ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАСЕЛ И СМАЗОК НА СУДНЕ

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

2.17. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАСЕЛ И СМАЗОК НА СУДНЕ

2.17.1. Снижение расхода моторных масел на угар

Общий расход масла в дизелях состоит из расходов на слив и угар. Расходы масла на угар достигают в современных дизелях 80 ... 90 % общего расхода.

Удельные расходы масла на угар составляют: для малооборотных дизелей — 0,27 ...0,41 г/(кВт-ч); среднеоборотных - 0,51 ... 0,82 г/(кВт-ч); дизелей повышенной быстроходности-0,88 ... 1,16 г/(кВт-ч); быстроходных - 1,22 ... 1,63 г/(кВт-ч).

Расход масла на угар в дизелях (кроме малооборотных) складывается из расходов по отдельным частям дизеля, потери в которых составляют в процентах: в камере сгорания (масло, попавшее через ЦПГ) - 80 ... 90; в клапанном механизме -10 ... 16; через систему вентиляции - 4 ... 8; в турбокомпрессоре - 4 ... 8.

Поскольку расход масла на угар определяется в основном потерями в камере сгорания, то большинство мероприятий и работ направлено на устранение причин, приводящих к попаданию масла через ЦПГ.

Факторы, характеризующие расход масла на угар, можно разделить на две группы: конструктивно-технологические и эксплуатационные. К конструктивно-технологическим факторам относятся: особенности масляной системы, конструктивное исполнение деталей ЦПГ, материалы деталей и их защитные покрытия, зазоры и качество обработки поверхностей в узлах трения, качество сборки и т. п. Эксплуатационные факторы включают в себя: стабильность режимов работы, условия нагружения, сорта применяемых топлив и масел, уровень обслуживания.

Расход масла на угар определяется также конструктивно-технологическими особенностями компрессионных и маслосъемных колец, формой юбки поршня, прилеганием колец к зеркалу втулки, охлаждением поршня и другими факторами. Выявлено, что конструктивно-технологи-ческие особенности и степень прилегания колец к втулке могут изменять расход масла более чем в 15 раз. Плохое прилегание компрессионного кольца к поверхности втулки может быть следствием следующих причин: технологически допустимой неточности изготовления кольца и поршневой канавки; теплового расширения поршня, когда днище расширяется больше, чем тронк, при этом создается небольшой наклон торцов поршневых колец наружу и вниз (в этом случае нижняя часть наружной поверхности отходит от стенки, образуя клин, обращенный к картеру); наклона поршня в пределах зазора при его перекладке.

Проведенные исследования подтвердили, что для снижения расхода масла на угар большое значение имеют зазоры в сопрягаемых узлах поршень—цилиндровая втулка и кольцо—канавка. Получившая наибольшее распространение овально-бочкообразная форма юбок поршней обеспечивает малый расход масла на угар: благодаря малым радиальным перемещениям; уменьшенному углу перекоса поршня в цилиндре при его колебании; наличию между поршнем и втулкой минимального зазора, выбираемого из условия работы поршня без защемления; отсутствию кромочного контакта поршня и втулки при наклонах поршня в пределах зазоров.

Экспериментально установлено большое влияние прилегания кольца к втулке на маслосбрасывающую способность. Если кольцо прилегает к зеркалу втулки верхней кромкой, то это приводит к резкому ухудшению маслосбрасывающей способности (примерно в 20 раз по сравнению с контактом нижней кромкой). Неперпендикулярность канавки относительно образующей поршня на 0,2 мм на длине 20 мм приводит к увеличению угара на 60 %. Заострение нижней кромки маслосъемного кольца (под углом до 60 °) уменьшает расход масла на 15 ... 20 %. Наиболее заметно это проявляется в дизелях повышенной быстроходности.

Заметное влияние на угар масла оказывает охлаждение поршней. В отдельных дизелях охлаждение поршней снижает расход масла на угар до 50 %.

Маслосъемные кольца коробчатого сечения с цилиндрическими рабочими поясками, получившие наибольшее распространение, обладают хорошими маслораспределительными свойствами. Однако в процессе работы высота поясков уменьшается при одновременном увеличении удельной нагрузки и соскабливающего действия в обоих направлениях движения поршня. По мере износа втулок такие кольца, обладающие большой жесткостью, плохо приспосабливаются к гильзе, что приводит к росту угара масла. Поэтому в наибольшей степени предъявляемым требованиям отвечают П-образные кольца. Благодаря внедрению конструктивно-технологических мероприятий расход масел на угар за последние годы снижен в 3 ... 4 раза.

При снижении расхода масла на угар условия работы пары поршень — втулка становятся более жесткими, изменяется скорость изнашивания деталей и старения масла. Чрезмерное снижение расхода масла может привести к аварийной ситуации — задиру поршней и поломке колец. Поэтому принято, что расход масла на угар во избежание заедания поршней не должен быть ниже 0,3 % расхода топлива, при этом температура первого поршневого кольца не должна превышать 220 ... 250 °С. Повышенный расход масла на угар также имеет отрицательные последствия, поскольку чем больше масла попадает в камеру сгорания, тем больше образуется нерастворимых загрязнений, в том числе зольных. Зольная часть загрязнений, как известно, вызывает абразивный износ деталей, а органическая — усиливает процесс нагарообразования на поршне. Кроме того, при повышенном расходе масла увеличивается толщина масляной пленки и соответственно растет ее температура. Повышенная температура масляной пленки интенсифицирует процессы испарения, окисления и загрязнения масла различными продуктами сгорания топлива, масла и присадок. В связи с этим придается большое значение конструктивным мерам по обеспечению распределения масла по цилиндровой втулке в виде тонкой пленки.

При снижении расхода масла на угар следует более тщательно контролировать его качество. В случаях когда процесс старения масла интенсифицируется и его физико-химические показатели быстрее достигают браковочных значений, следует принимать соответствующие меры.