Глава X. ГРУЗОВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Глава X. ГРУЗОВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА

§ 48. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ГРУЗОВОГО УСТРОЙСТВА СУДНА

Грузовым устройством называется совокупность судовых механизмов, рангоута, приспособлений и систем, служащих для; погрузки и выгрузки грузов, перевозимых на судне.
 

 

 

В состав грузового устройства входят: стрелы с такелажем— легкие и тяжеловесные, краны, комбинированные стрелы-краны, грузовые лебедки, шлангбалки, топенантные лебедки и вьюшки, грузовые трубопроводы и грузовые насосы.

По грузоподъемности грузовые стрелы разделяются на легкие— до 5 т и тяжеловесные — свыше 5 т. Обычно грузоподъемность тяжеловесных стрел не превышает 50 т, но на некоторых специализированных судах установлены стрелы грузоподъемностью до 150 т.

Грузовая стрела состоит из стальной цельнотянутой трубы с утолщением в средней части. Стрелы также могут быть

изготовлены из отдельных кусков труб равного диаметра, сваренных между собой. Верхняя часть стрелы называется ноком, нижняя — шпором (рис. 115). Шпор стрелы шарнирно связан с мачтой или другой опорой, что позволяет стреле поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На ноке 11 стрелы укреплен бугель 12 с обухами 13, служащими для крепления такелажа стрелы. Для крепления шпора легкой стрелы на мачте 1 служит башмак 2, через который проходит штырь 6. В верхней части штырь оканчивается проушиной 7, на которую .надевается вилка шпора стрелы 8 и крепится болтом 9 с гайкой 10. Кронштейн 4 вместе со стопорной гайкой 3 вставляется в башмак 2 и служит для крепления нижнего грузового блока. Стопорный винт 5 зажимает штырь 6, удерживая в сборе вое детали крепления стрелы.
 

 

 

Нок стрелы удерживается топенантом, который проходит через блок (рис. 116), подвешенный в верхней части мачты. Блок крепится скобой за серьгу 1, которая может вращаться на штыре 7, поворачиваясь вместе со стрелой. Штырь проходит через проушины 3 и 8, приваренные к мачте 6, и удерживается гайкой 4 со шплинтом 5 и стопорным кольцом 2. Грузоподъемность легких стрел на транспортных судах обычно 3—5 т.

Основание шпора тяжеловесной стрелы устанавливается непосредственно на палубе, представляет собой коробку 4 (рис. 117) с подшипником 7 в верхней части и опорным подпятником 3. В подпятнике находится сферическая опора 2 из твердой закаленной стали, на которую опирается штырь 1. Стопорное кольцо 6 с винтом 5 удерживает штырь в коробке.

Такелажем грузовых стрел называют все снасти бегучего такелажа, предназначенные как для подъема и спуска груза, так и для удержания стрелы в определенном положении, а
также для изменения этого положения в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Такелаж состоит из грузового шкентеля, топенанта, оттяжек, контроттяжек и грузового стопора.

Грузовым шкентелем называется снасть такелажа, изготовленная из гибкого стального троса, служащая для подъема и спуска груза. Топенант, также изготовленный из гибкого стального троса, удерживает стрелу за нок; при помощи его меняют положение стрелы в вертикальной плоскости. В некоторых случаях ходовой конец топенанта оканчивается отрезком длиннозвенной такелажной цепи, называемой грузовым стопором,, и служащим для крепления топенанта.

 

 

Для поворота стрелы в горизонтальной плоскости служат оттяжки, состоящие из стального троса, закрепленного одним концом к ноку стрелы и называемого мантылем. На другом конце мантыля основываются одно- или двухшкивные тали из растительного троса.

Контроттяжкой называется отрезок стального троса, закрепленный за нок и за обух на палубе. Контроттяжка служит для удержания стрелы в горизонтальном направлении при больших нагрузках, превышающих прочность оттяжек.

 

Рис. 118. Топенантная вьюшка:
1 — топенантная вьюшка; 2 — свистов; 3 — грузовая лебедка



Топенантная вьюшка (рис. 118) состоит из горизонтального барабана, разделенного ребордой на две части, свободно вращающегося на валу, укрепленном в станине вьюшки. В крайних ребордах барабана сделаны вырезы, куда западает валик стопора. На большую часть барабана намотан ходовой конец, топенанта, а на второй части барабана коренным концом закреплен свистов из стального троса, ходовой конец которого закладывается на турачку грузовой лебедки. Выбирая или потравливая при помощи лебедки свистов, заставляют вращаться топенантный барабан; длина топенанта при этом изменяется и
соответственно меняется угол наклона стрелы. В нужном положении барабан удерживается стопором.

 

 

 

 

Рис. 119. Устройство с легкими стрелами:
а — оснастка с одиночном грузовым шкентелем; б —оснастка со шкен тель-талямн; 1 — башмак обуха для топенанта; 2 — обух для топенанта: 3 — топенантный блок; 4 — топенант; 5 — ноковый грузовой обух; 6— ноконый обух оттяжек; 7 — грузовой блок; 5 —шкентель; 9 - противовес; 10 — скоба шкентельная; 11 — гак; 12 — стрела; 13 — мантыль; 14—скоба такелажная; 15 — блок талей; 16 —тали стяжек: 17 — вертлюга; 18 — гинцы; 19— блок натравляющий; 20 — башмак шпора стрелы; 21 — вилка шпора; 22 — цепь длиннозвеиная; 23 — блок
гинцов; 24 — обух, поддерживающий шкентель; 25 — звено треугольное
 

 

 

 



На рис. 119 показаны различные способы вооружения легких грузовых стрел: при одиночном грузовом шкентеле и топенанте (рис. 119, а) подъем и опускание стрелы производится при помощи двухшкивных талей-гинцев, ходовой конец которых заводится на турачку грузовой лебедки. Тонена.нт стрелы стопорится при помощи скобы грузовым стопором (рис. 120).

На рис. 119,6 стрела вооружена талями как на грузовом шкентеле, так и на топенанте, который в этом случае крепится на топенантной вьюшке. При одиночном топенанте (рис. 121) в треугольное звено 1 взамен гинцов при помощи скобы 2 может быть заведен лопарь 3, который через отводный блок 4 проводится для подъема стрелы на турачку 5.
На многих современных грузовых судах подъем и опускание легких грузовых стрел производится с помощью специальной топенантной лебедки.

На рис. 122 показано вооружение тяжеловесной стрелы. Грузовой шкентель основан между многошкивными блоками 12. Его ходовой конец проведен через врезанный в тело стрелы шкив 11, расположенный на некотором удалении от нока стрелы, что предохраняет грузовые гини от закручивания. Далее, шкентель проводится через отводной блок 5 и идет на лебедку № 1 ходовым концом 2. Топенант также основан между многошкивными блоками 8, и его ходовой конец 4 заводится на лебедку № 2. Оттяжки 15 и 13 правого и левого бортов основаны между двухшкивными (в некоторых случаях многошкивными) блоками и их ходовые концы 16 и 14 через отводные блоки заводятся на лебедки № 3 и № 4. Шкентель 9 через блок 6
заводится на турачку лебедки ходовым концом 3, другим концом крепится за обушок 10 и служит для уборки стрелы 17 по-походному (для подтягивания стрелы к обуху 7 мачты 1).

На танкерах, производящих погрузку на рейдах через шланг, проложенный по дну моря, грузовая стрела вооружается двумя шкентелями (рис. 123). Здесь шкентель-тали, грузоподъемностью не менее 5 т, служат для подъема тяжелого металлического шланга со дна моря на палубу: второй, одиночный шкентель служит для вспомогательных операций. Ходовые концы шкентелей заводятся на барабаны отдельных лебедок или на специальную двухбарабанную лебедку.

Грузовые лебедки служат для проведения грузовых операций при работе судовыми стрелами. Конструкции лебедок многообразны, но общими деталями для всех конструкций является грузовой барабан, насаженный на вал. Вал уложен в подшипники станины и приводится в движение электрическим, паровым или гидравлическим двигателем. Для выполнения различных судовых работ на валу насажена турачка. В некоторых конструкциях лебедок турачка может работать независимо от грузового барабана.


 


В настоящее время наибольшее распространение получили лебедки с электрическим двигателем. По сравнению с паровым
электрический привод имеет много преимуществ: не требует предварительного подогрева, всегда готов к использованию, работает с меньшим шумом, не требует длинных паропроводов и т. п. Недостатком электрического привода (на постоянном токе) является небольшое количество скоростей и ступенчатое их включение, в то время как у лебедок с паровым приводом скорость выбирания или травления шкентеля может плавно изменяться, практически от нуля до максимальной.

Для возможности обслуживания одной лебедкой как легкой, так и тяжеловесной стрелы в конструкциях некоторых лебедок предусматриваются два барабана (рис. 124), которые могут работать только независимо друг от друга. При этом неработающий барабан зажимается ленточным тормозом. Предусмотрена также независимая работа турачки, когда оба грузовых барабана заторможены.

 

 

 

 

Рис. 124 .Грузовая лебедка с двумя барабанами:
1 — шестерня привода; 2 и 4 — кулачковые муфты; 3 — грузовой тал; 5 — ленточный тормоз; 6 — грузовой барабан легкой стрелы; 7 — турачка; 8 — грузовой барабан тяжеловесной стрелы; 9 — ленточный тормоз; 10 — зубчатое колесо

 



Все грузовые электрические лебедки снабжены автоматическим электромагнитным тормозом, затормаживающим грузовой барабан в момент прекращения подачи электроэнергии на двигатель. Все лебедки, в том числе и паровые, оборудованы ножным тормозом.