§ 49. СУДОВЫЕ КРАНЫ И КРАНЫ-СТРЕЛЫ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

§ 49. СУДОВЫЕ КРАНЫ И КРАНЫ-СТРЕЛЫ

Грузовой кран представляет собой грузовую стрелу, конструктивно объединенную с грузовой лебедкой в один агрегат. Приводные механизмы крана, обычно электрические, позволяют выполнять операции по подъему и опусканию груза,
повороту крана в горизонтальной плоскости и изменению угла наклона стрелы. Для выполнения каждой операции на кране установлен отдельный двигатель с лебедкой, что позволяет совмещать операции, ускоряя тем самым процесс грузовых работ. Управление каждым двигателем осуществляется через командо-контроллеры. На современных кранах устанавливаются комбинированные командокантроллеры с одной рукояткой, позволяющей выполнять все операции.

 

 

Рис. 125. Электрический кран:
а — общий вид; б — схема поворотного устройства; в — схема тросовой оснастки:
1 — станина; 2 — поворотная платформа: 3 — механизм поворота крана; 4 — механизм изменения вылета стрелы; 5 — механизм подъема груза; 6 — кабина управления; 7 — стрела; 8 — зубчатый венец станины; 9 — шестерня поворотного механизма; 10 — шариковые обоймы; 11—топенантный барабан; 12 — тросовый топенант;
13 — шкентель; 14 — грузовой гак; 15 — грузовой барабан
 

 

 


Электрические краны (рис. 125) оборудованы автоматическими тормозами на грузовом и топенантном барабане, а также ограничителем подъема груза, автоматически выключающим двигатель при подъеме груза на предельную высоту. По-походному стрела крана укладывается в горизонтальном положении с креплением в специальном гнезде.

Наряду с положительными качествами кранов — отсутствие оттяжек, совмещенное выполнение всех операций одним человеком — они имеют и существенные недостатки: меньшая производительность и меньший вылет по сравнению с грузовыми стрелами, малая грузоподъемность (5—6 г), ограничение работы крана при крене (не более 5°), а также на волнении при рбйдовых работах и относительная сложность устройства. Чаще всего краны устанавливаются на неподвижном основании и обслуживают строго определенную площадь трюма. Более маневренными являются подвижные краны, передвигающиеся вдоль или поперек трюма. Такие краны практически могут подать груз в любую точку трюма.

Желание использовать обычные грузовые стрелы с большей эффективностью и приблизить схему работы стрел к работе крана вызвало разработку и применение различных приспособлений, некоторые схемы которых приводятся ниже. Во всех случаях для работы одной стрелы требуются три лебедки: одна обслуживает грузовой шкентель, а две другие обеспечивают поворот стрелы и изменение ее вылета.

На рис. 126 показано расположение такелажа стрелы системы Халлена, не имеющей обычных оттяжек, роль которых выполняют два топенанта, ходовые концы которых заведены на лебедки 1 и 2. Стрела изменяет свое положение в вертикальной плоскости, т. е. поднимается и опускается при одновременном выбирании или травлении топенантов лебедками. Если травить топенант на лебедке 1 и одновременно выбирать с такой же скоростью топенант на лебедке 2, стрела будет поворачиваться влево, не меняя высоты нока над палубой. При работе лебедок

1 и 2 в том же порядке, но с разной скоростью, например скорость травления лебедки 1 больше скорости выбирания лебедки 2, стрела, поворачиваясь влево, будет одновременно опускаться. Как видно из рисунка, поворот стрелы обеспечивается расположением блоков 4 и 5, отнесенных от вертикальной плоскости, проходящей через стрелу и мачту. Грузовой шкентель обслуживается обычной грузовой лебедкой 3.

Недостатком такой схемы является некоторая неустойчивость стрел при максимальном вываливании стрелы за борт, т. е. когда угол между топенантами у нока стрелы становится очень малым.
 

 

 

Для исключения этого недостатка на мачте устанавливается специальная опорная дуга 1 (рис. 127), а блоки топенантов 3 и 4 крепятся не непосредственно на салинге, а с помощью мантылей 2 и 5. При повороте стрелы на борт на большой угол мантыль 4 ложится на дугу 1, препятствуя дальнейшему уменьшению угла между топенантами у нока стрелы и увеличивая тем самым ее устойчивость.

В этом случае проводка топенантов выполнена с образованием талей между салингом мачты и ноком стрелы, что увеличивает плавность поворота стрелы (скорость поворота при

этом уменьшается), а ходовые концы топенантов выведены на лебедки 6 и 7 через отводные блоки 8 и 9, расположенные у шпора стрелы. Расположение этих блоков на салинге оказалось бы нерациональным, так как при вываливании стрелы трос топенанта, опираясь на дугу 1, перетирался бы при работе лебедки.
 

 


Рис. 127. Стрела системы Хяллена с опорной дугой. Вид сбоку