Танки и цистерны, предназначенные для хранения балластной и пресной
(питьевой и мытьевой) воды, также находятся под наблюдением палубной
команды.
Все танки и цистерны для предохранения их от коррозии должны быть
изнутри зацементированы или окрашены. Для цементировки рекомендуется
применять портландцемент марок 500 или 400 в смеси с чистым песком.
Цементировка наносится в два слоя для танков балластной и мытьевой воды
и в три — для питьевой. Для нанесения первого слоя приготовляется
раствор из 80% цемента, 20% чистого песка и около 25—26% воды от общего
веса песка и цемента; для второго и третьего слоя: цемента 84%’, песка
16% и воды около 40% от общего веса
песка и цемента. Цементный раствор наносят на зачищенную от ржавчины
поверхность с помощью кистей из длинной щетины или мочалы. Второй слой
наносят после высыхания первого. Расход раствора составляет 800 г/м2 для
первого слоя и 600 г/м2 для второго.
После цементировки цистерны промывают пресной водой из шланга, без
напора. Затем, спустив эту воду из цистерн, их наполняют доверху пресной
водой и оставляют в балластных танках и цистернах мытьевой воды не менее
чем на 12 ч, а в питьевых — не менее 24 ч\ затем воду спускают. Если
после этого вода в цистернах будет мутной, то следует повторить их
полное заполнение с последующей откачкой этой воды за борт.
Окраска внутренних поверхностей всех танков и цистерн после их
соответствущей подготовки (зачистки, обезжиривания и т. п.) может
производиться по следующим схемам:
1) один слой грунта В-329, поверх которого в три слоя наносят лак ХС-76
в смеси с алюминиевой пудрой; краску приготовляют на месте перед
непосредственным употреблением путем постоянного добавления в лак пудры
(в количестве около 7|%' по весу), полученную краску фильтруют через
сложенную вдвое марлю или очень частую сетку;
2) один слой грунта ХС-04, поверх которого наносят три слоя эмали
ХС-710;
3) четыре слоя эмали ХС-717.
Кроме того, танки для балластной и мытьевой воды можно* окрашивать
этинолевыми красками ЭКЖС-40 и ЭКА-15, которые наносятся в 4 слоя.
Применять эти краски для цистерн питьевой воды не рекомендуется, так как
вода в них при длительном хранении может приобрести специфический
привкус. Перед покраской цистерны должны быть хорошо просушены
обдуванием их воздухом. В дальнейшем, после нанесения каждого слоя
краски, продувку воздухом продолжают в течение 5—6 ч. После нанесения
последнего слоя краски цистерны питьевой воды сушат воздухом в течение
10—12 суток, а балластной и мытьевой 3—4 суток.
Просушенные питьевые цистерны споласкивают, полностью заполняя их 2—3
раза. После этого берут пробу воды, выдержанной в цистерне в течение
суток; эту пробу нагревают до 35—40° С и проверяют на привкус и запах.
При наличии привкуса и запаха воду сливают, цистерну просушивают и вновь
заполняют водой и через сутки берут новую пробу. Эту операцию повторяют
до тех пор, пока вода не будет иметь никакого привкуса и запаха.
Во время плавания в зоне пониженных температур необходимо предохранять
цистерны от размораживания, причем особое наблюдение должно быть
установлено за цистернами, находящимися выше действующей ватерлинии в
необогреваемых помещениях. Если в таких цистернах нет системы, подогрева
воды, то воду из них лучше перекачать в другие танки. Все танки,
находящиеся под «прессом», т. е. заполненные до отказа, необходимо
слегка откачать, чтобы вода имела возможность свободно расширяться при
изменении температуры и не выдавила крышки горловин.
За состоянием уровня /воды в танках и цистернах следует вести постоянный
контроль; результаты замеров заносить в специальную тетрадь. При этом
необходимо иметь в виду, что если замеры производятся вручную с помощью
футштока, то для замеров уровня воды в питьевых цистернах нужно
использовать отдельный чистый футшток.