие жидкости в гидроприводах выполняют роль
рабочего тела и функции смазочного материала. Требования к их
эксплуатационным свойствам во многом зависят от типа гидравлической
системы. В малонапряженных системах (давление до 15 МПа) используются
жидкости, содержащие только загущающие присадки, в средненапряженных
(давление до 25 МПа) — жидкости с присадками против коррозии и
окисления, в высоконапряженных (давление свыше 25 МПа) — жидкости с
композицией присадок, улучшающих многие эксплуатационные свойства.
Рабочие жидкости для систем судовых гидроприводов должны отвечать
следующим требованиям: иметь пологую вязкостно-температурную
характеристику, которая обеспечивается при наличии высокого индекса
вязкости; обладать хорошими антиокислительными свойствами для длительной
эксплуатации и хранения; иметь минимальную склонность к пенообразованию;
обладать хорошими противоизносными и антикоррозионными свойствами.
Использование рабочей жидкости с оптимальной вязкостью обеспечивает
максимальный КПД за счет сокращения потерь на трение и запуск при низких
температурах, а также предотвращает или снижает износы и кавитацию.
Оптимальная вязкость рабочей жидкости зависит от типа насоса и
исполнительного органа и определяется соответствующим классом вязкости:
для аксиально-поршневых насосов - класс вязкости 15(22), 32 и 46
(минимальные значения вязкости при максимальной рабочей температуре
соответственно 12, 20 и 27 мм2/с);
для радиально-поршневых насосов с поршневым исполнительным органом —
классы вязкости 32, 46 и 68 (минимальные значения вязкости при
максимальной рабочей температуре соответственно 20, 27 и 45 мм2/с);
для винтовых шестеренных и лопастных насосов с поршневыми и лопастными
исполнительными органами — классы вязкости 46 и 68 (минимальные значения
вязкости при максимальной рабочей температуре 27 и 45 мм2/с).
Максимальные значения вязкости для рассмотренных групп гидравлических
систем соответственно 500,400 и 300 мм/с.
Антиокислительные свойства рабочих жидкостей помимо повышения стойкости
жидкости предотвращают отложение осадков в преце-зионных парах трения
золотниковых устройств.
В качестве рабочих жидкостей для гидравлических систем используются
специальные гидравлические, индустриальные и турбинные масла.
Физико-химические показатели отечественных гидравлических масел
приведены в табл. 2.24. При необходимости замены отечественных масел для
судовых гидроприводов на зарубежные можно руководствоваться данными
табл. 2.25. Смазочные материалы производства разных стран и фирм,
относящиеся к одному классу вязкости, взаимозаменяемы.