§ 36. УХОД ЗА ЯКОРНЫМ УСТРОЙСТВОМ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НИМ
Правилами технической эксплуатации требуется, чтобы якорное устройство
постоянно содержалось в исправном состоянии, всегда готовым к действию и
при любых условиях эксплуатации обеспечивало быструю и легкую отдачу и
подъем якорей, а также надежную стоянку судна на якоре. Для выполнения
этого требования необходимо вести регулярное наблюдение за якорным
устройством и его деталями, особенно обращая внимание на те части,
которые подвержены максимальному износу или легко могут быть повреждены.
Ниже расскажем о возможных неисправностях, которые нужно устранять
немедленно.
Звездочка должна включаться и выключаться без заеданий, усилием рук
одного человека. При кулачковом соединении грани кулачков должны быть
параллельны. Неравномерный износ рабочих поверхностей кулачков может
привести к произвольному рассоединению звездочки при подъеме якоря.
Рабочие поверхности ленточного тормоза — деревянные колодки или
фрикционная лента — с течением времени изнашиваются и могут настолько
сработаться, что удержать якорь-цепь с помощью тормоза становится
затруднительным. В некоторых конструкциях шпилей и брашпилей ленточный
тормоз расположен внутри механизма, что затрудняет наблюдение за его
состоянием. В этом случае через определенные промежутки времени
необходимо производить разборку механизма для про* верки состояния
фрикциона.
Слабым местом в якорном устройстве являются скобы, особенно простые. При
отдаче якорей скоба может удариться штырем о камень или о другое звено и
в результате шпилька может быть срезана. Поэтому при подъеме якоря
следует обращать внимание на положение штырей, а также на исправность
свинцовых пробок, предохраняющих шпильку от выпадания. Полезно также
обстукивать молотком звенья для выявления возможных трещин. При разборке
скобы ее нужно тщательно осмотреть, очистив предварительно от ржавчины,
убедиться в отсутствии дефектов, смазать и собрать вновь.
При наличии привода для отдачи жвака-галса следует периодически его
расхаживать, смазывая все трущиеся части. Так как жвака-галс расположен
в верхней, труднодоступной части цепного ящика (на судах современной
постройки) и его заводка является трудоемкой операцией, в особенности
при крупном калибре цепи, при расхаживании привода следует предусмотреть
меры, предупреждающие полную отдачу жвака-галса.
Проверка состояния якорей производится внешним осмотром. При этом
убеждаются в отсутствии трещин, в исправности штырей, болтов и скобы
якоря.
Уход за цепными ящиками состоит в регулярной откачке воды и уборке грязи
из-под настила, своевременной очистке переборок ящика от ржавчины и
окраске их газовой смолой.
На судне должен осуществляться систематический контроль за состоянием
якорь-цепей. Эксплуатация якорь-цепей допускается лишь в том случае,
если калибр цепи уменьшился вследствие износа не более чем на 10% от
первоначального размера.
Якорь необходимо регулярно осматривать для своевременного выявления
дефектов. При постановке судна в док якорь-цепь вытравливают на палубу
дока, тщательно очищают от ржавчины и затем осматривают каждое звено.
При этом определяют износ звеньев, отсутствие трещин как видимых, так и
скрытых, для чего их обстукивают молотком. Чистый, звонкий звук
свидетельствует об отсутствии дефектов.
Если контрфорс стальной и не отлит вместе со звеном, необходимо
проверить, насколько он прочно держится в звене. Свободно
передвигающийся вдоль звена контрфорс подлежит замене, так же как и
звено с отсутствующим контрфорсом. У соединительных скоб следует
проверять состояние штырей, обращая особое внимание на наличие шпилек,
которые могут быть утеряны, а также на исправное состояние свинцовых
пробок. Вертлюги должны быть проверены на свободное вращение.
По окончании очистки и осмотра якорь-цепь надо окрасить газовой смолой.
Для этого лучше всего использовать пульверизатор (смолу надо
предварительно разогреть). Якорь-цепь в процессе окраски необходимо
переворачивать, обращая внимание на окраску внутренних поверхностей
звеньев в месте их прилегания друг к другу. Звенья, подлежащие
маркировке краской, следует предохранять от попадания газовой смолы, так
как нанесенная поверх смолы белая или красная краска быстро темнеет и
становится мало заметной в темное время. Восстанавливают также
маркировку смычек — как окраску, так и бензели на контрфорсах.
Если есть возможность, то на контрфорс надевают кольцо из стального
прутка или полосы, концы кольца сваривают. Такая маркировка намного
надежнее проволочного бензеля. Соединительные скобы как простые, так и
патентованные следует разобрать, тщательно очистить от ржавчины и после
смазки собрать вновь.
При работе с якорным устройством необходимо выполнять следующие правила
техники безопасности.
1. Запрещается разобщать звездочки от механизма брашпиля и отдавать
стопоры, не удостоверившись в надежном креплении звездочки ленточным
тормозом.
2. Запрещается втягивать якорь в клюз и отрывать его от грунта движением
судна при нахождении людей в цепном ящике.
3. Запрещается работать с якорным устройством во время нахождения людей
за бортом в районе якоря, а также при нахождении под скулами плавучих
средств. При необходимости проведения забортных работ якоря должны
удерживаться, кроме ленточных, дополнительными стопорами.
4. Во время отдачи и подъема якоря запрещается находиться на линии
якорь-цепи впереди и позади брашпиля.
5. При стоянке судна у причала запрещается оставлять якорь-цепь только
на ленточных тормозах.
6. При подъеме якоря укладка якорь-цепей должна производиться с помощью
абгалдырей. Лица, занятые на укладке, должны находиться снаружи цепного
ящика.
7. Перед отдачей якоря необходимо убедиться в отсутствии в цепном ящике
людей, а также посторонних предметов.
8. Запрещается соединение звездочки с механизмом брашпиля без его
предварительной проверки на холостом ходу. Перед пуском брашпиля на
холостой ход необходимо убедиться в разобщении звездочки.
9. При работах за бортом по очистке якоря должны соблюдаться правила
техники безопасности при работе за бортом.