§ 31. УХОД ЗА ГРУЗОВЫМИ ТАНКАМИ НЕФТЕНАЛИВНЫХ СУДОВ
Грузовые танки нефтеналивных судов при подготовке их под налив груза
требуют периодической очистки от остатков нефтепродуктов, скапливающейся
грязи и появляющейся ржавчины.
Все связанные с этим так называемые зачистные работы включают в общем
случае следующие основные операции:
зачистку остатка груза, который не может быть взят зачистными насосами;
мойку танков для очистки от нефтепродуктов внутренних поверхностей
набора;
дегазацию танков для удаления из танков различных газов и паров
нефтепродуктов, опасных как в пожарном отношении, так и вредных для
организма человека;
окончательное удаление с днища танка всех нерастворимых остатков,
ржавчины и протирку внутренних поверхностей танка ветошью.
Зачистные работы обычно производят при перемене сорта груза, а также
перед постановкой судна в ремонт. Объем зачистных работ и количество
выполняемых при этом перечисленных выше операций зависят как от сорта
груза, перевозимого ранее, так и от намеченного к перевозке и
определяется специальным ГОСТом.
Наиболее трудоемкими являются зачистные работы при подготовке танков под
перевозку светлых нефтепродуктов после темных.
Это объясняется тем, что при перевозке темных нефтепродуктов (сырая
нефть, мазут и т. п.) на днище танков образуется битумный остаток,
неподдающийся размягчению, несмотря на самую интенсивную работу системы
подогрева. Такие же твердые битумные пленки образуются и на поверхностях
внутреннего набора.
Длительное время зачистка танков производилась только вручную. Для
размягчения твердого остатка танки в течение 2—3 ч пропаривают острым
паром. Для этого закрывают все
клинкеты грузовой и газоотводной магистрали, крышку расширителя, а на
смотровой глазок кладут мат, прижимая его пробкой глазка. При наличии в
танке сплошной замерной трубки, идущей до днища, пар в танк может
подаваться через систему паротушения.
В этом случае пробка замерной трубки должна быть
открыта, чтобы через нее мог выходить из танка воздух. При отсутствии в
танке такой трубки пар необходимо подавать через резиновый шланг,
опущенный до днища танка.
После окончания пропаривания крышки горловин открывают для проветривания
танка от скопившихся газов нефтепродуктов. Как только температура в
танке снизится настолько, что в нем можно будет работать, его моют
горячей водой с температурой около 35—40° С, подаваемой через пожарную
магистраль. Сначала работающий в танке с верхней площадки трапа
скатывает подволок и верхние части бортового набора, затем спускается на
вторую площадку и промывает другие части бортов и переборок и т. д.
(рис. 46).
Стекающую на днище танка грязную воду сразу же откачивают из танка
насосами в отдельный «грязный» танк или прямо за борт, если судно
находится в открытом море (более 50 миль от берега).
Работающие в недегазированных танках должны быть одеты в специальные
костюмы и шланговые противогазы. На каждом должен также быть брестроп с
концом, выходящим наверх, чтобы с помощью этого конца можно было поднять
человека в случае, если ему станет плохо.
После окончания скатки танков выбирают вручную с днища битумные остатки,
ржавчину и грязь и ведрами поднимают их из танка на палубу. Затем в один
из танков принимают керосин, который перекачивают насосами из танка в
танк для растворения остатков мазута, которые обычно всегда остаются
после мойки в труднодоступных местах.
После прокачки танков керосином их еще раз скатывают горячей водой, а
загрязненный керосин сдают в порту на базу.
Если по завершению всего цикла танки окажутся недостаточно чистыми, то
повторяют пропаривание и мойку горячей водой. Ручная мойка танков
является чрезвычайно тяжелой работой и требует затраты большого
количества времени. Для ручной зачистки современного танкера среднего
тоннажа требуется 10— 15 суток.
В связи с этим в настоящее время обычно применяют механический,
химический и комбинированный способы мойки танков.
При механическом способе для мойки танков применяются специальные
моечные машинки (рис. 47). Моечная машинка представляет собой
гидравлическую турбинку с несколькими соплами, которые при подаче воды в
машинку начинают вращаться в вертикальной и горизонтальной плоскостях, в
результате чего вылетающие из сопел струи воды постоянно перемещаются и
захватывают большое пространство. Применение моечных машинок позволяет,
во-первых, избавиться от тяжелого ручного труда и, во-вторых, применять
для мойки очень горячую воду (до 70—80° С) под давлением 12—14 атм. В
этом случае танки не нужно пропаривать.
Моечные машинки опускают в танк через специальные небольшие горловины на
тросе 1 на глубину 2—3 м и подают к ним воду в течение 1—2 ч.
Затем машинку опускают еще на 2—3 м, и операция повторяется и т. д.
(рис. 48). Во время работы машинок горловины танка должны быть закрыты,
а нагретый воздух и пары нефтепродуктов выпускают из танка через
открытую газоотводную магистраль. Стекающую на днище танка грязную воду
необходимо сразу же откачивать насосами. После окончания мойки танки
вентилируют и в них спускаются люди для осмотра и ручной скатки из
шланга мест, не захваченных моечной машинкой.
При химических способах мойки танков битумную пленку и затвердевшие
остатки груза растворяют специальными химическими растворителями. Эти
препараты, поступающие на судно обычно в виде порошков, растворяются по
указанному рецепту в специальных емкостях или одном из танков.
Мойка танков химическим раствором может осуществляться путем перекачки
подогретого раствора из танка в танк с выдержкой его определенное время
(указанное в инструкции) в каждом танке. Раствор можно также
разбрызгивать по внутренней поверхности танка при помощи парового
эжектора (рис. 49).
Кроме названных, применяется и третий способ — так называемый
комбинированный, когда химический раствор подается в танк через моечные
машинки.
Во всех случаях после откачки раствора танки с помощью моечных машинок
скатывают горячей водой.
После окончания мойки танков в одном из них подогревают до температуры
70—75° С воду и ею промывают грузовой трубопровод, стояки и насосы, а
затем перебирают и очищают все фильтры.
Зачистку и мойку танков заканчивают продувкой паром, а затем сжатым
воздухом системы подогрева груза в танках.
В некоторых специализированных нефтеналивных портах для выполнения работ
по зачистке и мойке танков на судах существуют специальные плавучие или
стационарные станции.