§ 22. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОКРАСКИ СУДНА

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

§ 22. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОКРАСКИ СУДНА

Для получения высококачественного лакокрасочного покрытия необходимо, помимо хорошей подготовки поверхности, тщательно соблюдать технологию окраски и правильно подбирать краски в зависимости от материала окрашиваемой поверхности, назначения покрытия и условий, в которых оно находится, руководствуясь «Правилами окраски судов ММФ».

Окраска должна производиться только в пределах температур, при которых допускается использование данной краски. Как правило, не разрешается выполнять окраску на солнцепеке, при сильном ветре, дожде.

Наиболее благоприятные условия для выполнения окрасочных работ создаются при температуре воздуха от +15 до + 25°С и влажности не свыше 70%. При температуре свыше +25° С поверхность при окраске нужно защищать тентами от прямого воздействия солнечных лучей. Окраска при температуре ниже +5° может производиться только в случаях крайней необходимости.

Краску можно наносить вручную кистями и механизированным способом при помощи различных распылителей. Механизированная окраска гораздо производительнее ручной, однако расход краски при ней выше. Кроме того, следует иметь в виду, что во-первых, механизированные способы нанесения лакокрасочного покрытия могут применяться не во всех местах и не всеми красками. Во-вторых, ручная окраска обеспечивает более прочное и надежное прилипание окрасочной пленки к окрашиваемой поверхности и дает более высококачественное лакокрасочное покрытие.
Первым слоем на чистую и совершенно сухую поверхность наносится слой краски, служащий грунтом. Грунт является основой лакокрасочного покрытия, придает ему основные антикоррозионные свойства, и поэтому к качеству грунтовки необходимо предъявлять самые высокие требования. В особо ответственных местах и помещениях с повышенной влажностью грунтовка должна производиться только волосяными кистями.

При окраске больших площадей, например борта судна, непосредственно поверх грунта наносят несколько слоев краски без какой-либо промежуточной их обработки. В тех случаях, когда к покрытию предъявляются высокие декоративные требования, после грунтовки производят дополнительные работы: частично или полностью шпаклюют загрунтованную поверхность и затем шлифуют зашпаклеванные места с целью выравнивания имеющихся на ней вмятин, неровностей и других дефектов. Краску наносят в несколько слоев поверх шпаклевки, причем последний слой краски флейцуют, растушевывают специальной кистью — флейцем, разделывают под торец или ценные породы дерева.

При ручных способах окраски красочную пленку наносят при помощи волосяных или валиковых кистей. Нанесение масляных красок при помощи волосяных кистей производится последовательно отдельными небольшими участками. Размеры такого участка определяют с таким расчетом, чтобы его можно было покрыть краской, набранной на кисть за один раз. При этом не следует стремиться чрезмерно увеличивать размеры участка, набирая на кисть как можно больше краски, так как это приведет к ее разбрызгиванию, появлению потеков и других дефектов в окраске.

Чтобы получить тонкий и равномерный слой краски по всей поверхности, ее в небольшом количестве набирают на кисть, опустив последнюю на 1 —1,5 см в ведерко с краской. Затем небольшими мазками краску в виде отдельных пятен распределяют равномерно по всей площади участка. После этого полусухой кистью, не опуская ее больше в ведерко, длинными мазками тщательно растушевывают краску сначала в одном, а затем в перпендикулярном первому направлениях.

При окраске борта первую растушевку делают в вертикальном направлении, а вторую — в горизонтальном; при окраске надстроек, рубок и переборок — наоборот. При окрашивании подволоков последнюю растушевку следует делать в направлении источника света. Например, при окраске подволоков в каютах последняя растушевка должна производиться в направлении от внутренней переборки к иллюминаторам.

При растушевке краски кисть следует держать в положении примерно под углом около 50—60° относительно окрашиваемой поверхности. При этом, чтобы на красочном слое не оставалось следов кисти, растушевку следует делать самым концом кисти
без сильного нажима. Если окрашиваемой поверхности хотят придать особенно гладкий и ровный вид, то после этого делают еще одну растушевку с помощью флейца. При этой растушевке, называемой флейцеванием, концом совершенно сухой кисти, держа ее перпендикулярно окрашиваемой поверхности, осторожно проводят в направлении последней растушевки, сделанной основной кистью.

Иногда окрашиваемую поверхность обрабатывают с помощью специальных торцовых кистей или щеток с коротким волосом, чтобы сделать поверхность матовой. Для этого сухой торцовкой «постукивают» по свежему слою растушеванной краски.

Большие по площади и ровные поверхности могут окрашиваться масляными красками с помощью валиковых кистей. При применении валиковых кистей необходимо иметь ведерко несколько большего диаметра, чем длина валика, перегороженное по диагонали проволочной сеткой. Валик погружают в краску, а затем излишек ее отжимают о верхний край сетки.

Краску при помощи валиковых кистей наносят последовательно отдельными полосами, прокатывая валик без сильного нажима в горизонтальном или вертикальном направлении. Никакой растушевки краски при этом не производится. Поэтому окраска валиковыми кистями по качеству несколько ниже кистевой, расход краски при ней несколько больше, но зато производительность значительно выше. Вполне понятно, что валиковой кистью можно окрашивать только ровные поверхности, не имеющие выступов. В связи с этим обычно пользуются валиковой кистью и волосяной, при помощи которой подкрашивают незакрашенные участки.

Ручную окраску быстросохнущими эмалями марок ПХВ,ХСЭ, ХВЭ и другими следует выполнять только волосяными кистями и лучше всего с длинным, мягким и упругим волосом. Краску следует наносить тонким слоем на небольшие участки легкими и длинными мазками без повторного проведения кистью по одному и тому же месту. Направление мазков должно соответствовать направлению последней растушевки, указанному для масляных красок.

Эмалевые краски быстро густеют, поэтому в процессе работы котелок с краской рекомендуется держать в ведерке с теплой водой, периодически перемешивая краску деревянной лопаточкой.

Качество ручной окраски во многом зависит от состояния кистей, которое требуют определенной подготовки их к работе и тщательного ухода за ними в процессе эксплуатации.

Новые кисти перед пользованием вымачивают в течение 20— 30 мин в воде и высушивают.

Кисти, изготовленные из жесткого и упругого волоса, рекомендуется обработать на мягком, песчаном точиле, чтобы волос в них на конце стал тоньше и мягче и кисть не оставляла резких штрихов на окрашиваемой поверхности. Первоначально новые кисти следует испробовать на неответственных работах, пока концы их достаточно не обработаются. Новые маховые кисти и ручники, предназначенные для работы с масляными красками, должны быть предварительно на 7з длины волосяной части обвязаны парусной ниткой. Перед обвязкой внутрь кисти нужно вставить деревянную пробку длиной, равной длине обвязки, и такой же толщины, как ручка кисти в этом месте. По мере снашивания кисти обвязка уменьшается, уменьшается и длина пробки.

При непродолжительных перерывах в работе кисти необходимо тщательно отжать от краски и подвесить в воде, чтобы кисть не опиралась на волос. После окончания работы кисти нужно тщательно вымыть и установить волосом вверх для просушки. После масляных красок кисти необходимо отмыть скипидаром или керосином, а затем теплой водой с мылом; после эмалей — растворителями данной эмали и также водой с мылом.

Кисти из барсучьего, хорькового или беличьего волоса моют только теплой водой с мылом.

Рекомендуется иметь отдельные кисти для каждого сорта краски. Если приходится одной кистью наносить разные краски, особенно светлую после темной, кисть необходимо делать со съемной обвязкой и менять пробки.

При механизированной окраске окрасочная пленка наносится при помощи различных краскораспылителей. Механизированные способы окраски могут применяться, когда окрашиваются ровные, чаще всего большие по площади поверхности, без обработки последнего слоя краски.

Не разрешается применять краскораспылители для нанесения красок, пигменты которых содержат ядовитые вещества — свинец, ртуть, сурьмин и др., а также при окраске цистерн, танков, коффердамов и подобных им помещений.

При окраске наружных поверхностей краску следует наносить от подветра к наветру, в помещениях: при вытяжной вентиляции— от вентиляции, при нагнетательной — с наиболее отдаленного участка.

Для получения ровной красочной пленки без пропусков следует распылитель в процессе окраски плавно и безостановочно перемещать, как показано на рис. 44, на расстоянии 25— 30 см от поверхности при плоской струе и 25—40 см при круглой. При этом необходимо, чтобы ось струи все время была перпендикулярна окрашиваемой поверхности, а каждая последующая полоса перекрывала предыдущую на 1 —1,5 см.

Чтобы избежать подтеков краски у нижней и верхней границ окрашиваемой поверхности, распылитель в тот момент, когда он дойдет до нижней кромки, отключают на мгновение и включают вновь, когда он будет переведен на новую полосу. Также
поступают при перемещении краскораспылителя на новую полосу и в верхнем положении (на рисунке эти места показаны звездочками).

Качество окраски во многом также зависит от правильного подбора диаметра сопла (т. е. количества подаваемой краски) и необходимого давления воздуха.

Рекомендуемое давление воздуха при определенном диаметре сопла зависит от вязкости краски и должно указываться в паспорте распылителя. При этом необходимо иметь в виду, что чем больше диаметр сопла и давление, тем больше будет расход краски. Необходимое соотношение между количеством поступающей в распылитель краски и давлением воздуха регулируется с помощью редуктора на масловодоотделителе и красконагнетательном бачке. При недостаточной подаче краски и избытке воздуха струя будет пульсирующей, а при недостатке воздуха и избытке краски последняя будет вылетать из распылителя крупными брызгами. Для красок с нормальной вязкостью рекомендуется работать при давлении воздуха от 2 до 4 атм с диаметрами сопла 2—3,5 мм.

При подготовке красок для механизированной окраски необходимо иметь в виду, что их вязкость должна быть несколько ниже, чем при кистевой.

При работе с краскораспылителем во внутренних помещениях должна быть обеспечена хорошая вентиляция. Если вентиляция отсутствует, а также в тех случаях, когда с помощью распылителя наносятся свинцовые, этинолевые и другие краски, содержащие ядовитые вещества, работающие должны применять респираторы и другие средства индивидуальной защиты.

Перед началом работы необходимо проверить состояние краскораспылителя, герметичность соединения шлангов и крышки бачка.

При перерывах в работе краскораспылитель необходимо на это время помещать в бачок с чистым растворителем, чтобы избежать засыхания в нем краски.

После окончания работы распылитель продувают сжатым воздухом и промывают растворителем, налитым вместо краски
в чистый бачок, до тех пор, пока из его сопла не станет выходить совершенно' чистая струя. Затем вновь продувают краскораспылитель воздухом, тщательно очищают от остатков краски красконагнетательный бачок, промывают его и масловодоот-делитель, протирают их чистой ветошью и просушивают.