§ 46. УХОД ЗА РУЛЕВЫМ УСТРОЙСТВОМ СУДНА

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

§ 46. УХОД ЗА РУЛЕВЫМ УСТРОЙСТВОМ СУДНА

Уход и наблюдение за рулевым устройством являются одной из важнейших задач судового состава. Условия, которым должно удовлетворять рулевое устройство, устанавливаются Правилами Регистра СССР, а уход за рулевым устройством нормируется Правилами технической эксплуатации судов морского флота (ПТЭ).

После выгрузки судна, при осмотре корпуса судна со шлюпки, особое внимание должно быть уделено рулю. Проверяют состояние штырей и петель, наличие на гайках стопорных чек, а также замеряют зазор между петлями ахтерштевня и руля. Значительное уменьшение зазора указывает на проседание руля в результате износа чечевицы или других опорных устройств. Кроме того, при осмотре руля проверяют состояние соединительного фланца рудерписа с баллером и обращают внимание на целость обшивки пера пустотелого руля, исправность сальника и отсутствие скручивания баллера. При скручивании баллера руля на угол более 7° выход судна в море без пересадки сектора или румпеля на новую шпонку не разрешается.
 При постановке судна в док должно быть определено состояние баллера, пера руля, ребер, рудерписа, рулевых петель, штырей, а также проверена осевая линия баллера руля и проседание его. Величина зазора между нижней петлей руля и пяткой ахтерштевня должна быть не менее 5 мм. Если на судне установлен полый руль обтекаемой формы, то в доке необходимо осмотреть обшивку руля, открыть спускные пробки и убедиться в отсутствии воды в полости руля. Гельмпортовую трубу нужно периодически очищать от ржавчины и окрашивать антикоррозионной краской.

Существенное значение в рулевом устройстве судна имеет рулевой привод, за исправным состоянием которого необходимо вести систематическое наблюдение. Во время плавания необходимо осматривать рулевое устройство при каждой смене вахт, а если требуется, смазывать все трущиеся части. Проводка штуртросной передачи по палубе должна быть ограждена прочными и быстроснимающимися кожухами; нельзя загромождать грузом или другими предметами штуртросные передачи. В случае погрузки на палубу лесных грузов необходимо оставлять специальный колодец для осмотра и смазки штуртроса или выкладывать на пути штуртроса туннель. Звенья цепной части штуртроса не должны иметь износа более 10%' по сравнению с первоначальным диаметром. Если у тросовой части штуртроса есть лопнувшие проволоки в количестве 10%' от общего их числа на длине, равной 8 диаметрам, трос нужно заменить.

На стоянке при детальном . осмотре рулевого устройства производят разборку шкивов штуртросной проводки. Износ пальца шкива допускается не свыше 10% от его начального диаметра, а выработка втулки — не выше 5%. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы лед не намерзал на шкивах и желобах штуртроса. Желоб, по которому ходит тележка с буферной пружиной штуртроса, должен быть всегда чист, ролики тележки хорошо расхожены и смазаны, талрепы и пружины смазаны тавотом. Нельзя допускать слабины штуртроса на барабане рулевого двигателя, поскольку это может вызвать налолзание одного шлата <на другой и привести к заклиниванию проводки. Нельзя также допускать слабины штуртроса у сектора, так как эта слабина является причиной рывков, которые могут в свою очередь вызвать обрыв штуртроса.

Все приборы и устройства, находящиеся в румпельном отделении, необходимо содержать в чистоте. Не допускается хранение в этом отделении каких-либо посторонних предметов и материалов.

Румпельное отделение должно быть всегда закрыто и иметь аварийное освещение. Ключи от румпельного отделения находятся в штурманской рубке и в машинном отделении на специально отведенных постоянных местах. Кроме того, од?;н ключ на аварийный случай должен храниться у входа в рум-пельное отделение в запертом шкафу со стеклянной дверцей. Между румпельным отделением и ходовым мостиком должны быть установлены две независимо действующие линии двусторонней связи.

При приходе судна в порт и окончании швартовки руль ставят в прямое положение, перекрывают подачу энергии на рулевой двигатель, зачехляют штурвальную тумбу поста управления и осматривают рулевой привод. При длительной стоянке судна все ходовые части рулевого устройства очищают от грязи и хорошо смазывают. При наличии на судне гидравлической системы рулевого привода жидкость сливают из трубопроводов, а трубопроводы продувают воздухом.

При стоянке судна во льду перо руля необходимо периодически окалывать ото льда так, чтобы оно все время находилось в майне (проруби), сделанной вокруг руля.