Глава VII. ЯКОРНОЕ, ШВАРТОВНОЕ И БУКСИРНОЕ
УСТРОЙСТВА И УХОД ЗА НИМИ
§ 32. ЯКОРЯ
Якорное устройство состоит из вспомогательных механизмов, приспособлений
и деталей, прямым назначением которых является удержание судна от
перемещений под действием ветра, течения или инерции. Кроме того,
якорное устройство служит для быстрого торможения судна при
маневрировании, столкновении с другими судами, швартовки кормой к
причалу, снятия судна с мели.
В состав якорного устройства входят: якоря, якорные цепи, брашпили или
якорные шпили, стационарные и переносные стопоры, палубные и якорные
клюзы, цепные ящики и жвака-галсы. Как правило, якорное устройство
размещается в носовой
части судна (рис. 50), однако на некоторых судах в
кормовой части устанавливается дополнительное якорное устройство,
состоящее обычно из одного якоря, расположенного в клюзе.
Каждое морское судно водоизмещением более 35 т должно* быть снабжено, в
соответствии с действующими правилами, двумя якорями, называемыми
становыми, расположенными в якорных клюзах, и одним запасным, такого же
веса и размера. Кроме того, на судне должны находиться вспомогательные
якоря — стоп-анкер и верпы. По своей конструкции якоря могут
быть-разделены на три основные группы:
Рис. 50. Общее расположение якорного устройства:
1—брашпиль; 2 — электродвигатели; 3—привод ленточного тормоза; 4 —
привод включения цепного барабана; 5 — якорь-цепи; 6 — палубный стопор с
накидным палом; 7 — переносные цепные стопора с талрепами; 8 — губа
якорного клюза; 9—штормовые крышки на губы якорных клюзов; 10 —
звездочки
1) якоря с неподвижными лапами и со штоком;
2) якоря с поворотными лапами и со штоком;
3) якоря с поворотными лапами без штока.
К первой группе относится адмиралтейский якорь (рис. 51), состоящий из
следующих частей: веретена 1, рогов 3^ лап 2, скобы якоря 6 со штырем 7,
штока 11 с шайбой 8, чеки 5, отверстия в штоке для чеки 10. Утолщенная
часть веретена в месте соединения с рогами называется трендом 4, а
нижняя грань тренда — пяткой 9. Шток 11 на одном конце загнут под прямым
углом, что позволяет убирать его вдоль веретена 1 в походном положении.
Перед отдачей адмиралтейский якорь надо вооружить, т. е. установить шток
перпендикулярно веретену и закрепить его чекой.
Во вторую группу входят якоря Тротмана (рис. 52, а) и Мартина (рис.
52,6). Якорь Тротмана, повторяя в основном
конструкцию адмиралтейского якоря, отличается от
него тем, что его рога могут поворачиваться на болте, проходящем через
раздвоенный в виде вилки тренд якоря. Якорь Мартина имеет неподвижный
шток 1 в виде широкой полосы, загнутой по концам. Рога 2 закреплены в
тренде пластинами 3, образующими выступающие приливы. Рога могут
вращаться относительно веретена в обе стороны, в плоскости,
перпендикулярной плоскости штока, так же, как и у якоря Тротмана.
Рис. 51. Адмиралтейский якорь
К третьей группе относится якорь Холла (рис. 53), принятый на вооружение
почти на всех морских судах. Якорь Холла состоит из веретена /,
квадратного или прямоугольного сечения, размеры которого плавно
уменьшаются по направлению к верхней части; тренда 5, рогов 2 и приливов
3, изготовленных как одно целое, штыря 6, проходящего через отверстие в
нижней части веретена, и болтов 4У удерживающих веретено в тренде. Лапы
якоря могут вращаться в обе стороны от веретена на угол 40—45° и в
плоскости веретена вправо и влево до К этой же группе следует отнести и
якорь Матросова (рис. 54). Веретено якоря в сечении имеет овальную форму
с наименьшим размером сечения у скобы. Рога расположены в
непосредственной близости от веретена и для увеличения жесткости
изготовлены с ребрами. В нижней части рога имеют приливы в виде штока,
предохраняющие якорь от опрокидывания при движении его в грунте. Рога
вращаются по отношению к веретену примерно так же, как и у якоря Холла.
Сравнительные испытания якорей Холла и адмиралтейского, как наиболее
распространенных на флоте, подтвердили, что адмиралтейский якорь
обладает большей держащей силой. Однако на морских судах этот якорь в
качестве станового не применяется, так как обладает значительными
недостатками: для уборки по-походному якорь необходимо поднимать на
палубу, так как шток мешает втягивать якорь в клюз, для отдачи якоря
требуется значительное время, необходимое для его предварительного
вооружения, на грунте якорь забирает только одной лапой, вторая же
возвышается над грунтом, что может привести к запутыванию якорь-цепи, а
на мелководье — к повреждению корпуса судна. Вследствие таких же
недостатков не получил распространения и якорь Тротмана, хотя при
забирании грунта его свободная лапа прижимается к веретену, не создавая
тем самым недостатков, присущих адмиралтейскому якорю.
Рис. 53. Якорь Холла
54. Якорь Матросова
Обладая большой держащей силой, адмиралтейский
якорь применяется на современных морских судах только в качестве
стоп-анкера или верпа.
По своему назначению судовые якоря разделяются на становые, стоп-анкеры
и верпы. Становыми называются якоря, заведенные в клюзы и соединенные с
якорь-цепью. Основным назначением становых якорей является стоянка судна
на якоре.
Стоп-анкеры — это вспомогательные якоря, служащие для различных целей,
например, удержания стоящего на становом якоре судна в определенном
положении при действии на судно ветра или течения; в этом случае
стоп-анкер заводится с кормы. Стоп-анкер применяется также при снятии
судна с мели. Вес стоп-анкера приблизительно составляет около 30% веса
станового якоря.
Верпы — якоря, обычно адмиралтейского типа, по весу равны примерно
половйне веса стоп-анкера. Применяются верпы как вспомогательное
средство, например, при заводке стоп-анкера.
В качестве станового якоря повсеместное распространение получил якорь
Холла благодаря удобству уборки его по-походному — отсутствие штока
позволяет свободно втягивать якорь в клюз. Отдача якоря также требует
минимального времени и может быть произведена одним человеком, что имеет
большое значение при эксплуатации судна. Основным недостатком якоря
Холла является неравномерное зарывание в -грунт рогов якоря, вследствие
чего при натяжении якорь-цепи якорь начинает выворачиваться из грунта.
Такое же явление может произойти и при изменении направления ветра или
течения, когда судно меняет свое положение.
Якорь Матросова хотя и обладает, благодаря своей форме, большой держащей
силой, все же не получил широкого распространения на флоте, так как
обладает существенным недостатком: якорь плохо держит в галечном грунте,
где решающее значение играет вес якоря, а не его форма.
В судовое снабжение входят также небольшие якоря — дреки и кошки. Дреком
называется якорь адмиралтейского типа, весом от 16 до 45 кг. Кошка (рис.
55) представляет собой веретено, от которого отходят три, четыре или
пять рогов, не имеющих лап; вес кошки 5—15 кг. Дреки и кошки применяются
в различных случаях морской практики: при постановке на якорь временного
ориентира (шлюпки, бочки, вехи), при заводке других якорей, поисках
затонувших предметов, например лопнувшей и утопленной якорь-цепи, и т.
д.
Для постановки на якорь на длительную, постоянную стоянку различных
морских сооружений — плавучих доков, плавучих маяков, швартовных бочек,
навигационных буев — служат мертвые якоря.
Для небольших сооружений применяется адмиралтейский якорь. При установке
сооружений с большой парусностью или большим водоизмещением, а также
швартовных бочек для крупнотоннажных судов кошка применяются
железобетонные массивы или
объемные металлические фермы, которые укладываются в специально вырытые
в грунте котлованы и затем замываются грунтом (рис. 56, а). Вес таких
сооружений достигает 25 т.
Для более мелких объектов применяют следующие типы мертвых якорей (см.
рис. 56): б — винтовой; в — грибовидный; г — сегментный.