§ 38. УХОД ЗА ШВАРТОВНЫМ УСТРОЙСТВОМ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НИМ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

§ 38. УХОД ЗА ШВАРТОВНЫМ УСТРОЙСТВОМ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НИМ

Правилами технической эксплуатации требуется, чтобы швартовное устройство содержалось в исправном состоянии и обеспечивало быстрое выполнение всех швартовных операций.

Уход за швартовными механизмами — шпилями, швартовными лебедками, брашпилем — состоит в содержании <их в чистоте, своевременной окраске и систематической смазке. До начала швартовных операций следует убедиться в наличии смазки в тавотницах механизмов и при необходимости повернуть крышки тавотниц на один-два оборота. Отверстия для жидкой смазки наполняют при помощи масленки с длинным носком, которая должна .всегда находиться под руками. Шестерни и кулачковые соединения смазывают густой смазкой.

Особое внимание следует уделять хранению швартовных тросов: невыполнение правил хранения может привести к образованию скрытых дефектов и к внезапному обрыву троса во время швартовки.

Растительные тросы перед уборкой в кладовую необходимо высушить. Их следует оберегать от загрязнения минеральными маслами и угольной пылыо, под влиянием которых трос теряет свою прочность. Просушенный трос нужно укладывать бухтой на деревянные банкетки. Стальные тросы должны быть протированы, но не очень обильно, иначе трос будет скользить на кнехтах. Торчащие концы лопнувших проволок следует заправить внутрь троса. Хранится стальной трос на вьюшках, закрытых чехлами. Сплесни на тросах должны быть заклетневаны.
Не следует допускать образования на тросах калышек; если они все же появились, их следует расправлять в направлении, обратном тому, в каком они образовались (рис. 90). Нельзя также допускать, чтобы калышки проходили через кнехт при травлении троса: калышка при этом может расправиться, но трос неминуемо будет испорчен.

Тросы из синтетических материалов следует оберегать от солнечных .лучей, под влиянием которых тросы стареют и становятся хрупкими. Хранить синтетические тросы следует в кладовой на банкетках, уложенными в бухты по часовой стрелке. Эти тросы не боятся сырости и гниения и не поддаются
действию кислот и нефтепродуктов. Однако при трении в капроновых тросах возникает статическое электричество. Для борьбы с этим явлением трос необходимо периодически вымачивать в соленой воде. Тросы следует оберегать от попадания на них олифы.

Чтобы избежать механических повреждений синтетических тросов поверхность турачек, роульсов, киповых планок и клюзов должна быть тщательно зачищена от заусениц и неровностей. При работе с тросом на шпиле или брашпиле не разрешается перепускать его по турачке (канфорить).

При закладывании синтетических тросов на кнехты рекомендуется вначале положить два-три шлага на одну тумбу кнехта, а затем уже укладывать обычными восьмерками на две тумбы. Такой порядок уменьшит повреждения, возникающие на тросе вследствие трения.

При работе с швартовным устройством необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности.

1. Запрещается применять для швартовных операций жесткие стальные тросы.

2. Подавать бросательный конец на берег разрешается только после предупредительного окрика «берегись».
 

 

3. Для грузика, бросательного конца разрешается применять только мешочек с песком. Закладывать в мешочек какие-либо тяжелые предметы — гайки, камни и т. д. — запрещается.

4. При накладывании на швартов стопора следует находиться со стороны, противоположной натяжению троса и в стороне от него.

5. Запрещается крепить тросы на турачках швартовных механизмов.

6. Запрещается накладывать шлаги троса на турачку во время вращения.

7. Запрещается работать с тросами, имеющими калышки.

8. Запрещается находиться на линии тяги троса в обоих направлениях от механизма.

9. Запрещается находиться внутри угла, образованного тросом, идущим из клюза через отводной роульс на турачку.

10. Во время работы с тросами надлежит пользоваться рукавицами, не имеющими застежек.

И. Тросы должны укладываться в бухты в местах, имеющих удобные подходы. Запрещается находиться внутри бухты во время вытравливания троса.

12. Во время работы у турачки воспрещается: перетравливать швартовы через турачку; удерживать шлаги на турачке рукой;

находиться на расстоянии менее одного метра от турачки при выбирании троса;

г) работать с тросом у кипа или роульса во время движения троса.

13. При завозе швартовных тросов на бочку запрещается: выбирать закрепленный на бочке трос в то время, когда

на бочке находится человек;

находиться в кормовой части шлюпки позади уложенной бухты троса;

^выбирать на судне трос до тех пор, пока со шлюпки не будет сброшен трос и она не отойдет в сторону от троса.

14. При потравливании туго надраенного троса с кнехта запрещается передвигать руками шлаги троса; надлежит снять верхние шлаги и, стоя на расстоянии не менее 1 м от кнехта, дать небольшую слабину тросу.

15. По окончании швартовных операций все механизмы должны быть выключены; лишние концы швартовов, кранцы, скобы, бросательные концы и т. п. должны быть убраны в кладовые, а вьюшки закрыты чехлами.

16. Запрещается пользоваться штормтрапом, если: оборвана хотя бы одна прядь в тетиве;

лопнула, откололась или отсутствует хотя бы одна балясина;

штормтрап не достает нижней балясиной до воды или до причала;
отсутствует акт об испытаниях или прошло более года с момента испытания трапа.

17. При спуске или подъеме на штормтрапе может находиться только один человек.