В зависимости от конструкции судна, а также от
места расположения на нем рулевого двигателя различают несколько видов
рулевых приводов, связывающих рулевой двигатель с рулем. К таким
приводам относятся румпельные, или секторные, электрогидравлические и
винтовые.
На рис. 105 показан секторный привод, который состоит из штуртросной
цепи 1, намотанной на барабан рулевого двигателя, направляющих блоков —
роульсов 2, штанг 3, заменяющих на прямых участках цепь, буферных пружин
4, амортизирующих рывки штуртроса при ударе волн о перо руля, винтовых
талре,по,в 6, при помощи которых выбирается слабина штуртроса, и
ограничителей поворота руля 5.
Буферные пружины сконструированы таким образом, что
при натяжении штуртроса они сжимаются. Для предохранения пружин от
поперечного смещения при бортовой качке их заключают в кожухи, имеющие
вид продольного желоба.
Секторный привод такой конструкции имеет ряд существенных недостатков:
сложность проводки штуртроса, быстрый износ цепи и других трущихся
частей, а также неудобство осмотра, смазки и устранения повреждений
штуртроса при наличии палубного груза.
В целях избежания указанных недостатков рулевые двигатели стали по
возможности устанавливать в непосредственной близости от сектора руля.
Поэтому конструкция секторного
привода получила несколько иной вид. Сам привод
(рис. 106) состоит из зубчатой шестерни 1 рулевого двигателя, связанной
с зубчатым ободом 2 сектора руля 5. Сектор руля, имеющий свободное
вращение на оси баллера, в свою очередь соединен через буферные пружины
3 с румпелем 4. Румпель имеет жесткое сцепление с баллером руля.
Буферные пружины играют роль амортизаторов, предохраняющих зубчатое
сцепление от рывков, которые возникают при ударе волн о перо руля.
Такое соединительное устройство румпеля с сектором руля применяется
также при наличии штуртроса и носит название румпель-секторного привода.
В этом случае обод сектора вместо зубьев снабжен двумя смежными
желобами, по которым проходят штуртросные цепи.
На современных морских судах, особенно на теплоходах, получили большое
распространение так называемые элект-рогидравлические рулевые приводы
(рис. 107). На продольном румпеле 2, жестко скрепленном с баллером руля
1, устанавливается ползун 3, соединенный штоками 4 с поршнями двух
цилиндров 5. Внутренние полости цилиндров трубопроводами 6 соединены с
насосом §, который приводится в движение электромотором 9. Жидкость,
перекачиваемая посредством насосов из одного цилиндра в другой, придает
поршням поступательное перемещение, вследствие чего румпель
поворачивается. Амортизатором в гидравлическом приводе является
перепускной клапан 7, который посредством дополнительного трубопровода
соединяется с обоими цилиндрами. При ударах волн о перо руля давление в
одном из цилиндров повышается, вследствие чего клапан автоматически
приоткрывается и некоторое количество жидкости перемещается из одного
цилиндра в другой.
На морских судах встречается также винтовой привод (Девиса), который
используется главным образом как ручной аварийный привод.