Турбинные масла на судне

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

2.16.5. Турбинные масла на судне

Турбинные масла должны отвечать следующим требованиям: обеспечивать длительную бессменную работу без ухудшения эксплуатационных свойств; обладать хорошей стабильностью против окисления при рабочих
температурах; не выделять продуктов окисления (осадков и агрессивных соединений, вызывающих коррозию) при длительной работе; не образовывать стойкой эмульсии с водой и легко поддаваться деэмульгированию; обладать противопенными свойствами; не содержать шлама и воды и быть прозрачными в процессе эксплуатации.

Турбинное масло Тп-22 содержит антиокислительную и антикоррозионную присадки, а также деэмульгатор. Противопенная присадка вводится по требованию потребителей. Его применяют в паровых турбинах с числом оборотов до 3000 об/мин и более, турбокомпрессорах, гидравлических системах смазки промышленных механизмов. Турбинное масло Тп-30 в дополнение к указанным выше присадкам содержит также противоизносную присадку. Его используют в гидротурбинах и других турбоагрегатах, а также в отдельных случаях в паровых турбинах с числом оборотов 2000 ... 3000 об/мин. Турбинное масло Тп-46 содержит присадки, аналогичные присадкам к маслу Тп-22. Оно предназначено для судовых турбозубчатых агрегатов и других вспомогательных механизмов с гидроприводами. Турбинные масла Т22, Т30, Т46 и Т57 применяются аналогично турбинным маслам с присадками. Отечественные турбинные масла с присадками, выпускаемые по ГОСТ 9972—74, соответствует турбинным маслам, производимым по стандарту СЭВ — СТ СЭВ 2880—81: Тп-22 соответствует маслам марок ТА-32, ТБ-32; Тп-30 — маслам марок ТА-46, ТБ-46; Тп-46 — маслам марок ТА-68, ТБ-68. Основные физико-химические показатели отечественных турбинных масел приведены в табл. 2.30.

2.16.6. Индустриальные масла


Индустриальные масла — наиболее обширный класс масел, предназначенных для промышленного оборудования и машин. В последние годы освоено производство индустриальных масел с улучшенными эксплуатационными свойствами, что значительно сократило их ассортимент.

Технически обоснованная классификация индустриальных масел пока отсутствует. Для лучшей ориентировки введено обозначение масел: ИГП - индустриальные гидравлические; ИРП - индустриальные редук-торные; ИТП — индустриальные трансмиссионные; ИЦП — индустриальные для цепей и другие. Физико-химические показатели индустриальных масел приведены в табл. 2.31.

В качестве жидкой основы в пластичных смазках применяют минеральные масла, хлор, фтор или кремнийорганические соединения различных классов, некоторые сложные эфиры или их смеси. Для загустителей используют твердые углеводороды, кальциевые, натриевые, алюминиевые, литиевые и другие мыла высших жирных кислот.

Минеральные масла придают смазкам противоизносные свойства и высокую стабильность к окислениям. Применяя маловязкое масло, можно получить смазку для низких температур (до —60 °С), но они имеют высокую испаряемость и мало пригодны для применения в условиях повышенных температур. Средне- и высоковязкие масла не обладают низкотемпературными свойствами. Поэтому получить на базе минеральных масел смазку с широким температурным диапазоном применения достаточно сложно.

Смазки, изготовленные на основе кремнийорганических жидкостей (силиконов), имеют ряд достоинств: они работоспособны при температурах от -70 до 250 °С, обладают высокими противозадирными свойствами, инертны к большинству конструкционных и уплотнительных материалов, а также ряду химических веществ. Однако такие смазки не обладают противоизносными свойствами, не работоспособны в тя-желонагруженных узлах и узлах трения скольжения при средних нагрузках.

Кальциевые мыла придают смазкам хорошую водостойкость, но потеря ее наступает при температуре свыше 100 °С. Смазки типа солидолов работоспособны до температуры 60 ... 70 °С. Натриевые мыла придают смазкам высокотемпературные свойства (120 ... 200 °С), но они не обладают водостойкостью и легко вымываются из узла. Кроме того, такие смазки способны поглощать влагу. Литиевые мыла также придают смазкам высокотемпературные свойства, имеют высокую водостойкость. Алюминиевые мыла обеспечивают высокую влагостойкость при температурах до 60 ... 70 ° С.

Ввиду многообразия пластичных смазок в последние годы введены условные обозначения согласно ГОСТ 23258-78 „Смазки пластичные. Наименования и обозначения”. Деление пластичных смазок на группы и подгруппы с указанием индексов и областей применения смазок приведено в табл. 2.32.

Пластичные смазки должны отвечать следующим требованиям: иметь высокую коллоидную стабильность (количество отпрессованной жидкой основы при приложении усилий в течение 30 мин);

обладать минимальной испаряемостью; смазки, изготовленные на основе приборного масла МВП, обладают наибольшей испаряемостью, а на базе авиационных масел — наименьшей;

обладать водостойкостью и газонепроницаемостью; иметь высокую температуру каплепадения, по которой можно судить о верхнем температурном пределе работоспособности;

не впитывать влагу, т. е. обладать минимальной гигроскопичностью; противостоять воздействию внешних факторов и не поддаваться окислению;

быть работоспособными в широком температурном диапазоне;
иметь хорошие вязкостные свойства, исключающие подтекание из узла при высоких температурах и подвижность при низких;

быть коррозионно-нейтральными к стальным и другим сплавам. На судах до недавнего времени применялся большой ассортимент пластичных смазок (до 10 ... 15 марок на крупном судне), поскольку количество точек, где используются такие смазки, может достигать 1500 ... 2000. Разработка и внедрение многоцелевых смазок в значительной степени способствовали сокращению их номенклатуры. Рекомендуемые марки пластичных смазок в зависимости от области и условий их применения приведены в табл. 2.33, физико-химические показатели смазок - в табл. 2.34.