§ 34. БРАШПИЛИ, ШПИЛИ И СТОПОРЫ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

§ 34. БРАШПИЛИ, ШПИЛИ И СТОПОРЫ

Для подъема и отдачи становых якорей на морских транспортных судах применяются специальные механизмы — брашпили или шпили.
 

 

Рис. 65. Брашпиль электрический:
1 — электродвигатели; 2—привод кулачковых муфт сцепления; 3 — цепные звездочки; 4 — отбойный пал; 5 —станина; 6 — привод ленточного тормоза; 7 — ленточный тормоз; 8 — зубчатое колесо промежуточного вала; 9 — грузовой вал; /0 — средняя стойка; 11 — зубчатое колесо грузового вала; 12 — боковая стойка; 13 — турачка; 14—шестерня? грузового вала; 15 — редуктор; 16 — колодочный тормоз; 17 — эластичная муфта;
18 — маховик привода ленточного тормоза; 19 —промежуточный вал

 

 

На морских судах брашпили бывают паровые и электрические. На малых судах брашпили приводятся в действие вручную. Брашпиль электрический (рис. 65) представляет собой лебедку с горизонтально расположенным валом, на котором свободно вращаются две звездочки, которые могут быть зажаты ленточными тормозами с помощью привода с маховиком. Каждая звездочка может быть подключена к механизму брашпиля кулачковыми муфтами (на чертеже не показаны), одна из которых закреплена на валу брашпиля, а другая — на звездочке. Муфты приводятся в действие приводом. Брашпиль приводится в действие двумя электродвигателями, которые через редуктор, зубчатые колеса и шестерни вращают грузовой вал. На брашпиле установлен промежуточный вал с насаженными на его консолях турачками, предназначенными для швартовных операций.

Якорно-шварто)Бный шпиль (рис. 66) имеет вертикально расположенный грузовой вал, соединяющий привод, обычно электрический, расположенный под палубой, со звездочкой 1у установленной на палубе бака. Звездочка имеет ленточный тормоз. Верхняя часть шпиля представляет собой барабан 2, служащий для выбирания швартовных тросов.

На крупных судах якорные шпили не имеют швартовных барабанов, которые становятся неудобными для работы вследствие чрезмерной высоты. Для соединения звездочки с грузовым валом могут применяться, так же как и на брашпиле, фрикционные, кулачковые и другие соединения.

Приводом шпилей и брашпилей в большинстве случаев на современных судах служат электродвигатели. Все еще распространенным приводом являются и паровые машины. Применяются также, хотя и значительно реже, гидроприводы.
 

Рис. 66. Якорно-швартовный шпиль

 


Во время стоянки судна на якоре якорь-цепь, проходящая через звездочку, удерживается в нужном положении зажатым ленточным тормозом. При креплении якоря по-походному, кроме ленточного тормоза, якорь-цепь дополнительно раскрепляется с помощью постоянного и переносного стопоров. Постоянные стопоры устанавливаются между якорным клюзом и брашпилем; переносные — между постоянным стопором и якорным клюзом.

Наиболее широкое распространение получили два типа постоянных стопоров: винтовой и стопор с накидным палом. Винтовой стопор (рис. 67) состоит из двух колодок, шарнирно связанных с основанием. Колодки при помощи винта,

имеющего правую и левую резьбу, могут сближаться между собой, надежно зажимая якорь-цепь и прижимая ее горизонтально лежащее звено к основанию стопора. Винт приводится в действие рукояткой. Винтовой стопор удобен при пользовании тем, что якорь-цепь может быть зажата на нем в любом положении. Однако применять винтовой стопор на цепях крупного калибра (более 70 мм) нецелесообразно, так как усилие, прилагаемое к рукоятке, является надежного закрепления якорь-
уже недостаточным для цепи.

В этих случаях применяется стопор с накидным палом. (рис. 68), представляющий собой отливку, состоящую из основания, в котором выбран ручей для вертикально идущего звена, и двух щек с прорезанными под углом пазами. В пазы входит откидывающийся на шарнире пал, в который вертикально стоящее звено упирается своей спинкой. Недостатком стопора с накидным палом является необходимость устанавливать его фундамент таким образом, чтобы при втянутом в клюз до отказа якоре вертикальное звено цепи упиралось бы в закладной пал.

Переносные стопоры состоят из куска такелажной цепи, длиною 2—3 м с талрепом и устройством для захвата цепи. На рис. 69, в показано устройство с накидной «лягушкой», каргой, 69, а и б — с глаголь-гаком. Наиболее распространенным является цепной стопор, у которого один конец стопора с талрепом крепится постоянно скобой к обуху на чалубе, второй, ходовой конец, проводится через скобу якоря и также крепится за обух, расположенный на палубе с другой стороны цепи, после чего талреп набивается втугую. Этот стопор наиболее прост по конструкции и удобен в обращении.

Назначением стопоров является частичная разгрузка вала брашпиля или шпиля от постоянной нагрузки, вызываемой весом якоря, в особенности при длительных переходах, а также для усиления надежности крепления якорей по-походному. Цепные и постоянные стопоры применяются также при стоянке судна в порту, при производстве каких-либо работ за бортом в районе якоря или нахождении там плавсредств.