Уход и наблюдение за рулевым устройством являются одной из важнейших
задач судового состава. Условия, которым должно удовлетворять рулевое
устройство, устанавливаются Правилами Регистра СССР, а уход за рулевым
устройством нормируется Правилами технической эксплуатации судов
морского флота (ПТЭ).
После выгрузки судна, при осмотре корпуса судна со шлюпки, особое
внимание должно быть уделено рулю. Проверяют состояние штырей и петель,
наличие на гайках стопорных чек, а также замеряют зазор между петлями
ахтерштевня и руля. Значительное уменьшение зазора указывает на
проседание руля в результате износа чечевицы или других опорных
устройств. Кроме того, при осмотре руля проверяют состояние
соединительного фланца рудерписа с баллером и обращают внимание на
целость обшивки пера пустотелого руля, исправность сальника и отсутствие
скручивания баллера. При скручивании баллера руля на угол более 7° выход
судна в море без пересадки сектора или румпеля на новую шпонку не
разрешается.
При постановке судна в док должно быть определено состояние баллера, пера
руля, ребер, рудерписа, рулевых петель, штырей, а также проверена осевая
линия баллера руля и проседание его. Величина зазора между нижней петлей
руля и пяткой ахтерштевня должна быть не менее 5 мм. Если на судне
установлен полый руль обтекаемой формы, то в доке необходимо осмотреть
обшивку руля, открыть спускные пробки и убедиться в отсутствии воды в
полости руля. Гельмпортовую трубу нужно периодически очищать от ржавчины
и окрашивать антикоррозионной краской.
Существенное значение в рулевом устройстве судна имеет рулевой привод,
за исправным состоянием которого необходимо вести систематическое
наблюдение. Во время плавания необходимо осматривать рулевое устройство
при каждой смене вахт, а если требуется, смазывать все трущиеся части.
Проводка штуртросной передачи по палубе должна быть ограждена прочными и
быстроснимающимися кожухами; нельзя загромождать грузом или другими
предметами штуртросные передачи. В случае погрузки на палубу лесных
грузов необходимо оставлять специальный колодец для осмотра и смазки
штуртроса или выкладывать на пути штуртроса туннель. Звенья цепной части
штуртроса не должны иметь износа более 10%' по сравнению с
первоначальным диаметром. Если у тросовой части штуртроса есть лопнувшие
проволоки в количестве 10%' от общего их числа на длине, равной 8
диаметрам, трос нужно заменить.
На стоянке при детальном . осмотре рулевого устройства производят
разборку шкивов штуртросной проводки. Износ пальца шкива допускается не
свыше 10% от его начального диаметра, а выработка втулки — не выше 5%. В
зимнее время необходимо следить за тем, чтобы лед не намерзал на шкивах
и желобах штуртроса. Желоб, по которому ходит тележка с буферной
пружиной штуртроса, должен быть всегда чист, ролики тележки хорошо
расхожены и смазаны, талрепы и пружины смазаны тавотом. Нельзя допускать
слабины штуртроса на барабане рулевого двигателя, поскольку это может
вызвать налолзание одного шлата <на другой и привести к заклиниванию
проводки. Нельзя также допускать слабины штуртроса у сектора, так как
эта слабина является причиной рывков, которые могут в свою очередь
вызвать обрыв штуртроса.
Все приборы и устройства, находящиеся в румпельном отделении, необходимо
содержать в чистоте. Не допускается хранение в этом отделении каких-либо
посторонних предметов и материалов.
Румпельное отделение должно быть всегда закрыто и иметь аварийное
освещение. Ключи от румпельного отделения находятся в штурманской рубке
и в машинном отделении на специально отведенных постоянных местах. Кроме
того, од?;н ключ на аварийный случай должен храниться у входа в
рум-пельное отделение в запертом шкафу со стеклянной дверцей. Между
румпельным отделением и ходовым мостиком должны быть установлены две
независимо действующие линии двусторонней связи.
При приходе судна в порт и окончании швартовки руль ставят в прямое
положение, перекрывают подачу энергии на рулевой двигатель, зачехляют
штурвальную тумбу поста управления и осматривают рулевой привод. При
длительной стоянке судна все ходовые части рулевого устройства очищают
от грязи и хорошо смазывают. При наличии на судне гидравлической системы
рулевого привода жидкость сливают из трубопроводов, а трубопроводы
продувают воздухом.
При стоянке судна во льду перо руля необходимо периодически окалывать
ото льда так, чтобы оно все время находилось в майне (проруби),
сделанной вокруг руля.