МАСЛА И СМАЗКИ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ НА СУДНЕ

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

2.16. МАСЛА И СМАЗКИ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ НА СУДНЕ

Выбор масел и смазок для вспомогательных механизмов судов ФРП, а также их заменяемость зарубежными маслами регламентируется отраслевым стандартом „Масла и смазки, применяемые для вспомогательных механизмов судов флота рыбной промышленности”.

Для каждого механизма и узла должны, как правило, назначаться основные и заменяющие их марки масел и смазок. Основные марки масел предназначены для постоянной эксплуатации и должны обеспечивать требуемые показатели работы механизмов и оборудования. Масла и смазки заменяющих марок обычно имеют широкую номенклатуру и допускаются к применению при отсутствии основных марок [75,76].

Условия выбора масел и смазок следующие: наиболее полное удовлетворение предъявляемым требованиям с учетом особенностей механизмов и оборудования и условий работы в них масла; исключение неблагоприятного воздействия на обслуживающий персонал непосредственно масла или его паров, а также на конструкционные и уплотнительные материалы при непосредственном контакте с маслами и смазками; опыт применения масел и смазок в аналогичных или близких по условиям работы механизмах и оборудования; сокращение номенклатуры за счет выбора наиболее перспективных и освоенных марок масел и смазок, а также затрат на них; обеспечение круглогодичной эксплуатации механизмов и оборудования во всех климатических зонах без замены масла и смазки; минимальная пожароопасность и взрывобезопасность.
 

 

2.16.1. Рабочие жидкости для систем судовых гидроприводов

 

Рабочие жидкости в гидроприводах выполняют роль рабочего тела и функции смазочного материала. Требования к их эксплуатационным свойствам во многом зависят от типа гидравлической системы. В малонапряженных системах (давление до 15 МПа) используются жидкости, содержащие только загущающие присадки, в средненапряженных (давление до 25 МПа) — жидкости с присадками против коррозии и окисления, в высоконапряженных (давление свыше 25 МПа) — жидкости с композицией присадок, улучшающих многие эксплуатационные свойства.

Рабочие жидкости для систем судовых гидроприводов должны отвечать следующим требованиям: иметь пологую вязкостно-температурную характеристику, которая обеспечивается при наличии высокого индекса вязкости; обладать хорошими антиокислительными свойствами для длительной эксплуатации и хранения; иметь минимальную склонность к пенообразованию; обладать хорошими противоизносными и антикоррозионными свойствами. Использование рабочей жидкости с оптимальной вязкостью обеспечивает максимальный КПД за счет сокращения потерь на трение и запуск при низких температурах, а также предотвращает или снижает износы и кавитацию.

Оптимальная вязкость рабочей жидкости зависит от типа насоса и исполнительного органа и определяется соответствующим классом вязкости:

для аксиально-поршневых насосов - класс вязкости 15(22), 32 и 46 (минимальные значения вязкости при максимальной рабочей температуре соответственно 12, 20 и 27 мм2/с);

для радиально-поршневых насосов с поршневым исполнительным органом — классы вязкости 32, 46 и 68 (минимальные значения вязкости при максимальной рабочей температуре соответственно 20, 27 и 45 мм2/с);

для винтовых шестеренных и лопастных насосов с поршневыми и лопастными исполнительными органами — классы вязкости 46 и 68 (минимальные значения вязкости при максимальной рабочей температуре 27 и 45 мм2/с).

Максимальные значения вязкости для рассмотренных групп гидравлических систем соответственно 500,400 и 300 мм/с.

Антиокислительные свойства рабочих жидкостей помимо повышения стойкости жидкости предотвращают отложение осадков в преце-зионных парах трения золотниковых устройств.

В качестве рабочих жидкостей для гидравлических систем используются специальные гидравлические, индустриальные и турбинные масла. Физико-химические показатели отечественных гидравлических масел приведены в табл. 2.24. При необходимости замены отечественных масел для судовых гидроприводов на зарубежные можно руководствоваться данными табл. 2.25. Смазочные материалы производства разных стран и фирм, относящиеся к одному классу вязкости, взаимозаменяемы.