Глава VII. ЯКОРНОЕ, ШВАРТОВНОЕ И БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВА И УХОД ЗА НИМИ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Глава VII. ЯКОРНОЕ, ШВАРТОВНОЕ И БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВА И УХОД ЗА НИМИ

§ 32. ЯКОРЯ

Якорное устройство состоит из вспомогательных механизмов, приспособлений и деталей, прямым назначением которых является удержание судна от перемещений под действием ветра, течения или инерции. Кроме того, якорное устройство служит для быстрого торможения судна при маневрировании, столкновении с другими судами, швартовки кормой к причалу, снятия судна с мели.

В состав якорного устройства входят: якоря, якорные цепи, брашпили или якорные шпили, стационарные и переносные стопоры, палубные и якорные клюзы, цепные ящики и жвака-галсы. Как правило, якорное устройство размещается в носовой

части судна (рис. 50), однако на некоторых судах в кормовой части устанавливается дополнительное якорное устройство, состоящее обычно из одного якоря, расположенного в клюзе.

Каждое морское судно водоизмещением более 35 т должно* быть снабжено, в соответствии с действующими правилами, двумя якорями, называемыми становыми, расположенными в якорных клюзах, и одним запасным, такого же веса и размера. Кроме того, на судне должны находиться вспомогательные якоря — стоп-анкер и верпы. По своей конструкции якоря могут быть-разделены на три основные группы:

 

 

Рис. 50. Общее расположение якорного устройства: 1—брашпиль; 2 — электродвигатели; 3—привод ленточного тормоза; 4 — привод включения цепного барабана; 5 — якорь-цепи; 6 — палубный стопор с накидным палом; 7 — переносные цепные стопора с талрепами; 8 — губа якорного клюза; 9—штормовые крышки на губы якорных клюзов; 10 — звездочки

 

 

1) якоря с неподвижными лапами и со штоком;
2) якоря с поворотными лапами и со штоком;
3) якоря с поворотными лапами без штока.

К первой группе относится адмиралтейский якорь (рис. 51), состоящий из следующих частей: веретена 1, рогов 3^ лап 2, скобы якоря 6 со штырем 7, штока 11 с шайбой 8, чеки 5, отверстия в штоке для чеки 10. Утолщенная часть веретена в месте соединения с рогами называется трендом 4, а нижняя грань тренда — пяткой 9. Шток 11 на одном конце загнут под прямым углом, что позволяет убирать его вдоль веретена 1 в походном положении. Перед отдачей адмиралтейский якорь надо вооружить, т. е. установить шток перпендикулярно веретену и закрепить его чекой.

Во вторую группу входят якоря Тротмана (рис. 52, а) и Мартина (рис. 52,6). Якорь Тротмана, повторяя в основном

 

конструкцию адмиралтейского якоря, отличается от него тем, что его рога могут поворачиваться на болте, проходящем через раздвоенный в виде вилки тренд якоря. Якорь Мартина имеет неподвижный шток 1 в виде широкой полосы, загнутой по концам. Рога 2 закреплены в тренде пластинами 3, образующими выступающие приливы. Рога могут вращаться относительно веретена в обе стороны, в плоскости, перпендикулярной плоскости штока, так же, как и у якоря Тротмана.

 

Рис. 51. Адмиралтейский якорь

К третьей группе относится якорь Холла (рис. 53), принятый на вооружение почти на всех морских судах. Якорь Холла состоит из веретена /, квадратного или прямоугольного сечения, размеры которого плавно уменьшаются по направлению к верхней части; тренда 5, рогов 2 и приливов 3, изготовленных как одно целое, штыря 6, проходящего через отверстие в нижней части веретена, и болтов 4У удерживающих веретено в тренде. Лапы якоря могут вращаться в обе стороны от веретена на угол 40—45° и в плоскости веретена вправо и влево до К этой же группе следует отнести и якорь Матросова (рис. 54). Веретено якоря в сечении имеет овальную форму с наименьшим размером сечения у скобы. Рога расположены в непосредственной близости от веретена и для увеличения жесткости изготовлены с ребрами. В нижней части рога имеют приливы в виде штока, предохраняющие якорь от опрокидывания при движении его в грунте. Рога вращаются по отношению к веретену примерно так же, как и у якоря Холла.

Сравнительные испытания якорей Холла и адмиралтейского, как наиболее распространенных на флоте, подтвердили, что адмиралтейский якорь обладает большей держащей силой. Однако на морских судах этот якорь в качестве станового не применяется, так как обладает значительными недостатками: для уборки по-походному якорь необходимо поднимать на палубу, так как шток мешает втягивать якорь в клюз, для отдачи якоря требуется значительное время, необходимое для его предварительного вооружения, на грунте якорь забирает только одной лапой, вторая же возвышается над грунтом, что может привести к запутыванию якорь-цепи, а на мелководье — к повреждению корпуса судна. Вследствие таких же недостатков не получил распространения и якорь Тротмана, хотя при забирании грунта его свободная лапа прижимается к веретену, не создавая тем самым недостатков, присущих адмиралтейскому якорю.

Рис. 53. Якорь Холла

 

54. Якорь Матросова
 

 

 

Обладая большой держащей силой, адмиралтейский якорь применяется на современных морских судах только в качестве стоп-анкера или верпа.

По своему назначению судовые якоря разделяются на становые, стоп-анкеры и верпы. Становыми называются якоря, заведенные в клюзы и соединенные с якорь-цепью. Основным назначением становых якорей является стоянка судна на якоре.

Стоп-анкеры — это вспомогательные якоря, служащие для различных целей, например, удержания стоящего на становом якоре судна в определенном положении при действии на судно ветра или течения; в этом случае стоп-анкер заводится с кормы. Стоп-анкер применяется также при снятии судна с мели. Вес стоп-анкера приблизительно составляет около 30% веса станового якоря.

Верпы — якоря, обычно адмиралтейского типа, по весу равны примерно половйне веса стоп-анкера. Применяются верпы как вспомогательное средство, например, при заводке стоп-анкера.

В качестве станового якоря повсеместное распространение получил якорь Холла благодаря удобству уборки его по-походному — отсутствие штока позволяет свободно втягивать якорь в клюз. Отдача якоря также требует минимального времени и может быть произведена одним человеком, что имеет большое значение при эксплуатации судна. Основным недостатком якоря Холла является неравномерное зарывание в -грунт рогов якоря, вследствие чего при натяжении якорь-цепи якорь начинает выворачиваться из грунта. Такое же явление может произойти и при изменении направления ветра или течения, когда судно меняет свое положение.

Якорь Матросова хотя и обладает, благодаря своей форме, большой держащей силой, все же не получил широкого распространения на флоте, так как обладает существенным недостатком: якорь плохо держит в галечном грунте, где решающее значение играет вес якоря, а не его форма.

В судовое снабжение входят также небольшие якоря — дреки и кошки. Дреком называется якорь адмиралтейского типа, весом от 16 до 45 кг. Кошка (рис. 55) представляет собой веретено, от которого отходят три, четыре или пять рогов, не имеющих лап; вес кошки 5—15 кг. Дреки и кошки применяются в различных случаях морской практики: при постановке на якорь временного ориентира (шлюпки, бочки, вехи), при заводке других якорей, поисках затонувших предметов, например лопнувшей и утопленной якорь-цепи, и т. д.

Для постановки на якорь на длительную, постоянную стоянку различных морских сооружений — плавучих доков, плавучих маяков, швартовных бочек, навигационных буев — служат мертвые якоря.

Для небольших сооружений применяется адмиралтейский якорь. При установке сооружений с большой парусностью или большим водоизмещением, а также швартовных бочек для крупнотоннажных судов кошка применяются железобетонные массивы или

объемные металлические фермы, которые укладываются в специально вырытые в грунте котлованы и затем замываются грунтом (рис. 56, а). Вес таких сооружений достигает 25 т.
Для более мелких объектов применяют следующие типы мертвых якорей (см. рис. 56): б — винтовой; в — грибовидный; г — сегментный.