Глава I. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СУДОХОДСТВА

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Глава I. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СУДОХОДСТВА


§ 1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Морские границы Советского Союза протянулись более чем на 47 тысяч километров. По водным просторам всего земного шара совершают плавания суда советского торгового флота. Они перевозят тысячи пассажиров, а также огромное количество грузов, необходимых для развития народного хозяйства СССР.

Морской флот нашей страны имеет славную историю. Более тысячи лет назад восточные славяне считались отличными мореходами. На судах собственного изобретения они плавали по Черному морю и выходили в Средиземное. Русские мореходы первыми совершили отважные плавания в Северном Ледовитом океане. Они открыли большинство островов Ледовитого океана, первыми побывали в Северной Америке, на островах северной части Тихого океана, исследовали тихоокеанское побережье от Чукотки до устья Амура.

Имена выдающихся русских мореходов известны всему миру. Русский путешественник Семен Дежнев в 1648 г., совершая морской поход вдоль берегов Чукотки, обогнул северо-восточную часть России и открыл пролив, отделяющий Азию от Америки. Позднее этот пролив был назван в честь офицера русского флота В. Беринга, возглавлявшего вместе с А. Чириковым в XVIII в. Великую Северную экспедицию. Участники этой экспедиции нанесли на карту побережье Северного Ледовитого океана, Алеутские и Командорские острова, а также открыли северо-западные берега Америки. В составе этой экспедиции были прославленные мореплаватели братья Харитон и Дмитрий Лаптевы, С. Малыгин, С. Челюскин и др. Широко известны имена русских моряков-исследователей Арктики Ф. Литке, Г. Седова, Б. Вилькицкого и др.
 

В начале XIX в. русские мореходы под командованием морских офицеров Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева совершили знаменитый поход в Антарктику и открыли новый материк — Антарктиду.

Большой вклад в науку по изучению этого малоисследованного континента внесли советские ученые М. М. Сомов, И. В. Максимов, А. Ф. Трешников. Первое свое плавание к берегам Антарктиды они совершили в 1955 г. на теплоходе «Обь» под командованием капитана дальнего плавания И. А. Мана. Исследование этого континента нашими учеными продолжается и в настоящее время.

Основоположником отечественного научного мореплавания является М. В. Ломоносов. Великий русский ученый поставил перед наукой важнейшие проблемы судовождения, начертал грандиозные перспективы исследования арктических морей, создал более двух десятков приборов для мореходной астрономии.

Важный этап в развитии отечественного судостроения наступил в начале XVIII в. после удачных походов Петра I на Балтийском и Азовском морях. С этого периода центром судостроения становится Петербург, в котором в 1704 г. было заложено Адмиралтейство. К началу XVIII в. относится строительство нескольких судостроительных верфей в Петербурге и других городах страны, а также сооружение доков в Кронштадте.

В середине XVIII в. член Российской Академии наук Л. Эйлер в своей работе «Полное умозрение строения и вождения кораблей» сформулировал и обосновал основные положения и законы теории корабля, его прочности, ходкости и управляемости.

В начале XIX в. русский ученый академик капитан-командор П. Я. Гамалея опубликовал пятитомный труд «Высшая теория морского искусства» и курс под названием «Опыт морской практики», которые были написаны на высоком научном уровне и подробно рассматривали физическую сущность теории и технологии постройки судов.

В конце XIX в. с развитием строительства судов с механическим двигателем и стальным корпусом русский ученый адмирал С. О. Макаров создал теорию непотопляемости судов. По его проекту был построен первый в мире мощный морской ледокол «Ермак».

Выдающимися учеными, работавшими в начале XX в. в области теории корабля, были А. Н. Крылов и И. Г. Бубнов — первые создатели новой отрасли науки — строительной механики корабля. А. Н. Крыловым была создана общая теория качки судна на волне. Огромное значение имеют работы А. Н. Крылова по вопросам прочности судна. Он оставил большое научное наследие — свыше 300 работ. История техники не знала более могучего теоретика и практика-кораблестроителя.
За годы Советской власти учеными А. Н. Крыловым, В. Л. По-здюниным, П. Ф. Папковичем, Ю. А. Шиманским и многими другими были изданы труды по строительной механике корабля, предложены новые методы проектирования судов, расчета судовых движителей.

В настоящее время советский торговый флот занимает одно из ведущих мест в мире. Наша страна является родиной первого в мире атомного ледокола «Ленин». Построены и успешно работают серии новых ледоколов типа «Москва», «Ленинград», «Капитан Вороиии» и др. В составе морского флота СССР плавают современные суда типа «Ленинский комсомол», «Бело-рецк», «Пула», «Леииногорск», «Красноград» и другие грузоподъемностью более 10 тыс. т. Скорость хода большинства типов этих судов более 17 узлов.

Нефтеналивной флот Советского Союза пополнился быстроходными танкерами типа «Прага», «София», «Дружба» грузоподъемностью 40 тыс. т и более. Пассажирский флот пополнился судами типа «Александр Пушкин», «Мария Ульянова» и др.

Успешно решая задачи своевременной доставки грузов для народного хозяйства, советские моряки вместе со всем советским народом участвуют в успешном строительстве коммунизма в нашей стране.

Высокая честь быть советским моряком. Морская служба — ответственное дело. Управлять судном, обслуживать его сложное вооружение и механизмы могут только люди, в совершенстве владеющие своей профессией.

Советский моряк должен быть грамотным и культурным, должен неустанно повышать свою квалификацию и идейно-политический уровень. Советские моряки любят свою профессию, гордятся ею и всегда помнят завет знаменитого флотоводца адмирала С. О. Макарова: «В море — значит дома, а на берегу — в гостях!».