§ 36. УХОД ЗА ЯКОРНЫМ УСТРОЙСТВОМ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НИМ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

§ 36. УХОД ЗА ЯКОРНЫМ УСТРОЙСТВОМ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НИМ

Правилами технической эксплуатации требуется, чтобы якорное устройство постоянно содержалось в исправном состоянии, всегда готовым к действию и при любых условиях эксплуатации обеспечивало быструю и легкую отдачу и подъем якорей, а также надежную стоянку судна на якоре. Для выполнения этого требования необходимо вести регулярное наблюдение за якорным устройством и его деталями, особенно обращая внимание на те части, которые подвержены максимальному износу или легко могут быть повреждены.

Ниже расскажем о возможных неисправностях, которые нужно устранять немедленно.
Звездочка должна включаться и выключаться без заеданий, усилием рук одного человека. При кулачковом соединении грани кулачков должны быть параллельны. Неравномерный износ рабочих поверхностей кулачков может привести к произвольному рассоединению звездочки при подъеме якоря.

Рабочие поверхности ленточного тормоза — деревянные колодки или фрикционная лента — с течением времени изнашиваются и могут настолько сработаться, что удержать якорь-цепь с помощью тормоза становится затруднительным. В некоторых конструкциях шпилей и брашпилей ленточный тормоз расположен внутри механизма, что затрудняет наблюдение за его состоянием. В этом случае через определенные промежутки времени необходимо производить разборку механизма для про* верки состояния фрикциона.

Слабым местом в якорном устройстве являются скобы, особенно простые. При отдаче якорей скоба может удариться штырем о камень или о другое звено и в результате шпилька может быть срезана. Поэтому при подъеме якоря следует обращать внимание на положение штырей, а также на исправность свинцовых пробок, предохраняющих шпильку от выпадания. Полезно также обстукивать молотком звенья для выявления возможных трещин. При разборке скобы ее нужно тщательно осмотреть, очистив предварительно от ржавчины, убедиться в отсутствии дефектов, смазать и собрать вновь.

При наличии привода для отдачи жвака-галса следует периодически его расхаживать, смазывая все трущиеся части. Так как жвака-галс расположен в верхней, труднодоступной части цепного ящика (на судах современной постройки) и его заводка является трудоемкой операцией, в особенности при крупном калибре цепи, при расхаживании привода следует предусмотреть меры, предупреждающие полную отдачу жвака-галса.

Проверка состояния якорей производится внешним осмотром. При этом убеждаются в отсутствии трещин, в исправности штырей, болтов и скобы якоря.

Уход за цепными ящиками состоит в регулярной откачке воды и уборке грязи из-под настила, своевременной очистке переборок ящика от ржавчины и окраске их газовой смолой.

На судне должен осуществляться систематический контроль за состоянием якорь-цепей. Эксплуатация якорь-цепей допускается лишь в том случае, если калибр цепи уменьшился вследствие износа не более чем на 10% от первоначального размера.

Якорь необходимо регулярно осматривать для своевременного выявления дефектов. При постановке судна в док якорь-цепь вытравливают на палубу дока, тщательно очищают от ржавчины и затем осматривают каждое звено. При этом определяют износ звеньев, отсутствие трещин как видимых, так и скрытых, для чего их обстукивают молотком. Чистый, звонкий звук свидетельствует об отсутствии дефектов.
Если контрфорс стальной и не отлит вместе со звеном, необходимо проверить, насколько он прочно держится в звене. Свободно передвигающийся вдоль звена контрфорс подлежит замене, так же как и звено с отсутствующим контрфорсом. У соединительных скоб следует проверять состояние штырей, обращая особое внимание на наличие шпилек, которые могут быть утеряны, а также на исправное состояние свинцовых пробок. Вертлюги должны быть проверены на свободное вращение.

По окончании очистки и осмотра якорь-цепь надо окрасить газовой смолой. Для этого лучше всего использовать пульверизатор (смолу надо предварительно разогреть). Якорь-цепь в процессе окраски необходимо переворачивать, обращая внимание на окраску внутренних поверхностей звеньев в месте их прилегания друг к другу. Звенья, подлежащие маркировке краской, следует предохранять от попадания газовой смолы, так как нанесенная поверх смолы белая или красная краска быстро темнеет и становится мало заметной в темное время. Восстанавливают также маркировку смычек — как окраску, так и бензели на контрфорсах.

Если есть возможность, то на контрфорс надевают кольцо из стального прутка или полосы, концы кольца сваривают. Такая маркировка намного надежнее проволочного бензеля. Соединительные скобы как простые, так и патентованные следует разобрать, тщательно очистить от ржавчины и после смазки собрать вновь.

При работе с якорным устройством необходимо выполнять следующие правила техники безопасности.

1. Запрещается разобщать звездочки от механизма брашпиля и отдавать стопоры, не удостоверившись в надежном креплении звездочки ленточным тормозом.

2. Запрещается втягивать якорь в клюз и отрывать его от грунта движением судна при нахождении людей в цепном ящике.

3. Запрещается работать с якорным устройством во время нахождения людей за бортом в районе якоря, а также при нахождении под скулами плавучих средств. При необходимости проведения забортных работ якоря должны удерживаться, кроме ленточных, дополнительными стопорами.

4. Во время отдачи и подъема якоря запрещается находиться на линии якорь-цепи впереди и позади брашпиля.

5. При стоянке судна у причала запрещается оставлять якорь-цепь только на ленточных тормозах.

6. При подъеме якоря укладка якорь-цепей должна производиться с помощью абгалдырей. Лица, занятые на укладке, должны находиться снаружи цепного ящика.

7. Перед отдачей якоря необходимо убедиться в отсутствии в цепном ящике людей, а также посторонних предметов.

8. Запрещается соединение звездочки с механизмом брашпиля без его предварительной проверки на холостом ходу. Перед пуском брашпиля на холостой ход необходимо убедиться в разобщении звездочки.

9. При работах за бортом по очистке якоря должны соблюдаться правила техники безопасности при работе за бортом.