§ 31. УХОД ЗА ГРУЗОВЫМИ ТАНКАМИ НЕФТЕНАЛИВНЫХ СУДОВ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

§ 31. УХОД ЗА ГРУЗОВЫМИ ТАНКАМИ НЕФТЕНАЛИВНЫХ СУДОВ

Грузовые танки нефтеналивных судов при подготовке их под налив груза требуют периодической очистки от остатков нефтепродуктов, скапливающейся грязи и появляющейся ржавчины.

Все связанные с этим так называемые зачистные работы включают в общем случае следующие основные операции:

зачистку остатка груза, который не может быть взят зачистными насосами;

мойку танков для очистки от нефтепродуктов внутренних поверхностей набора;

дегазацию танков для удаления из танков различных газов и паров нефтепродуктов, опасных как в пожарном отношении, так и вредных для организма человека;

окончательное удаление с днища танка всех нерастворимых остатков, ржавчины и протирку внутренних поверхностей танка ветошью.

Зачистные работы обычно производят при перемене сорта груза, а также перед постановкой судна в ремонт. Объем зачистных работ и количество выполняемых при этом перечисленных выше операций зависят как от сорта груза, перевозимого ранее, так и от намеченного к перевозке и определяется специальным ГОСТом.

Наиболее трудоемкими являются зачистные работы при подготовке танков под перевозку светлых нефтепродуктов после темных.

Это объясняется тем, что при перевозке темных нефтепродуктов (сырая нефть, мазут и т. п.) на днище танков образуется битумный остаток, неподдающийся размягчению, несмотря на самую интенсивную работу системы подогрева. Такие же твердые битумные пленки образуются и на поверхностях внутреннего набора.

Длительное время зачистка танков производилась только вручную. Для размягчения твердого остатка танки в течение 2—3 ч пропаривают острым паром. Для этого закрывают все
клинкеты грузовой и газоотводной магистрали, крышку расширителя, а на смотровой глазок кладут мат, прижимая его пробкой глазка. При наличии в танке сплошной замерной трубки, идущей до днища, пар в танк может подаваться через систему паротушения.

 

 

В этом случае пробка замерной трубки должна быть открыта, чтобы через нее мог выходить из танка воздух. При отсутствии в танке такой трубки пар необходимо подавать через резиновый шланг, опущенный до днища танка.

После окончания пропаривания крышки горловин открывают для проветривания танка от скопившихся газов нефтепродуктов. Как только температура в танке снизится настолько, что в нем можно будет работать, его моют горячей водой с температурой около 35—40° С, подаваемой через пожарную магистраль. Сначала работающий в танке с верхней площадки трапа скатывает подволок и верхние части бортового набора, затем спускается на вторую площадку и промывает другие части бортов и переборок и т. д. (рис. 46).

Стекающую на днище танка грязную воду сразу же откачивают из танка насосами в отдельный «грязный» танк или прямо за борт, если судно находится в открытом море (более 50 миль от берега).

Работающие в недегазированных танках должны быть одеты в специальные костюмы и шланговые противогазы. На каждом должен также быть брестроп с концом, выходящим наверх, чтобы с помощью этого конца можно было поднять человека в случае, если ему станет плохо.

После окончания скатки танков выбирают вручную с днища битумные остатки, ржавчину и грязь и ведрами поднимают их из танка на палубу. Затем в один из танков принимают керосин, который перекачивают насосами из танка в танк для растворения остатков мазута, которые обычно всегда остаются после мойки в труднодоступных местах.

После прокачки танков керосином их еще раз скатывают горячей водой, а загрязненный керосин сдают в порту на базу.

Если по завершению всего цикла танки окажутся недостаточно чистыми, то повторяют пропаривание и мойку горячей водой. Ручная мойка танков является чрезвычайно тяжелой работой и требует затраты большого количества времени. Для ручной зачистки современного танкера среднего тоннажа требуется 10— 15 суток.

В связи с этим в настоящее время обычно применяют механический, химический и комбинированный способы мойки танков.

При механическом способе для мойки танков применяются специальные моечные машинки (рис. 47). Моечная машинка представляет собой гидравлическую турбинку с несколькими соплами, которые при подаче воды в машинку начинают вращаться в вертикальной и горизонтальной плоскостях, в результате чего вылетающие из сопел струи воды постоянно перемещаются и захватывают большое пространство. Применение моечных машинок позволяет, во-первых, избавиться от тяжелого ручного труда и, во-вторых, применять для мойки очень горячую воду (до 70—80° С) под давлением 12—14 атм. В этом случае танки не нужно пропаривать.

Моечные машинки опускают в танк через специальные небольшие горловины на тросе 1 на глубину 2—3 м и подают к ним воду в течение 1—2 ч.

Затем машинку опускают еще на 2—3 м, и операция повторяется и т. д. (рис. 48). Во время работы машинок горловины танка должны быть закрыты, а нагретый воздух и пары нефтепродуктов выпускают из танка через открытую газоотводную магистраль. Стекающую на днище танка грязную воду необходимо сразу же откачивать насосами. После окончания мойки танки вентилируют и в них спускаются люди для осмотра и ручной скатки из шланга мест, не захваченных моечной машинкой.

При химических способах мойки танков битумную пленку и затвердевшие остатки груза растворяют специальными химическими растворителями. Эти препараты, поступающие на судно обычно в виде порошков, растворяются по указанному рецепту в специальных емкостях или одном из танков.

Мойка танков химическим раствором может осуществляться путем перекачки подогретого раствора из танка в танк с выдержкой его определенное время (указанное в инструкции) в каждом танке. Раствор можно также разбрызгивать по внутренней поверхности танка при помощи парового эжектора (рис. 49).

Кроме названных, применяется и третий способ — так называемый комбинированный, когда химический раствор подается в танк через моечные машинки.
Во всех случаях после откачки раствора танки с помощью моечных машинок скатывают горячей водой.

После окончания мойки танков в одном из них подогревают до температуры 70—75° С воду и ею промывают грузовой трубопровод, стояки и насосы, а затем перебирают и очищают все фильтры.

Зачистку и мойку танков заканчивают продувкой паром, а затем сжатым воздухом системы подогрева груза в танках.
В некоторых специализированных нефтеналивных портах для выполнения работ по зачистке и мойке танков на судах существуют специальные плавучие или стационарные станции.