§ 41. РУЛЕВЫЕ ПРИВОДЫ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

§ 41. РУЛЕВЫЕ ПРИВОДЫ

 

 

В зависимости от конструкции судна, а также от места расположения на нем рулевого двигателя различают несколько видов рулевых приводов, связывающих рулевой двигатель с рулем. К таким приводам относятся румпельные, или секторные, электрогидравлические и винтовые.

На рис. 105 показан секторный привод, который состоит из штуртросной цепи 1, намотанной на барабан рулевого двигателя, направляющих блоков — роульсов 2, штанг 3, заменяющих на прямых участках цепь, буферных пружин 4, амортизирующих рывки штуртроса при ударе волн о перо руля, винтовых талре,по,в 6, при помощи которых выбирается слабина штуртроса, и ограничителей поворота руля 5.

 

 

Буферные пружины сконструированы таким образом, что при натяжении штуртроса они сжимаются. Для предохранения пружин от поперечного смещения при бортовой качке их заключают в кожухи, имеющие вид продольного желоба.

Секторный привод такой конструкции имеет ряд существенных недостатков: сложность проводки штуртроса, быстрый износ цепи и других трущихся частей, а также неудобство осмотра, смазки и устранения повреждений штуртроса при наличии палубного груза.

В целях избежания указанных недостатков рулевые двигатели стали по возможности устанавливать в непосредственной близости от сектора руля. Поэтому конструкция секторного
 

привода получила несколько иной вид. Сам привод (рис. 106) состоит из зубчатой шестерни 1 рулевого двигателя, связанной с зубчатым ободом 2 сектора руля 5. Сектор руля, имеющий свободное вращение на оси баллера, в свою очередь соединен через буферные пружины 3 с румпелем 4. Румпель имеет жесткое сцепление с баллером руля. Буферные пружины играют роль амортизаторов, предохраняющих зубчатое сцепление от рывков, которые возникают при ударе волн о перо руля.

Такое соединительное устройство румпеля с сектором руля применяется также при наличии штуртроса и носит название румпель-секторного привода. В этом случае обод сектора вместо зубьев снабжен двумя смежными желобами, по которым проходят штуртросные цепи.

На современных морских судах, особенно на теплоходах, получили большое распространение так называемые элект-рогидравлические рулевые приводы (рис. 107). На продольном румпеле 2, жестко скрепленном с баллером руля 1, устанавливается ползун 3, соединенный штоками 4 с поршнями двух цилиндров 5. Внутренние полости цилиндров трубопроводами 6 соединены с насосом §, который приводится в движение электромотором 9. Жидкость, перекачиваемая посредством насосов из одного цилиндра в другой, придает поршням поступательное перемещение, вследствие чего румпель поворачивается. Амортизатором в гидравлическом приводе является перепускной клапан 7, который посредством дополнительного трубопровода соединяется с обоими цилиндрами. При ударах волн о перо руля давление в одном из цилиндров повышается, вследствие чего клапан автоматически приоткрывается и некоторое количество жидкости перемещается из одного цилиндра в другой.

На морских судах встречается также винтовой привод (Девиса), который используется главным образом как ручной аварийный привод.