§ 27. УХОД ЗА КОРПУСОМ СУДНА

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

§ 27. УХОД ЗА КОРПУСОМ СУДНА

Уходу за корпусом судна необходимо уделять самое серьезное внимание, так как его хорошее состояние является необходимым условием безопасной эксплуатации всего судна.

Основная задача по уходу за корпусом — это обеспечение его водонепроницаемости. Корпус судна для своевременного обнаружения водотечности должен находиться под постоянным наблюдением. Необходимо, помимо общих ежемесячных осмотров, проводить осмотр корпуса после каждого длительного океанского рейса.

При плавании на волнении все части корпуса испытывают значительные напряжения, в результате чего может произойти ослабление связей корпуса и швов обшивки. В связи с этим при внутренних осмотрах необходимо особое внимание обращать на плотность заклепочных соединений и швов.

При осмотре водонепроницаемых переборок необходимо следить, чтобы у них не было больших выпучин или вмятин, нарушающих их прочность. Раз в шесть месяцев следует проверять сальники трубопроводов и кабелей, проходящих через водонепроницаемые переборки. Водонепроницаемость переборки (в местах сальников, выпавших заклепок и т. п.) должна быть немедленно устранена, для чего ставят болты-заглушки или бетонируют место течи.
 

Для предохранения лакокрасочных защитных покрытий от преждевременного разрушения необходимо все внутренние закрытые объемы держать сухими и чистыми.

Места, в которых по условиям эксплуатации может скапливаться влага, необходимо периодически промывать и просушивать, а узкие труднодоступные места — цементировать, не допуская при этом трещин. Поврежденные защитные покрытия следует немедленно восстанавливать после тщательного удаления появившейся в этих местах ржавчины.

При наружных осмотрах корпуса особое внимание следует обращать на состояние пояса наружной обшивки по переменной ватерлинии, а также обшивки корпуса в районе кормового подзора, где защитные покрытия изнашиваются наиболее сильно.

Краска в районе пояса переменных ватерлиний очень часто разрушается под влиянием масел и остатков нефтепродуктов, которые обычно имеются на поверхности портовых вод. Поэтому следует постоянно проверять в этих местах состояние лакокрасочных покрытий. Те места, где краска плохо держится или стала пористой, разбухшей от влаги (т. е. влагопроницаемой) „ должны быть зачищены и окрашены вновь.

При каждой стоянке в порту следует также подкрашивать корпус под якорными клюзами, где окраска обычно повреждается всякий раз при отдаче и подъеме якоря.

Чтобы предохранить борт от загрязнения, необходимо систематически очищать от грязи и промывать те его участки, которые находятся под шпигатами, и вообще периодически обмывать весь борт судна. При коротких рейсах мойку всего борта нужно производить по крайней мере 2 раза в месяц, а при дли* тельных — по окончании каждого рейса.

Чтобы предохранить светлую окраску борта от загрязнения при швартовных операциях, рекомендуется обшивать кранцы парусиной и окрашивать ее в цвет борта судна.

Для осмотра, очистки и окраски подводной части корпуса судно должно периодически проходить докование. Сроки очередных докований устанавливаются в зависимости от типа судна и района его плавания. Обрастание корпуса судна приводит к резкому снижению его скорости и, следовательно, к увеличению расхода топлива. Интенсивность обрастания зависит как от состояния самой поверхности корпуса, так и от района плавания и достигает наибольшего развития при плавании судна летом в низких широтах.