Глава V. УХОД ЗА КОРПУСОМ СУДНА И ЕГО ПОМЕЩЕНИЯМИ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Глава V. УХОД ЗА КОРПУСОМ СУДНА И ЕГО ПОМЕЩЕНИЯМИ

§ 25. ПОВСЕДНЕВНЫЙ УХОД ЗА СУДНОМ

Для поддержания судна в чистоте и опрятности на нем должны производиться ежедневно малые и периодически — большие приборки. На большинстве транспортных судов ежедневная приборка производится утром (с 4 до 8 ч) и вечером в конце рабочего дня. Во время утренней приборки, проводимой в основном силами вахты, моют палубы в рулевой и штурманской рубках, протирают в них стекла и чистят медные и никелированные вещи. При плавании в условиях высоких температур в это же время скатывают водой все деревянные палубы, надстройки и рубки, шлюпки и т. п.

Производить скатку в жаркое время не рекомендуется, так как это будет способствовать разрушению дерева. Для скатки должны применяться специальные резиновые шланги. Использовать для этой цели пожарные шланги запрещается. Перед скаткой необходимо проверить закрытие иллюминаторов, окон, дверей и т. д.
По окончании скатки удалить воду со шлюпочных и других чехлов, тентов, а затем пролопатить палубу и протереть деревянные планширы.

В конце рабочего дня убирают рабочие места, подметают и, если есть необходимость, скатывают палубу. Подметать и скатывать нужно всегда с верхней палубы с наветренного борта.

Большие приборки производятся перед приходом судна в порт, после окончания выгрузки или погрузки грузов, выделяющих пыль (уголь, апатиты и т, п.), но не реже одного раза в месяц.

Во время больших приборок моют надстройки, рубки, шлюпки (снаружи), тамбуры, рундуки и другие предметы, расположенные на палубах, а также и сами палубы.

Окрашенные масляными или эмалевыми красками поверхности следует мыть теплым мыльным раствором. В случае сильного загрязнения поверхностей, наличии на них масляных пятен, можно добавлять в мыльный раствор небольшое количество едкого натра (каустической соды). Однако следует иметь в виду, что от частого воздействия содового раствора большинство красочных пленок теряет свой блеск. Поэтому небольшие маслянистые пятна, подтеки ржавчины из-под заклепок рекомендуется не отмывать, а оттирать небольшим куском смоченной парусины, присыпанной цементом или мелкой пемзой.

Моечный раствор лучше всего приготовлять сразу в большой таре (металлической бочке), где его можно было бы все время подогревать паром.

Поверхности моют мягкими волосяными щетками или небольшими квачами. Чтобы мыльный раствор не оставлял при стека-нии на нижних частях переборок и плинтусах белесых полос, перед его нанесением поверхность нужно смочить пресной водой. После нанесения моечного раствора намыленную поверхность нужно сразу же протереть щетками или маховыми кистями; труднодоступные места — ветошью. Чтобы раствор в это время не засыхал, нужно наносить его не на всю поверхность, а на небольшие ее участки. После того как вся поверхность (например, целая стенка, переборка) будет хорошо протерта моечным раствором, ее окатывают водой и вновь протирают щетками для удаления остатков моечного раствора, а затем уже окатывают начисто. При этом напор воды в магистрали должен быть небольшим, чтобы избежать образования излишних брызг.

Деревянные и окрашенные палубы, в районе которых производится мойка рубок или надстроек, рекомендуется смачивать и периодически поливать из шланга, чтобы на них не оставалось подтеков от мыльного раствора.

Лобовые переборки надстроек обычно приходится мыть с подвесок. При этом должны быть выполнены все правила техники безопасности при работах на высоте (т. е. опробованы все тросы, на которых крепится подвеска, проверено их крепление; на работающих надеты предохранительные концы и т. п.).

Чтобы избежать при этом повреждения краски, бруски, которыми подвеска упирается в переборку, должны быть обвязаны мешковиной или ветошью.

После окончания мойки рубок, надстроек и других устройств, расположенных на палубе, приступают к мойке этой палубы. Окрашенные палубы моют тем же мыльным раствором, что и стенки надстроек. Деревянные палубы смачивают водой, посыпают песком, а затем протирают голиками, деревянными торцами или мягким песчаником.

Если деревянные палубы предполагают олифить или если они сильно загрязнены, то производят более тщательную мойку. В этом случае на смоченную пресной водой палубу наносят моечный раствор и оставляют его на 10—15 мин. Затем, если палуба успела высохнуть, ее вновь смачивают, посыпая песком, и отдраивают. Применять для мойки деревянных палуб каустическую соду категорически запрещается, так как сода сильно разрушает дерево и разъедает окраску. Масляные или нефтяные пятна на палубе надо предварительно натереть раствором хлорной извести.

После того как палуба будет хорошо оттерта песком, ее скатывают водой из шланга, сгоняя песок в открытые к этому времени шпигаты. Промытую палубу осушают от воды, пролопачивая ее резиновыми лопатками и протирая швабрами. При этом особое внимание следует обращать на то, чтобы вода не оставалась возле ватервейсов, комингсов и тому подобных местах.

После окончания мойки протирают стекла иллюминаторов, чистят все медные и никелированные вещи и детали, имеющиеся на надстройках и палубах.